«Профилактика формирования склонностей к употреблению ПАВ в младшем школьном возрасте»


«Профилактика
формирования склонностей
к употреблению ПАВ
в младшем школьном возрасте»
Строкина Светлана Александровна,
педагог-психолог,
МБОУ Ярской средней
общеобразовательной школы №2
Содержание
1. Введение …………………………………………………….. 3 – 5
2.Глава I. Факторы риска …………………………………….6 - 8
1.1.Внутренние факторы
1.2. Внешние факторы
1.3. Программы первичной профилактики для родителей
1.4.Типы неблагополучных семей
3. Глава II. Профилактическая работа……………………….9 - 11
2.1.Виды профилактики
2.2. Принципы организации профилактической работы
4. Глава III. Стратегия и формы работы с детьми младшего
школьного возраста по профилактике формирования
склонности к употреблению ПАВ……………………………….12 - 13
5. Глава IY. Роль семьи в профилактике формирования склонности к употреблению ПАВ в младшем школьном возрасте ……….. 14 - 17
4.1. Роль семьи
4.2. Ресурсы семьи
Заключение…………………………………………………………18
Глоссарий……………………………………………………………19 - 20
Список используемой литературы……………………………….21
Приложение
2
Введение
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений.
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызывавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами и формирования склонности к употреблению наркотиков младшими школьниками и подростками (7).
В наши дни резко снижается возраст первого знакомства детей с наркотиками. Возрастные особенности вовлечения подростков и молодежи в употребления наркотических веществ:
8-11 лет. Детей этого возраста интересует все, что связано с наркотиками - их действием, способами употребления. Наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены по слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму пока еще нет. Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).
11-14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием легких наркотиков.
О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику, если и не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, таблетки и др.), и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам, аддиктивное поведение.
14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Возраст часто называют - возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, на молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо - опосредованный через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику. Ситуация усугубляется тем, что если в недалеком прошлом ранняя наркотизация, токсикомания поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни, то сегодня число молодых наркоманов пополняется в большей степени детьми из семей с высоким достатком. Именно дети из материально обеспеченных семей формируют особую молодежную субкультуру, и именно данная категория детей в большей степени склоняет других ребят попробовать наркотики, оказывая на них психологическое давление.
Распространение зависимого поведения среди детей потребовало принятия активных ответных мер со стороны педагогов, психологов, социальных работников.
Сегодня повсеместно проводится профилактическая работа в различных образовательных учреждениях, социальных центрах, разрабатываются соответствующие программы и социальные проекты. Профилактическая работа должна носить опережающий характер, то есть должна осуществляться заблаговременно, до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным.
Исследования показывают: знакомству с наркотиками у молодых людей всегда предшествует употребление алкоголя и курение. Приобщение к одному виду одурманивания – это своеобразное протаптывание дороги для другого. Да и специальная терминология все формы одурманивания обозначает одним словом – наркотизм, а все виды одурманивающих веществ называет наркогенными.
Поэтому ранняя профилактика наркотизма среди детей должна носить комплексный характер, заниматься предупреждением любых его проявлений.
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Именно образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к семье ребенка и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами, способными обеспечить ведение эффективной работы по профилактике наркозависимости.
Вот уже несколько лет приоритетным направлением работы школы остается работа по здоровьесбережению.
Поэтому в данной работе хочется рассмотреть факторы риска и определить стратегию работы через профилактические мероприятия с целью
сохранения и улучшения здоровья учащихся. Профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной и максимально тактичной.
Глава I. Факторы риска
Риск развития аддиктивного поведения обусловлен огромным количеством факторов (причин) и их можно представить следующим образом:
1.1.Внутренние факторы
Наследственная отягощенность. Фактора пре-, пери-, и постнатальной отягощенности.
Проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем, в том числе черепно-мозговыми, психическими травмами, тяжелыми соматическими заболеваниями.
Эмоциональное и семейное неблагополучие.
Возрастные и характерологические особенности.
Личная неразвитость.
1.2. Внешние факторы
Влияние среды:
1)социально-экономического характера (доход семьи, образованность родителей);
2)культурно-этнического характера (национальный менталитет, культурные традиции);
3)общественно-политического характера (средства СМИ, идеологии, толерантность);
Доступность объектов пристрастия.
Хотелось бы охарактеризовать один из факторов, поскольку в последнее время все больше тревогу вызывает эмоциональное и семейное неблагополучие (9).
Особое внимание в профилактической работе необходимо уделить работе с родителями, так как они оказывают значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни. Именно семья, взаимоотношения членов семьи могут либо сформировать склонности к употреблению наркотиков в младшем школьном возрасте либо воспитать здорового ребенка.
