Методическая разработка занятия по ценообразованию на тему: Определение оптовых и розничных цен на продовольственные товары, промышленную продукцию. Формирование цен в сфере услуг


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Донецкий профессионально-педагогический колледж
Методическая разработка
открытого занятия по теме
«Определение оптовых и розничных цен на продовольственные товары, промышленную продукцию. Формирование цен в сфере услуг»
по дисциплине: Ценообразование
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Разработал преподаватель: Терещенко Н.Н.
2016

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Ценообразование» на тему «Определение оптовых и розничных цен на продовольственные товары, промышленную продукцию. Формирование цен в сфере услуг»– Донецк: ГПОУ «ДППК», 2016.
Разработала: Терещенко Н.Н., преподаватель спецдисциплин, специалист второй квалификационной категории ГПОУ «Донецкий профессионально-педагогический колледж»

Рецензенты:
Третьяк М.В. – кандидат экономических наук, председатель цикловой комиссии, преподаватель профессионального цикла, специалист высшей квалификационной категории ГПОУ «Донецкий профессионально-педагогический колледж».

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии ГПОУ «Донецкий профессионально-педагогический колледж» (протокол № 9 от 28 апреля 2016г.)
Методическая разработка выполнена для преподавателей дисциплины «Ценообразование» по теме «Определение оптовых и розничных цен на продовольственные товары, промышленную продукцию. Формирование цен в сфере услуг».
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения практических занятий по дисциплине «Ценообразование» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
В разработке подробно обоснованы цели и задачи, актуальность работы и разработан ход урока.

