Нравственно-патриотическое воспитание учащихся на уроке литературы


Нравственно- патриотическое воспитание на уроках литературы.
Произошедшие в России изменения, вызванные разными социальными, политическими и экономическими потрясениями привели к частичной деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны и мы с вами, уважаемые учителя русского языка и литературы, так как детство и юность – это самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Перед нами, филологами, проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания стоит особо остро, ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Работа над формированием патриотизма проводится как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Если обратиться к программам по литературе, то какой бы мы класс ни взяли, каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы.
Основные задачи, направленные на нравственно-патриотическое воспитание:
1)формирование у детей любви и преданности к родине;
развитие любви и уважения к своему народу, национальной культуре и традициям;
воспитание любви к русскому языку как к родному языку и языку межнационального общения;
воспитание любви и бережного отношения к родной природе и своей малой родине;
формирование у учащихся трудиться на благо родины и защищать ее;
развитие у школьников настойчивости в преодолении учебных трудностей как шагу к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношения к тем или иным событиям.
Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повесть временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне» . В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: « Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А. Толстого «Русский характер», Э. Хемингуэя «Старик и море», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
В своей работе я использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, экскурсия, практикум и другие) я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория», «проба пера»). Необходимо помнить: обучение в школе должно быть адекватно современным стратегиям обучения – обучать с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развивать способность и навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных информационных ресурсов.
Формы урока (слайд)
- семинар
- читательская конференция
- урок мужества
- киноурок
- урок-диспут
- круглый стол
- заочное путешествие
- урок-презентация
- «досье поэта»
Активные методы обучения (слайд)
Групповая дискуссия
Вопросы к тексту
Двойной дневник
Автобусная остановка
Даймонд, диаманта
Синквейн
Фишбоун
ПОПС-формулаТолстые и тонкие вопросы и т.д.
Одно из проявлений любви к Родине – любовь к родной природе. Воспитывая у детей это чувство, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.
В.А Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». Таким маленьким уголком детства для учеников школы является наш Тужинский район. С целью воспитания любви к малой Родины, к родной школе был создан проект «Живут в провинции поэты», в процессе работы над которым ребята познакомились с творчеством поэтов нашего района. Учащиеся собрали материал о поэтах, используя метод «Досье поэта»: биографии, стихотворения (сборники стихов), подготовили иллюстрации (рисунки или фотографии), анализ стихотворений. Продукт проекта – книга о местных поэтах с фотоиллюстрациями.
«Досье поэта»
Краткая биографическая справка.
Мировоззрение, жизненное кредо поэта.
Лирический герой о себе
Любимые темы и мотивы, жанры творчества
Поэт о музе, о поэзии
О возлюбленной
О друге
О герое
Любимый пейзаж
Самые известные стихи
Стихотворение, которое понравилось больше всего (текст)
Самые яркие тропы и поэтические приёмы (в творчестве)
Встречи с местными поэтами часто проводятся и в школе, и в районной библиотеке, например,
- литературная встреча «Песни на стихи тужинских поэтов»,
-литературная гостиная «Тема малой родины в стихах тужинских поэтов».
-круглый стол «Тебе, любимый край родной» и т.д.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.
Метод проектов. Например, работая над проектом «Поэты, не пришедшие с войны», учащиеся создают антологию произведений, в которых закрепилось личное авторское восприятие пережитого, ведь именно поэтический текст в наибольшей степени может способствовать пробуждению эмоционального отношения к событиям военного времени. Одна из групп представляет макет электронной газеты «За победу!». Одна из рубрик содержит иллюстрированные интервью с ветеранами Великой Отечественной войны. Тема работы следующей группы-«Биографии поэтов военной поры».Третья группа создаёт сборник стихов. Четвёртая – иллюстраторы. В заключении ребята приходят к созданию синквейна Поэзия. Трогательная,проникновенная. Призывает,спасает,воодушевляет. В военную пору поддерживает, помогает. Память. Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее , ближе и роднее. Война воспринимается не только как подвиг, как геройство, но и как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая. Латинская пословица гласит: «Учат слова – увлекают примеры». Пример яркой жизни, подвига во имя Родины - это свет, озаряющий жизнь ребенка. У нас есть возможность показать ученикам, что героическое – не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народа, что готовность к этому, как и само героическое воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.
Произведениям о Великой Отечественной войне посвящен большой раздел русской литературы. Например, в 5 классе читаем повесть В.Катаева «Сын полка». Учащиеся узнают о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных, близких, дом, само детство. Вместе с ним школьники проходят через многие испытания и познают радость подвигов во имя победы над врагом. Прочитав повесть, ребята делают вывод о том, что подвиг - это не просто стойкость и героизм, но еще великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине.