Поведение родителей (до определенного момента) воспринимается как образец для подражания и копирования. Неосознанно ребенок воспроизводит усвоенные в семье модели поведения в стандартных (или близких по внешним признакам обстоятельствам) социальных ситуациях.
1.3.Программы первичной профилактики для родителей
предусматривают решение следующих задач:
1)информирование о причинах и механизмах развития различных видов аддиктивного поведения;
2)информирование о возрастных и психологических особенностях детей;
3)обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми;
4)выявление родителей, готовых осуществлять поддержку другим семьям.
Необходимо убеждать родителей, что отсутствие повседневного контроля и истиной, мудрой родительской любви к своим детям означает только одно – отсутствие заботы о ребенке.
Отсутствие эмоциональной поддержки, любви и признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забытости, ненужности. Возникают препятствия в самоутверждении ребенка. У детей формируется замкнутость, недоверие к окружающим.
1.4. Типы неблагополучных семей:
Псевдоблагополучная семья, характеризующаяся авторитарными методами воспитания.
В такой семье создаются неблагополучные условия для личностного развития ребенка. Вследствие частых наказаний в раннем детстве, во-первых, может быть утрачена отзывчивость, способность сочувствовать другим людям. Во-вторых, накапливающаяся обида, раздражительность вымещаются им на доступных средствах, и, прежде всего, на сверстниках. Таким образом, возникают предпосылки для формирования и закрепления агрессивного поведения. (9)
Неполная семья.
Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка. Переживаемый им дискомфорт окрашивается ощущением собственной неполноценности и нарушением самооценки, зависти, эмоционального голода. В результате возникают условия для формирования защитно-манипулятивного поведения и отчуждения ребенка. Более комфортно он начинает чувствовать себя вне дома.
Проблемная семья.
Проблемная семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества
между членами семьи.
Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является особенно тяжелой для детей, поэтому они стремятся как можно меньше находиться дома и «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени.
Аморальная семья.
В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство, алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Такие семьи калечат детей не только нравственно, но и интеллектуально. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на улице, в компаниях, где собираются точно такие же сверстники.
Криминогенная семья. Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям «нормы-образцы» антиобщественного поведения, усиливает криминогенный потенциал.
В такой семье ослаблен социальный контроль и отсутствуют или искажены эмоциональные связи. Нравственно-психологический климат в семье ребенка – это то, на что надо обращать внимание постоянно.
Разумеется, не вторгаться в семейные отношения, но вовремя и умно защитить профилактируемого от возможных последствий воздействия неблагополучных отношений в семье на практике означает предупреждение срывов у ребенка.
Таким образом, в дисфункциональных семьях возникают неблагоприятные условия, препятствующие нормальной социализации ребенка.
Глава II. Профилактическая работа
Профилактика является важнейшим средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Ее меры позволяют с меньшими затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. (2)
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения профилактику наркомании различают как первичную, вторичную и третичную.
2.1. Виды профилактики
Первичная профилактика – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению наркотиков. Целями первичной профилактической деятельности являются:
1)изменение ценностного отношения детей к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
2)сдерживание вовлечения детей в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни.
Объектом первичной профилактики являются лица, не имеющие опыта их потребления.
Педагогические мероприятия (первичная профилактика) предполагают решение двух групп задач:
Реализация общих задач направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию; развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.
Реализация специфических задач связана с формированием у детей представления о негативном воздействии одурманивания на физическое здоровье человека и его социальное благополучие, готовности отказаться от любых форм использования одурманивающих веществ; с развитием отрицательных оценок в отношении различных аспектов наркотизма;
освоением приемов поведения, позволяющих избежать наркотизации.
Первичная профилактика ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем
потенциал здоровья. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психологически здорового человека, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
Цели вторичной профилактической деятельности:
1)максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ
2)предотвратить формирование хронического заболевания.
Объект профилактики – лица, имеющие однократный опыт потребления психоактивных веществ.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.
Другое направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.
Общей целью для всех видов профилактики является создание условий для осознания ее объектами форм собственного поведения, развития личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или смена дезадаптивных форм поведения – адаптивными.