Содержание
стр.
Введение 4
Технологическая карта учебного занятия 5
Хронологическая карта практического занятия по теме «Определение оптовых и розничных цен на продовольственные товары, промышленную продукцию. Формирование цен в сфере услуг» 9
Ход занятия 10
Литература 14
Приложение 1 Карточки тестовых заданий 15
Приложение 2 Инструкция к практической работе №9 17
Приложение 3 Рефлексия (Анкета анализа (самоанализа) организации мыслительной деятельности обучающихся на учебном занятии) 21
Приложение 4 Задачи для закрепления материала 22
Введение
Важное место в профессионально-методической подготовке будущего специалиста-бухгалтера занимает курс «Ценообразование». Специфика курса состоит в том, что обучающийся должен не только усвоить знания и умения, необходимые для решения вопросов в рамках дисциплины, но и с профессиональной точки зрения уметь спрогнозировать ценовую политику предприятия.
Будущий бухгалтер должен обладать не только знаниями, которые касаются сугубо бухгалтерского учета, а и в совершенстве решать вопрос о ценовой стратегии предприятия, фирмы; формирование цен на продукцию, работы и услуги; профессионально определять виды цен.
Целью современного образования является формирование личности, способной на основе полученных знаний и профессиональных навыков самостоятельно развиваться, эффективно реализовываться, принимать верные решения в условиях быстро развивающегося мира. Поэтому современных обучающихся необходимо научить мыслить позитивно, применять свои знания на практике, внимательно и заинтересованно слушать собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения.Данная методическая разработка дает возможность научить обучающихся применять свои знания на практике, внимательно и заинтересованно слушать собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель методической разработки – оказание методической помощи обучающимся в освоении курса «Ценообразование», развитие самостоятельности и творческого подхода к решению вопросов, связанных с формированием цен на промышленную продукцию, услуги. Практическое занятие включает задачи и ситуационные задания по основополагающим вопросам темы программы «Ценообразование на рынке товаров. Ценообразование на рынке услуг».
1. Технологическая карта учебного занятия
№ Основные пункты технологической карты Содержание
ФИО преподавателя Терещенко Наталья Николаевна
Наименование дисциплины, МДК Ценообразование
Группа, специальность (профессия) 3 курс, группа 1БУ-13/9
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Дата и место проведения 03.05.2016г., аудитория 402
Номер и тема учебного занятия Темы программы 10, 11 «Ценообразование на рынке товаров. Ценообразование на рынке услуг»
Тема занятия «Определение оптовых и розничных цен на продовольственные товары, промышленную продукцию. Формирование цен в сфере услуг»
Цель занятия (как ожидаемый результат обучения) По окончанию занятия обучающийся:
Имеет практический опыт:
- формирования проектов розничных цен на продукцию  по рыночной методике.
Знает:
- преимущества использования рыночного метода ценообразования.
- метод ценообразования  ориентация на ценового лидера как один из методологий практического применения.
- недостатки рыночной методики в рыночном ценообразовании.
Умеет:
- рассчитывать долю операционной прибыли в составе цены.
- формировать прогнозные отпускные цены на промышленную продукцию.
- делать выводы и обосновывать полученные результаты.
Задачи Образовательные:закрепление, совершенствование практических навыков формирования и определения цен на рынке товаров и услуг;
Воспитательные:содействовать формированию умению вести дискуссию, убеждать, формировать навыки профессионально грамотной речи;
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, формирования коммуникабельности, лидерства, умения анализировать, принимать решения.
Вид занятия практическое занятие с использованием инновационных технологий.
Тип занятия обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме.
Методы обучения методы стимулирования и мотивации студентов (приемы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, групповая исследовательская деятельность, выполнение творческого задания, создания ситуации успеха и взаимопомощи)
Формы организации Индивидуально-групповая
Педагогические технологии кейс-технология - формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающих принимать оптимальные решения.Использования на практических занятиях интерактивных методов.
Формируемые компетенции (общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)) ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 3.7. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенст-вования профессиональной деятельности.
Учебно-методическое оснащение учебного занятия методические указания по выполнению практического занятия, раздаточный материал (карточки с заданиями), презентация MicrosoftPowerPoint, мультимедийный проектор, экран.
Междисциплинарные и межкурсовые связи ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ – математика, информатика, экономика организации.
ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ – менеджмент, маркетинг.
Образовательные ресурсы (в том числе Internet) Порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики № 10-41 oт 03.06.2015 г.
Одинец В.П., Тарасевич В.М., Цацулин А.Н. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2010.- 160с.
Ценообразование в рыночной экономике: Уч. пособие / Под ред. проф. М.С. Абрютиной КВД «Юридическая книга», 2010.
Э.А. Уткин Ценообразование, ценовая политика: Учеб. Пособие для студентов.- М.: ВЛАДОС. 2011.- 400с.
http://mdsdnr.info/ - официальныйсайт Министерства доходов и сборов ДНР.
Длительность:
2 академ. часа.

2. Хронологическая карта практического занятия по теме: «Определение оптовых и розничных цен на продовольственные товары, промышленную продукцию.
Формирование цен в сфере услуг»
Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие обучающихся, отметка отсутствующих.
Сообщение темы и плана занятия. Сообщение формы отчетности за занятие
Постановка целей занятия
Мотивация деятельности 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать обучающихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. Индивидуальная работа с карточками опроса (тестовые задания) 10 мин. Определить уровень теоретической подготовки обучающихся, побудить к осознанию изучаемого материала.
3. Проверка домашнего задания Проводим конференцию по теме : «Особенности ценообразования на продукцию промышленного назначения, продовольственные товары, в сфере услуг», слушаем творческие доклады обучающихся обсуждаем и задаем вопросы. 10 мин. Закрепление полученных знаний (по типу конференция).  
3.Выполнение практических заданий.
Самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная отработка практических умений согласно инструкции к практической работе №9 (приложение 2) 30 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти. Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа.
4. Рефлексия Оценивание урока экспресс-опросом для обучающихся. Анкета анализа (самоанализа) организации мыслительной деятельности обучающихся на учебном занятии (приложение 3) 3 мин. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и обучающихся.
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность обучающихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 5 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других.
6. Объяснение домашнего задания. Спроектировать фирму в сфере услуг, разработать систему тарифов. Обосновать тарифы, при этом указать: стратегию и тактику ценообразования, издержки и рентабельность фирмы.  2 мин. Закрепить полученные навыки на занятии.