Идейно-тематическое содержание повести Е.Я.Ильиной «Четвертая высота» по силам шестиклассникам. Удивительная судьба главной героини Гули Королевой, талантливой актрисы, бесстрашной героини Великой Отечественной войны и просто обаятельном, чутком и мудром человеке, не оставляет равнодушными никого. Ребята, переживая все события вместе с героиней, восторгаясь ее мужеством, приходят выводу о том, для Гули понятия любви к Родине, патриотизма были не просто высокопарными фразами, а истинным и естественным смыслом всей жизни.
Много эмоций у обучающихся вызывает произведение В.Богомолова «Иван», повествующее о судьбе маленького разведчика Вани Буслова. Мальчику пришлось пережить многое: в войну погибли его отец и сестрёнка, он был и в партизанах, и в лагере смерти. То, что делал Ваня, оказавшись в разведке, не всегда удавалось даже взрослым разведчикам. Финал повести трагичен. В декабре 1943г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян. Анализируя повесть В.Богомолова, говорим о несгибаемой силе духа маленького разведчика, его великой любви к Родине, самопожертвовании во имя свободы.
С выпускниками 9 класса, после изучения рассказа М.Шолохова «Судьба человека», анализируем повесть Б.Васильева «В списках не значился». Писатель, так же, как и М.Шолохов, знает о войне не понаслышке. Рассказывая историю главного героя повести лейтенанта Плужникова, Б.Васильев повествует о пути, пройденном им самим и его сверстниками. Это путь формирования личного человеческого и национального достоинства, вынуждающего врага отдавать честь мальчишке, заявляющего: "Я - русский солдат".
В 10 классе проводим уроки внеклассного чтения по книгам: «Матерь человеческая» В.Закруткина, «А зори здесь тихие Б.Васильева, «Горячий снег» Ю.Бондарева.
Не оставляет никого равнодушным повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой». В произведении описывается подвиг роты кремлевских курсантов. В сущности, еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени, идут защищать столицу. Рота, бесстрашно сражавшаяся с врагом, в итоге была раздавлена немецкими танками. На вопрос: «Что двигало молодыми курсантами, понимавшими всю безысходность своего положения?» - обучающиеся дают ответ, суть которого сводится к тому, что чувство Родины не зависит от возраста. Оно или есть или его нет. Сознание своего долга перед Отечеством заглушает и чувство страха, и боль, и смерть. Сражаясь против фашистских танков с самозарядными винтовками и бутылками с зажигательной смесью, курсанты, жертвуя своей жизнью, совершают подвиг во имя Родины, свободы
В 11 классе в разделе «Тема Великой Отечественной войны в литературе 20 в.» изучаем повести В.Быкова «Сотников», В.Кондратьева «Сашка», В.Распутина «Живи и помни».
Выбирая для анализа повесть Василя Быкова «Сотников», ставлю задачу заставить учащихся серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким, требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграфом к уроку беру слова Быкова: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и, предотвратить смерть невозможно?»
Подводя итог всему сопоставительному анализу характеров главных персонажей повести В.Быкова, учитель подводит ребят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига.
Урок-диспут по повести В.Быкова «Сотников»
Тема: «Цена подвига и позорный финал нравственного компромисса»
Цель: почувствовать истину подвига и осознать возненавидеть предательство
Девиз: Говорю, доказываю, не стесняясь своих суждений.
Предварительная работа велась по следующему плану:
1.Краткое знакомство с биографией писателя и общими особенностями его прозы.
2.История создания повести «Сотников»
3. Композиция и сюжет повести как средство характеристики главных героев. Глубокий психологизм повести.
4.Два типа жизненного поведения.
Основной этап
1. Вступительное слово учителя
Основной чертой таланта писателя является беспощадная правдивость. Повести Быкова о войне характеризуются точностью анализа психологии воюющего человека.
Повесть – основной жанр в творчестве писателя. Он не стремится описать масштабные военные сражения. В отдельных фронтовых эпизодах , локальных ситуациях он раскрывает суть человека, оказавшегося перед выбором; жизнь или смерть?
Ситуация нравственного выбора является основой сюжета. Быков исследует моральные основы человеческого поведения.
«Вы написали 15 повестей и множество рассказов . И все – про войну»
«Так вы считаете?»