2.2.Принципы организации профилактической работы
При организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие принципы:
возрастного соответствия – учет возрастных возможностей и особенностей развития детей; Содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма. Так, при работе с 6-8 летними детьми основное внимание уделяется предупреждению приобщения к алкоголю, курению (наиболее реальным формам наркогенного заражения для этого возраста). Работа с 9-11 летними детьми предполагает анализ вопросов, связанных с предупреждением приобщения к наркотикам и токсикоманическим препаратам;
опережающего воздействия – ранняя профилактика должна носить опережающий характер. Формирование устойчивости к негативному воздействию одурманивающих веществ должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к ним. Как считают зарубежные специалисты, начинать антинаркогенную работу с детьми нужно уже в 4-5 летнем возрасте;
комплексности – необходимо сформировать представление об опасности любых форм употребления одурманивающих веществ. Дети должны быть твердо убеждены в том, что нет безвредных форм наркотизации. Любые одурманивающие вещества – алкоголь, никотин, наркотики – чрезвычайно опасны для здоровья. Вопросы предупреждения курения, использования детьми алкоголя, наркотиков должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;
принцип запретной информации. Это означает, что нужно полностью исключить сведения, способные спровоцировать интерес детей к наркотизации;
альтернативности – сформировать у ребенка полезные поведенческие навыки и установки, обеспечивающие ему эффективную социальную адаптацию. Важно показать, как без помощи химических стимуляторов можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.(10)
Глава III.
Стратегия и формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике формирования склонности к ПАВ
  Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья и профилактики наркотизма в младшем школьном возрасте нужно опираться на зону актуального развития. Это связано с психологическими и психофизиологическими характеристиками возраста. Ребенок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей. Он не знает, что такое будущее, поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет жестоким противником всех, кто препятствует осуществлению его естественных желаний.
Ребенку сложно понять, зачем нужно заботиться о здоровье, если оно «и так есть». Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в
настоящем на перспективу способен не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке. Поэтому очень важно в этот период сформировать у детей культуру здоровья и понимание ценностности здорового образа жизни.
При проведении профилактической работы в начальной школе следует учитывать, что приобщению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические факторы. Такими факторами являются в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и состояния опьянения и способствовать формированию установки на употребление психоактивных веществ.
Основной формой организации педагогической профилактики для младшего школьного возраста является игра: конкурсы, ролевые игры, соревнования и др.
Для решения поставленных задач предлагается использование методов и техники психолого-педагогического воздействия:
сказкатерапия (анализ сказок, групповое сочинение, сочинение историй).
Так, например, можно предложить ребятам начало стихотворения, а ребята придумывают окончание: «На лесной опушке собрались зверушки, белка всем на удивленье написала объявленье: организм наш очень сложный, надо быть с ним осторожно…»
2) арт-терапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, конструирование из бумаги и картона);
ребятам предлагается нарисовать «Страну Добра», страну «Здоровья», передать настроение в цвете или спрятать его в каком-нибудь растении;
3) психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы) «Отдых в лесу» (использование музыки с природными звуками), «Огонь и лед»
4)игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации) игры: «Слепой и поводырь», «Атомы-молекулы».
5)моделирование и анализ проблемных ситуаций;
6)беседа.
Именно через игру и игровые моменты у ребенка можно сформировать и культуру здоровья, и здоровьесберегающее поведение. В процессе игры дети постепенно осваивают поведенческие схемы, которые постепенно становятся полезными навыками.
Подчинение правилам игры дается малышам довольно легко, ведь игра имеет яркую эмоциональную окраску. Эмоциональное развитие детей, основанное на обучении пониманию своих эмоциональных свойств и способов эмоционального реагирования и предполагающее профилактику эмоциональных нарушений, является значимым защитным фактором по отношению к возможности наркотизации. Эмоции являются центральной частью психической зависимости, фактически человек зависит не от того или иного препарата, а от эмоций – чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.
Л.С.Выготский писал об этом: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы обучения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике… Эмоциональные реакции
оказывают существенное влияние на все решительно формы нашего поведения и на все моменты воспитательного процесса» (5).

Глава IV. Роль семьи в профилактике формирования склонности к употреблению ПАВ в младшем школьном возрасте
4.1. Роль семьи
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательные учреждения и досуг.
Одной из функций семьи является функция социализации ребенка. Социализация в семье происходит под влиянием авторитета родителей. Поэтому и поведение родителей (до определенного момента) воспринимается как образец для подражания и копирования, как социально-нормативное.
Социализирующее влияние семьи также опосредуется степенью удовлетворения родителями потребностей ребенка, в том числе возрастных. Чем меньше удовлетворяются объективно возникающие потребности, например, в признании взрослыми, тем выше риск формирования поведенческих нарушений. Хажилина И.И. определяет эту проблему как эмоциональное неблагополучие в развитии личности ребенка (9,1).