3. ход занятия
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие студентов.
Подготовка аудитории к занятию, проверка наличия студентов.
Преподаватель: «Здравствуйте, обучающиеся. В группе по списку __ обучающихся. Кто сегодня отсутствует?» (информация дежурного). Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале учебных занятий.
2.Сообщение темы, постановка целей, мотивация (4 мин.)
Преподаватель: «Сегодня мы продолжим изучение темы программы: «Ценообразование на рынке товаров. Ценообразование на рынке услуг». Практическое занятие на тему: «Определение оптовых и розничных цен на продовольственные товары, промышленную продукцию. Формирование цен в сфере услуг».
Постановка целей урока:
Преподаватель: «Закрепление, совершенствование практических навыков формирования цен на промышленную и продовольственную продукцию, в сфере услуг, используя рыночные и затратные методы ценообразования и применять полученные умения в практической и профессиональной деятельности. Развивать навыки самостоятельной работы, формирования коммуникабельности, лидерства, умения анализировать, принимать решения».
Преподаватель: «Предлагаю Вам организовать работу на занятии по следующему плану:
Сначала мы проверим домашнее задание визуально. Отдельные студенты, которые изъявили желание оформить домашнюю работу ввиде доклада, демонстрируют свои домашние доклады по теме «Особенности ценообразования: на продукцию производственно-технического назначения; продовольственные товары; в сфере услуг» в сопровождении презентаций, за которые вы получите поощрительные баллы.
Повторение изученного материала. Выполнения тестовых заданий.
Обсуждение и решение задач коллективно у доски.
Затем вы получите самостоятельное задание для выполнения практической части занятия.
Проверка выполнения заданий с рецензированием ответов, по сумме баллов вы получите оценку за занятия в целом.
Выдача домашнего задания.
Мотивация деятельности.
Преподаватель:«Трудно переоценить значение цен в условиях рыночной экономики. В частности, они определяют структуру производства, оказывают воздействие на движение материальных потоков, влияют на распределение товарной массы, создают объемы производства, прибыли и рентабельности и т.п. Грамотная ценовая политика, ценовая стратегия и тактика — основа успешной деятельности любого предприятия, особенно если предприятие выходит на внешний рынок, который не прощает малейших ошибок и просчетов. Изучение данной темы имеет профессиональную направленность, поэтому так важна тема нашего занятия.
    На уроке вы все должны активно работать, каждое задание буду оценивать отдельно, после его выполнения поэтому структура нашей работы будет поэтапная выполнения задания - контроль, выполнение задания - контроль и после выполнения последнего задания будет выставлена ​​оценка за работу на уроке, по итогам баллов полученных в течение урока за все задания. Таблица Критерий оценивания прилагается к инструкции практической работы в дальнейшем, с которой мы с вами ознакомимся».
3. Актуализация опорных знаний (15 мин.)
3.1 Проверка домашнего задания
Преподаватель: Вам было задано домашняя работа – самостоятельно изучить и законспектировать особенности ценообразования на производственно-техническую, продовольственную продукции и в сфере услуг. Отдельные студенты, претендующие на отличные оценки, подготовили творческие доклады на тему «Особенности ценообразования на производственно-техническую, продовольственную продукции и в сфере услуг», проверку которых мы проведем сейчас.3.2 Проведение контроля с целью выяснения готовности обучающихся к практической работе.
Преподаватель:«Сначала мы должны вспомнить, что мы уже с вами изучили, потому что это является главной составляющей нашей практической работы. Контроль будет осуществляться с помощью тестовых заданий. Время на выполнение 5 тестов – 7 минут. Если вы правильно ответили на 3 и более вопросов, тогда зарабатываете 1 балл.»Эталон правильных ответов на тестовые задания
І вариантІІ вариант1 а1 б
2 б2 б
3 б3 а
4 а4 в
5 б5 а
4.Коллективная и самостоятельная отработка практических умений (30 мин.)
4.1. Ознакомление с заданием.
Преподаватель:«Переходим к практической части нашего занятия. Во-первых, решим задачи все вместе. По желанию студент может выйти к доске. Мы вместе будем разбирать каждую практическую ситуацию. Будем вместе делать выводы по каждой ситуации.
Во-вторых, когда ситуации в группе будут разобраны, приступайте к выполнению заданий согласно инструкции практической работы и свои результаты записывайте в тетрадь для практических работ. На выполнения этих заданий вам отводится 15 минут».
Преподаватель: «Теперь переходим к подведению итогов нашего практического занятия и выставления оценок за урок».