Повесть – «Сотников»… «Разве эта книга только о войне?» /проблемный вопрос/
2.Сообщение уч-ся (презентация)
«Военные дороги В.Быкова »,
В.Быков «Как создавалась повесть «Сотников».
3. Беседа . Особенность композиции и сюжета повести, главные герои, проблема нравственного выбора.
1. В чем своеобразие композиции повести «Сотников»?
2. Что такое диалогическая форма композиции и какова их функция?
3. Какова роль внесюжетных элементов? Дать их анализ.
4. В чем проявились драматизм и «спресованность» сюжета?
Обращаю ваше внимание на то, что, хотя повесть называется «Сотников», по существу в композиции произведения, в сюжетостроении оба персонажа равны. Особенность композиции является приемом сопоставления и его следует положить в основу характеристики Сотникова и Рыбакова. Автор попеременно приближает к нам то одного , то другого героя и дает возможность увидеть и понять мысли и чувства каждого из них , их совместимость и отличие, т.е. повесть все время ведется как диалог двух героев, композиция имеет диалогическую форму. Основой художественных средств у Быкова является психологический анализ. Он позволяет раскрыть внутреннее состояние , придает повести точность, достоверность. В повести есть два разных психологических плана, каждый из которых отличается внутренне.
4. Сопоставление и анализ начала и финала повести.
При сопоставлении делаем вывод. Психологически точно и достоверно писатель обосновывает поведение Сотникова и Рыбака на протяжении короткого времени – действие происходит в течение двух суток. Герои повести оказались в разных станах.
Большую роль играют в повести внесюжетные элементы. К ним относятся воспоминания Сотникова и Рыбака о прошлом, сны.
Внесюжетные элементы расширяют время действия, делают его более объемными . Мы узнаем о прошлой жизни героев. Внесюжетные элементы помогают более плотно и глубоко понять героев, истоки и обусловленность их поведения в данной ситуации.
Мы понимаем поступки Сотникова, его мысли, потому что знаем, как он вел себя в первом и оказавшемся для него последнем бою, о побеге из плена, о подполковнике, который потряс Сотникова своим бесстрашием и мужеством перед лицом фашистов, об отце. Не случайно всплывает в памяти Сотникова история с маузером, когда он, мальчуган, сгорая от любопытства , без разрешения отца достал заветное оружие.
Признавшись в своем поступке отцу, он с тех пор «за все держал ответ, глядя людям в глаза». В последние минуты своей жизни, перед казнью, он остается верным этому высокому нравственному принципу.
В.Быков все время усложняет установку, в которой оказываются Сотников и Рыбак. Сюжет у Быкова является средством исследования характера человека.
Давайте посмотрим, как ведут себя герои по мере усиления опасности. Для этого рассмотрим таблицу:
Эпизоды Рыбак Сотников
1 Встреча с полицаями на дороге. Как ведут себя Рыбак и Сотников
«Как всегда в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки» «... так просто он им не дастся»
2 Преследование
«... всё чаще стала напоминать о себе ... тревога за собственную жизнь»
«Он чувствовал себя почти виноватым, оттого, что страдая сам, подвергал риску товарища»
3 В избе у Дёмчихи
«гибель как будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения»
«И он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём»
4 По дороге в полицию
«Теперь уже Сотников не имел для него большого значения»
«... только бы выгородить Дёмчиху»
5 В фашистском плену
«Появилась возможность жить - это главное. Всё остальное - потом»
«Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы»
6 В последний час
«... удирать некуда. После этой ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу уже не было»
«... уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством»
Вывод по таблице.
- Какой выбор сделал каждый из героев?
(Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить. Для Сотникова главное умереть достойно, взяв всю вину на себя.) - Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства? Давайте вспомним эти эпизоды.
(Он показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак совершает свой детский подвиг не задумываясь, полагаясь на физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком на всю жизнь. Он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. А Рыбак снова, как в детстве, оказался над пропастью. Только тогда он удержался на краю, а сейчас...) - В чём же подвиг Сотникова?
(Он остаётся человеком в бесчеловечных условиях.)
Наверное, благодаря таким, как Сотников, была одержана победа. Как бы ни было тяжело, они до конца остались верны себе, Родине. Об этом стихотворение А.Ахматовой «Мужество».
- Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?
(Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении».) - Как вы думаете, проблемы, поднятые Быковым в повести, злободневные сегодня?
(Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих.) 5.Вопросы диспута.
1. Какие особенности характера Сотникова проявляются в повести с наибольшей силой?
2. В чем вы видите значимость поступков Сотникова ?3. В чем причины предательства Рыбака?