На первой стадии (от рождения до 18 месяцев) у ребенка формируется основа для дальнейшего личностного развития. Важное новообразование: чувство доверия к окружающему миру, которое обеспечивает позитивное самоощущение, чувство уверенности. Нарушение взаимоотношений с миром на этом этапе приводит к возникновению проблем в будущем – неуверенность в себе, различным страхам и прочее.
Вторая стадия развития длится с 1,5 лет до 3-4 лет. Картина мира постепенно усложняется, он начинает осознавать себя активно действующим существом. Ослабляется связь ребенка с матерью. Значимость отца усиливается и его фигура становится более заметной, по сравнению с периодом младенчества. Научившись ходить ребенок активно осваивает окружающий мир. На этом этапе начинают проступать очертания «Я» у ребенка. Главной задачей и одновременно - трудностью в ходе развития на этом этапе, является обретение ребенком все большей самостоятельности. В случае неблагоприятных обстоятельств у ребенка возникает зависимость от родителей. Если данная проблема разрешается позитивно, у ребенка формируются собственные границы, развивается чувство самостоятельности или, наоборот, возникновение неадекватного чувства стыда, формирование дестркуктивных защитных форм поведения.
Третья стадия – с 3-4 лет до 7 лет. Основная особенность этого периода – формирование чувства инициативы или чувства вины. Ребенок в этом возрасте очень активен, подвижен, любознателен. Зачастую его бурная энергия вызывает сопротивление со стороны взрослых. Эмоциональное развитие достигает своего максимума. Нарушение эмоциональных контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значительные психологические проблемы в развитии. недостаток искренних, доверительно-теплых эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. Отсутствие эмоциональной поддержки, любви и признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забытости, ненужности. Возникают препятствия в самоутверждении ребенка. У детей формируются замкнутость, недоверие к окружающим.
Четвертая стадия развития охватывает младший школьный возраст от 7 до 12 лет. Основная проблема - формирование трудолюбия и продуктивности или чувства неполноценности. На этом этапе ребенок начинает приобщаться к труду, в том числе, посредством включения в систематическую школьную деятельность. Для гармоничного развития ребенок должен научиться принимать собственную компетентность и некомпетентность. При нормальном развитии у ребенка на этой стадии должны сформироваться трудолюбие, навыки ответственного поведения, которые помогают сформировать позитивную «Я-концепцию». Если на данном этапе в развитии ребенка произошли нарушения, у него формируется чувство неполноценности, неспособность нести ответственность за собственную жизнь, могут развиваться формы защитно-манипулятивного ролевого поведения.
Пятая стадия – от 12 – 15 лет. Главная потребность подростка - общение. Оно позволяет самоутвердиться, получить социальный опыт, в том числе опыт социальных отношений. Неуспешность может спровоцировать осложнения и поиск моделей поведения, обеспечивающих удовлетворение важной потребности, но имеющих отрицательные последствия для ребенка.
Стратегия первичной профилактики предусматривает формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей законопослушного, успешного и ответственного поведения.
В последнее время исследования вновь и вновь подтверждают давно сделанный педиатрами вывод о том, что ничто не может повлиять на развитие и воспитание ребенка сильнее семьи. В семье закладывается
фундамент дальнейшей жизни ребенка. Маленькие дети могут вынести почти все, будучи под защитой семьи.
4.2.Ресурсы семьи
Главный ресурс семьи – взаимоотношения между супругами. То, насколько подлинные душевные узы связывают родителей и детей, и то, насколько ребенок ощущает свое место в мире и свою безопасность, зависит от того, насколько глубоки и искренни отношения между мужем и женой (6.с.63-70).
Второй важный ресурс семьи – безоговорочная любовь к детям. Именно такая безусловная, не зависящая ни от чего любовь и является фундаментом, на котором основаны надежные взаимоотношения со своими детьми, именно это может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере, безоговорочная любовь – это путеводная звезда в воспитании ребенка.
Способы выражения любви к ребенку Росс Кэмпбелл классифицирует по четырем типам: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.
Контакт глаз. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаз ребенку существенно важен, не только для установления хорошего коммуникативного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения эмоциональных потребностей. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный ресурс.
Физический контакт. При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы. Они должны быть естественными, действовать умиротворяющее на ребенка, не быть демонстративными или чрезмерными. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами , будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с людьми. «Я вовсе не имею в виду обязательно целоваться, обниматься и пр. – пишет Кэмпбелл. Я просто имею в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи и т.п.»
Пристальное внимание. Когда мы уделяем ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредотачиваемся полностью на нем, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви. Пристальное внимание требует времени и иногда очень значительного. Любящим родителям придется
столкнуться с тем, что в некоторых случаях их ребенку отчаянно, больше всего на свете нужно их пристальное внимание именно в ту минуту, когда они меньше всего расположены уделять его.