5. Подведение итогов занятия (8мин.)
5.1. Рефлексия.
Преподаватель: Занятие подходит к концу. Мне необходимо немного времени, чтобы подвести итоги. А Вам предлагаю провести экспесс-оценку нашего занятия и заполнить анкету самоанализа организации мыслительной деятельности обучающихся на учебном занятии, каждый для себя. (Приложение 3).
Преподаватель: Спасибо за Ваши ответы. Анализ ответов позволит мне узнать Ваше мнение по поводу занятия и организовать последующие с учетом Ваших ответов.
5.2. Комментарий работы обучающихся. Выставление оценок.
Выводы о проведении практического занятия преподавателем.
Преподаватель: «Итак, наш урок подходит к концу. Таким образом, задачи, которые мы с вами поставили в начале занятия мы выполнили полностью? (Ожидаемый ответ: да, не полностью, не все еще имеют отличные знания ....).Вопрос ко мне по теме есть?
Вашей работой на уроке я довольна.
(Преподаватель комментирует ответы, подводит итоги работы обучающихся на уроке, выставляет суммарные оценки за урок, добавляя дополнительные баллы обучающимся, которые активно и качественно работали).
Преподаватель:«Оценка заданий, выполненных вами на занятии, показала, что Вы усвоили (не совсем усвоили) формирование оптовых и розничных цен на промышленную и продовольственную продукции и в сфере оказания услуг».
Обучающиеся, которые не совсем успешно справились с заданиями, необходимо выучить материал и попытаться выполнить их еще раз.
(обучающимся, выступавшим с докладами) Вы хорошо (не очень хорошо) справились с выполнением задания, Вы смогли подобрать необходимую информацию, проанализировали и систематизировали ее, убедительно представили результат своей работы. Вам удалось (не удалось) избежать ошибок (но они не были очень серьезными), ваши выступления можно оценить как вполне удачные.
По итогам занятия обучающиеся набрали такие баллы … и получили следующие оценки … .
6. Домашнее задание (преподаватель задает и объясняет домашнее задание). 2 мин.
Преподаватель: «А теперь запишите домашнее задание: Спроектировать фирму в сфере услуг, разработать систему тарифов. Обосновать тарифы, при этом указать: стратегию и тактику ценообразования, издержки и рентабельность фирмы. 
Преподаватель: «Спасибо за работу. Занятие закончено. До свидания».

