Статья развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте

В современном мире проблема развития творческих способностей особенно актуальна. Наше время – это время перемен. Важность творчества для развития науки и жизни общества сложно переоценить. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Существующая система образования столкнулась с рядом проблем, назрел кризис. В его основе лежит противоречие между потребностью общества в творческих специалистах обладающих критическим, системным, творческим мышлением и традиционно сложившимся обучением, развивающего в большей степени эмпирическое репродуктивное мышления. Обучение в начальной школе, как правило, направлено на: увеличение объема информации, овладение элементарными арифметическими операциями, обучение чтению, развитие саморегуляции ребенка и др. Однако для успешного обучения в современной школе этого не достаточно. Поэтому одной из главных задач образования должна быть – формирование творческой личности. Для этого необходимо развивать творческое мышление в младшем школьном возрасте через систему комплексных заданий. Эти задания, построенные на применении задач дивергентного типа, полезны всем детям, особенно тем, которые испытывают трудности в обобщении, сравнении, анализе, конкретизации, установлении причинно-следственных связей.
Любое обучение будет развивающим, если оно опирается на ближайшую зону развития ребенка. Но, как известно такая опора возможна лишь при помощи взрослого (предположим, что это совместной учебной деятельности ребенка и взрослого), таким образом, если педагог способен организовать такую совместную деятельность в ближайшей зоне развития ребенка, то эффективность учебных занятий, в плане развития личности ребенка, обеспечена.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в младшем школьном возрасте являются:
Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в этом возрасте.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение педагогом стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
Любое обучение будет развивающим, если оно опирается на ближайшую зону развития ребенка. Но, как известно такая опора возможна лишь при помощи взрослого (предположим, что это совместной учебной деятельности ребенка и взрослого), таким образом, если педагог способен организовать такую совместную деятельность в ближайшей зоне развития ребенка, то эффективность учебных занятий, в плане развития личности ребенка, обеспечена.