Дисциплина. Прежде всего, надо определить, что такое дисциплина. В области воспитания - это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Что включает в себя дисциплина? Сюда входят: достойный пример взрослых, моделирование ситуации, словесные и письменные инструкции, письменные просьбы, обучение, в том числе и умения отдыхать.
Дисциплины неизмеримо легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне и глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Л.А. Никитина, анализируя свой многолетний опыт воспитания детей, предостерегает родителей: взрослые не должны ходить вокруг детей хороводом, не должны отдавать свою жизнь детям буквально на растерзание.
Третий ресурс – воспитание трудолюбия. «Безделье – мать всех пороков» (народная мудрость). Великий русский педагог К.Д Ушинский писал, что лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия, которое есть одно из важнейших условий счастья наследников. Семье по силам научить ребенка и сочетать личные интересы с общественными, и испытывать потребность в труде…(Г.П. Разумихина, 1986).
Четвертый ресурс семьи – здоровый образ семьи.
При переходе к здоровому образу жизни происходят качественные изменения личности: изменяется мировоззрение, приоритетным становятся духовные ценности, обретается смысл жизни. Исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков; хорошее настроение формируется «гормонами радости» - эндорфинами, которые образуются в организме человека. Основные параметры ЗОЖ: природосообразие, физическая активность, доброжелательность, оптимизм.
Заключение
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем использования различных профилактических моделей. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей – семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
При проведении мероприятий по профилактике склонности к употреблению наркотиков в младшем школьном возрасте обязательна конкретизация объекта профилактических мероприятий и планируемых результатов, а так же основных компонентов педагогического взаимодействия: принципов, содержания, методов.
Общее сходство причин и механизмов развития большинства зависимостей позволяет объединить одной общей предпосылкой –поведением. Его стратегия ориентирована на уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, вследствие которого возникает субъективно ощущение безопасности и эмоционального комфорта.
Появлению такой потребности и склонности могут предшествовать различные неблагоприятные факторы: эмоциональное и семейное неблагополучие, возрастные и характерологические особенности, стихийные социальные влияния.
Поэтому в рамках профилактики формирования склонности к ПАВ следует решать задачи по формированию осознанного отношения к собственному здоровью и навыков распознавания и противодействия манипулятивным влияниям рекламы, наркодиллеров.
Глоссарий
Аддиктивное поведение – представляет собой способ ухода от объективной реальности посредством изменения своего психического состояния, вследствие которого возникает субъективное ощущение безопасности и эмоционального комфорта.
Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства.
Профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ.
Злоупотребление ПАВ – неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
Первичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических меропрятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного и возвращения его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественной деятельности.
Наркотики – психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических средств.
Наркомания – хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений.
Склонность – постоянное влечение, расположение к чему-нибудь.
Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Список используемой литературы
1. Нормативные документы ОО.
2. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Приказ от 28.02.2000., М.
3. Сборник методических материалов. МО и Н УР, Ижевск 2005.
Профилактика наркомании и здоровый образ жизни.
4.Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. МО и Н РФ, М.,2004.
5.Безруких М.М. А.Г. Макеева, Т.В. Филлипова. Все цвета кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. Пособие для педагогов.М., 2002.
6.Ковриго Н.М. Педагогика здоровья. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2005г.
7.Олиференко Л.Я., Т.И. Шульга, И.Ф.Деменьтева. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8.Организация профилактической работы по предупреждению наркомании среди несовершеннолетних. МВД УР, г. Ижевск, 2005.
9.Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков. Теория и практика. Книга 1, книга 2 .Учебное пособие. 2005.
10. Родителям о наркотиках. МВД УР, г. Ижевск, 2005.
11.Тростанецкая Г.Н, Гериш А.А. Родительский всеобуч. Чтоб подросток не вырос подранком. МОР, Издательство «Эфлакс», 2003.
12.Шпиленя Л.С. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сб. программ.- СПб: изд-во «Образование-Культура», 2003.
13. ИНТЕРНЕТ ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ
Нормативно-правовая база в рамках профилактической работы
Конституция РФЗакон об образовании в Российской ФедерацииЗакон об основных гарантиях прав ребенка в РФФедеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями №233-ФЗ № 13.10.2009г.)Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утверждена на заседании Государственного антинаркотического комитета 16.10.2009г.)Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации  от 23 сентября 2010г. № 1563-р.Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № МД -1197//06 от 05.09.2011г.).Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 690).
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 20.12.2001 №195-ФЗ (ст. 6.24)