список использованных источников
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. №325 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг.»
Порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики № 10-41 oт 03.06.2015 г.
Одинец В.П., Тарасевич В.М., Цацулин А.Н. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2010.- 160с.
Ценообразование в рыночной экономике: Уч. пособие / Под ред. проф. М.С. Абрютиной КВД «Юридическая книга», 2010.
Э.А. Уткин Ценообразование, ценовая политика: Учеб. Пособие для студентов.- М.: ВЛАДОС. 2011.- 400с.
http://mdsdnr.info/ - официальныйсайт Министерства доходов и сборов ДНР.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТОЧКА С ЗАДАНИЯМИ
Тема. Ценообразование на рынке товаров. Ценообразование в сфере услуг.
І вариант
Вам необходимо выбрать единственно верный вариант ответа на приведенные ниже тестовые вопросы. Если вы ответили правильно на 3 и более вопросов, вы зарабатываете 1 балл.
1. Оптовые отпускные цены на промышленную продукцию нужно приспосабливать к ценам ценового лидера из соображений:
а) соответствия ценам предложения;
б) получение максимальной прибыли;
в) ценовой конкуренции;
г) увеличение объемов продаж.
2. Порядок установления свободных оптовых цен на промышленную продукцию:
а) централизованный;
б) децентрализованный;
в) централизованно-децентрализованный
г) нет правильного ответа.
 3. Если срок действия регулируемых оптовых цен на промышленную продукцию закончился, они могут трансформироваться в:
а) государственные цены;
б) свободные цены;
в) розничные цены;
г) закупочные цены.
 4. Сильнейший отпечаток на процесс формирования цены продукции производственно-технического назначения оказывает:
а) оценка ее полезности четко определяемыми количественными параметрами;
б) формирование себестоимости данной продукции;
в) конкуренция;
г) эластичность спроса.
5. К товарам повседневного спроса относятся:
а) мебель;
б) продукты питания;
в) жилье;
г) видеотехника.

КАРТОЧКА С ЗАДАНИЯМИ
Тема. Ценообразование на рынке товаров. Ценообразование в сфере услуг.
ІІ вариант
Вам необходимо выбрать единственно верный вариант ответа на приведенные ниже тестовые вопросы. Если вы ответили правильно на 3 и более вопросов, вы зарабатываете 1 балл.
1. Цель применения регулируемых оптовых цен на промышленную продукцию:
а) повышение рентабельности;
б) сдерживание роста цен;
в) снижение себестоимости продукции;
г) либерализация цен.
2. Цель проведения реформы оптовых цен на промышленную продукцию:
а) снижение себестоимости на промышленную продукцию;
б) трансформация государственных оптовых цен в свободные оптовые цены;
в) замена государственных оптовых цен регулируемыми ценами;
г)повышение оптовых цен.
3. Виды цен в сфере услуг по стадиям движения товара:
а) является по структуре оптовой ценой, но выполняет функции оптовой и розничной;
б) свободные тарифы;
в) цена по принципу абонемента;
г) все варианты.
4. К товарам повседневного спроса не относятся:
а) косметика;
б) продукты питания;
в) жилье;
г) бытовая химия.
5. Виды цен на продукцию промышленно-производственного назначения по источнику информации:
а) публикуемые и расчетные;
б) фиксированные и скользящие;
в) свободные и расчетные;
г) государственные и свободные.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №9
Тема. Определение оптовых и розничных цен на продовольственные товары, промышленную продукцию. Формирование цен в сфере услуг
Продолжительность занятия: 80 мин.
              Цель. Освоить и закрепить методику расчета оптовых и розничных цен, а также анализа надбавок, наценок и налогов на продовольственные товары, промышленную продукцию. Формирование цен в сфере услуг.
Литература:
ДППК / Дневное отделение / Бухгалтерский учет / Ценообразование / лекции / Ценообразование на рынке товаров. docДППК / Дневное отделение / Бухгалтерский учет / Ценообразование / лекции / Ценообразование на рынке услуг. docДППК / Дневное отделение / Бухгалтерский учет / Ценообразование / практические работы / № 9. Определение оптовых и розничных цен на продовольственные товары, промышленную продукцию. Формирование цен в сфере услуг. docПинишко В.С. Цены и ценообразование: Уч.пособие.- Львов: "Интеллект-Запад", 2007. стр. 87-112.
Актуализация предварительных знаний.
Тестирование
Ход работы и последовательность выполнения заданий.
Задача №1. Производителя интересует, насколько важным считает покупатель изменение основных параметров газовой тепловой пушки Master BLP 17M и какой может быть цена новой пушки, если цена ближайшего аналога составляет 8350 руб. Характеристики новой и базовой моделей приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики новой и базовой моделей
Параметр Базовая модель Новая модель Индекс изменения значения параметра Коэффициент весомости
Тепловая мощность (кВт) 15 33 0,2
Топливо пропан/бутан пропан/бутан 0,1
Объем воздушного потока (куб. м/ч) 300 1 000 0,3
Напряжение питания (В) 230 230 0,1
Срок полезной эксплуатации 10 12 0,3
-365760-411480Задача №2. По данным таблицы рассчитайте возможный диапазон розничных цен 1 кг пшеничного хлеба 1сорта.
Таблица 2
Показатели Минимальное значение Максимальное значение
1.Закупочная цена пшеницы, руб. за тонну 9880 12500
2.Отходы на элеваторе, % 20 15
3. Цена услуг элеватора, руб. за тонну: 3.1. Приемка 25 60
3.2. Хранение 25 33
3.3. Подработка 6 10
3.4. Отгрузка 23 60
3.5. Сушка 10 35
4. Издержки мельниц, руб. за тонну 500 800
5. Предельный уровень рентабельности затрат мельниц, % 15 15
6. Издержки хлебозавода, руб./кг1 1,5
7.Предельный уровень рентабельности к полной себестоимости ,% 20 20
8. Норма выхода готовой продукции на предприятиях хлебопечения, % 140 140
9. НДС, % 20 20
10. Предельный размер торговой наценки, % 10 15
Задача №3. На основании приведенной информации рассчитайте верхний и нижний пределы цены за обучение за год в Донецком национальном университете, учетно-финансового факультета, специальность «Финансы». План набора – 100 человек.
Таблица 3
Исходные данные
№ Перечень элементов затрат Сумма, рубзаработная плата профессорско-преподавательского состава 1300000
начисления на заработную плату,37% заработная плата учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала 886000
начисления на заработную плату, 37% приобретение предметов снабжения и расходных материалов 10000
оплата коммунальных услуг 20000
оплата транспортных услуг 13000
оплата услуг связи и телекоммуникационных услуг 5000
командировки и служебные разъезды 18000
текущий ремонт инвентаря и оборудования 50000
текущий ремонт зданий и сооружений 87000
1 2 3
культурно-массовая работа со студентами и оздоровительные мероприятия 75000
содержание общежитий 46000
оплата услуг проживания 12000
приобретение оборудования и предметов длительного пользования 10500
капитальный ремонт учебных корпусов 5000
Прочие расходы  8700
Рекомендации по выбору методических приемов
3691890338455при решении практических задач
Для более эффективного решения практических задач используйте предложенный алгоритм действий:
Внимательно прочитайте условие задачи.
Обдумайте данные условия и определите, что они дают для ответа на вопросы.
Выясните, не противоречат ли данные, приведенные в задании.
Если в условии не хватает данных для решения, подумайте, какие знания могут помочь решению.
Составьте план решения по этапам.
Проверьте, все ли данные задачи учтены.
Обоснуйте свой ​​вариант решения.
 

