Статья: «Роль самооценки в обучении и воспитании в младшем школьном возрасте»


Ж.А.Турсунова
педагог-психолог КГУ «Школа-интернат для детей с задержкой психического развития»
г.Караганда
Роль самооценки в обучении и воспитании в младшем школьном возрасте.
«Оценка, наиболее активно усваивается детьми не в ситуации совместной деятельности со взрослыми, а при взаимодействии со сверстниками»
(Г.А. Цукерман).
В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться: договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения.[1]
Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде, вследствие чего, у детей, не находящих общий язык с одноклассниками, появляется неадекватная самооценка.
Совместная деятельность младших школьников создаёт благоприятные условия развития навыков взаимодействия, для навыков самоанализа и самооценки. Из наблюдений и педагогической практически выявила: что при организации работы в парах, и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение, а также есть дети, которые стесняются высказывать своё мнение при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные в себе ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, при необходимости им объяснят и помогут. Этот факт свидетельствует о том, что младшие школьники хотят открыться однокласснику в совместной работе, прежде всего с положительной стороны: показать свои знания, умения, возможности, проявить свою доброжелательность и заинтересованность в учебных успехах одноклассников. В совместной деятельности зажатые дети раскрепощаются, у них появляется уверенность в собственных силах, тем самым повышается самооценка.
В практической педагогической деятельности важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение одноклассников. Неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Младшие школьники, особенно дети с ЗПР очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Именно в групповой деятельности дети могут проявить свои способности. Любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.
Для развития самооценки, необходимо создавать условия для совместной деятельности обучающихся с ЗПР на уроках и во внеурочное время, опираясь на следующие принципы:обучение в деятельности;
предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности;
обеспечение позитивного опыта деятельности;
работа педагога в стиле сотрудничества;
приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы;
Развитие самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Решающее влияние на развитие самооценки оказывают два фактора:
отношение окружающих;
осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
В условиях развития самооценки благодаря совместной деятельности каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей. Учащиеся становятся – творческие, активные, коммуникабельные, общительны, свободно высказывают свою точку зрения по различным вопросам, но при этом уважают мнение других, умеют вести диалог. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству. Результаты психологической диагностики показывают увеличение обучающихся с адекватной самооценкой.
Примеры некоторых групповых игр, а также упражнений, направленных на повышение самооценки ребенка. Игры:«Похвалилки», «За что меня любит мама»,упражнение "Мой портрет в лучах солнца",упражнение «Ладошки»
«Лесенка» имеет два варианта.
Правила повышения самооценки.
Памятка
Каждый день узнавайте новое, делайте что-нибудь то, что никогда раньше не делали.
Старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях.
Если вам что-то непонятно, не бойтесь задать вопрос собеседнику.
Вечное недовольство всем и вся, любого превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма.
Сравнивайте только себя с самим собой.
Никогда не оправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкое впечатление.
И главное - нужно действовать решительно, помня лишь о стоящей впереди цели.
Список литературы
1. Н. Слободянник «Уроки общения для младших школьников» М.1999 г
2. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций).2009
3. Сологубов Е.Г., Кожевникова В.Т Некоторые аспекты полисенсорного воздействия на оргнаизм человека в условиях сенсорной комнаты. М:ООО Фирма «Вариат», 2001
4. Михайлов А.Н., Платонова Н.В., Соловьева А.А Методические рекомендации по применению сенсорной комнаты в комплексной реабилитации детей, подвергшихся насилию. М:ООО Фирма «Вариат», 2001.
.

Спи