Критерии оценки умений студентов при выполнении
практической работы
Итоговая оценка Требования
5 Дать правильные, исчерпывающие, логически последовательные ответы, уметь приводить примеры. Ответ должен быть: точный, включать  в себя анализ, систематизацию, обобщения. Использовать полученные знания и умения при выполнении практической работы, связанной с будущей профессией. Правильно и в полном объеме выполнить практические задания как с использованием типовых алгоритмов, так и по самостоятельно составленному плану.  Возможны не точности, которые необходимо самостоятельно выявить и исправить.
4 Дать неполные, но правильные ответы, уметь дать определение основных понятий, анализировать, сравнивать информацию, делать выводы. Ответ в целом правильный, логичный и достаточно обоснован. Возможна консультативная помощь преподавателя. Во время выполнения практических заданий допускаются несущественные ошибки, которые студент может исправить самостоятельно или по указанию на них преподавателя.
3 Выполнить практические задания с помощью преподавателя.Может частично анализировать учебный материал, сравнивать и делать выводы. Практические задания выполняет только по шаблону, не может дать нужных объяснений по их выполнению. Во время выполнения практических заданий допускает ошибки.
После выполнения практической работы студент должен:
знать уметь
1. Преимущества использования рыночного метода ценообразования.
2. Косвенные налоги при формировании цен.
3. Метод ценообразования ориентация на ценового лидера как один из методологий практического применения.
4. Недостатки рыночной методики в рыночном ценообразовании. 1.Определять проекты розничных цен на продукцию по рыночной методике.
2. Рассчитывать долю операционной прибыли в составе цены.
3. Формировать прогнозные отпускные цены на промышленную продукцию.
4. Делать выводы и обосновывать полученные результаты.
 
 
-518160151130 Спроектировать фирму в сфере услуг, разработать систему тарифов. Обосновать тарифы, при этом указать: стратегию и тактику ценообразования, издержки и рентабельность фирмы. 

-527685-268605ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета анализа (самоанализа) организации мыслительной деятельности обучающихся на учебном занятии по дисциплине «Ценообразование»
На занятии:
Я узнал...
Я понял...
Я научился....
Лучше всего на занятии у меня получалось...
Основные трудности были...
Сам себе желаю....
Я получил знания по....
Мой самый большой успех - это....
У меня теперь получается - это....
У меня осталась трудность в....
2025015135890

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задачи для закрепления материала
Задача №1.  Производителя интересует, насколько важным считает покупатель изменение основных параметров тельфера Таль ТЭ-100 и какой может быть цена нового тельфера, если цена ближайшего аналога составляет 66 660 руб. Характеристики новой и базовой моделей приведены в таблице 1.Таблица 1
Характеристики новой и базовой моделей
Параметр Базовая модель Новая модель Индекс изменения значения параметра Коэффициент весомости
Грузоподъемность, т1 2 0,2
Высота подъема, м6 9 0,2
Скорость подъема, м/мин 7,8 3,96 0,3
Мощность двигателя подъема, кВт 1,5 1,5 0,1
Срок полезной эксплуатации, г15 18 0,2
Задача №2. По данным таблицы рассчитайте возможный диапазон оптовых и розничных цен 1 кг сыра.
Таблица 2
Показатели Минимальное значение Максимальное значение
1.Закупочная цена молока, руб. за тонну 23000 25000
2. Издержки сыроварни по транспортировке молока, руб. за тонну 500 800
3. Издержки сыроварни, руб./кг40 55
4.Предельный уровень рентабельности к полной себестоимости ,% 35 40
5. Норма выхода готовой продукции на предприятиях хлебопечения, % 60 60
6. НДС, % 20 20
7. Предельный размер торговой наценки, % 40 45
Задача №3 Определить тариф за один километр пробега при перевозке грузов автомобилями грузоподъемностью 3-5 т.
Таблица 3
Исходные данные для расчетов
№ п / пТехнико-экономические показатели бортовые специализированные
1 Расход бензина на 1 км, литров 0,301 0,295
2 Средняя цена за 1 литр, руб. 41,50 43
3 Норма расхода масла на км к расходу топлива,%4 4
4 Средняя цена масла, руб. 50,0 55
5 Количество автошин, шт. 6 6
6 Цена одной авто шины, руб. 4200 4850
7 Норма пробега шины, тыс. Км 72 72
8 Норма рентабельности к себестоимости,%40 40
9 Налог на дороги,%2 2
10 Налог на добавленную стоимость,%20 20
Таблица 4
Расчет тарифа
№ п / ппоказатели бортовые специализированные
1 Стоимость бензина на 1 км, руб. 2 Расход масла на 1 км пробега, литров 3 Стоимость масла на 1 км, руб. 4 Стоимость автошин, грн. 5 Стоимость автошин, приходящаяся на 1 км пробега, руб. 6 Себестоимость 1 км пробега, руб. 7 Прибыль на 1 км пробега, руб. 8 Стоимость 1 км пробега, руб. 9 Стоимость 1 км пробега с учетом налога на дороги, грн. 10 НДС, грн. 11 Тариф за один километр пробега, руб.