4. Каковы мотивы Рыбака и Сотникова в плену, чем каждый руководствуется?
5. В чем причина предательства Рыбака?
6. Что помогло выстоять тихому, скромному Сотникову? Что сделало его героем?
7. Можно ли обстоятельства оправдать падением человека?
8. Что будет дальше с Рыбаком?
9. Можно ли сказать, что Сотников личность исключительная?
10. Можно ли, хоть сколько-нибудь, оправдать Рыбака?
11. Как звучит в повести тема преемственности высоких нравственных начал?
12. Какие нравственные ценности утверждает автор?
6. Итог урока.
Главным в характере Сотникова высоко развитое, осознанное чувство гражданского, воинского и нравственного долга . Это определяет все его поведение. Мы видим его смелым, находчивым и мужественным командиром в бою с фашистскими танками, во время побега из плена. Он идет на задание , хотя мог бы отказаться, т.к. болен и сделал все, что было в его силах, во время жестоких испытаний, которые выпали на его долю. Достойно, не унижаясь и не страшась смерти, ведет себя во время допроса и в последние минуты перед казнью. В поединке с фашистами он остается морально не сломленным. Нравственные принципы Сотникова непоколебимы. Твердая нравственная убежденность – одна из самых характерных особенностей личности Сотникова. Ему свойственен постоянный самоконтроль. На первый взгляд Сотников кажется человеком несколько суховатым, замкнутым. Но за этой суровой внешностью скрываются глубокий гуманизм, умение сострадать , способность к самопожертвованию. Он пытается спасти осужденных на смерть людей и даже в последние минуты жизни взглядом хочет подбодрить и поддержать дрожащего от страха и горя мальчика.
Анализ причин предательства Рыбака , здесь уместно сослаться на высказывание автора: «Природа предательства во всех видах отталкивающа и предосудительна… Мне думается, что причина падения Рыбака» в его душевной всеядности, несформированности … Нравственная глухота не позволяет ему понять глухоту падения.
Только в конце он с непоправимым опозданием обнаруживает, что в иных случаях выжить не лучше, чем умереть…
В итоге – духовная гибель, которая оказывается горше и позорнее физической гибели».
В мирное время Рыбак не всегда мог выявить свою сущность. Она проявилась в экстремальных ситуациях войны. Нравственный компромисс приводит к предательству.
7. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься повесть В.Быкова «Сотников»?
Читательская конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)
План конференции
Вступительное Слово учителя (на фоне музыки):
70 лет прошло, как отгремели салюты Победы, как вернулись домой солдаты великой войны, но “не утихает наша память о тех, кто был убит войной”. Мы в вечном долгу перед теми, кто пал на полях сражений, кто ушёл, “не долюбив, не докурив последней папиросы”, кто свою юность и жизнь положил на алтарь Отечества. И сегодня мы поговорим о тех женщиах, девушках, которые сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и ушли в блиндажи.
История создания повести. Экранизация книги.
Предъявление интервью писателя с журналистом.
ЖУРНАЛИСТ. Борис Львович, вы - автор всемирно известный, лауреат Государственной премии, человек, много повидавший и испытавший. Что вы думаете о нашем поколении:
ПИСАТЕЛЬ. Детство – единственная страна, где все талантливы. Бездарных детей не бывает. Но удивительное дело: отсюда, из этой прекрасной, удивительной страны, все почему-то бегут, рвутся, спешат уйти. Хотят стать взрослыми. Скорее. Завтра, немедленно.
ЖУРНАЛИСТ. Борис Львович, как складывалась ваша писательская судьба, какие жизненные обстоятельства сильно на вас повлияли?
ПИСАТЕЛЬ. Моя судьба тесно слита с молодым поколением. Мы, родившиеся сразу после гражданской войны, минуя всякую молодость, шагнули прямо из детства на фронты Великой Отечественной войны. С этого началась для меня военная тема. Я был и кавалеристом, и пехотинцем, и десантником, и пулемётчиком, и танкистом. Воевал я недолго , но увидел и пережил многое.
Не написать я не мог: у меня был долг перед теми, кто погиб, кто остался там. Этот долг существует, никуда от него не денешься, когда принадлежишь к поколению “ лёгших под танки”
ЖУРНАЛИСТ. Как вы относитесь к теме “Женщины на войне”?.ПИСАТЕЛЬ. Понимаете, когда на фронте гибнут мужчины, это больно, горько, страшно, что хотите, но это естественно. Долг мужчины издревле – защищать Родину ценою собственной жизни. Это долг. Но когда погибают девушки – это уже не война. Это убийство. Повесть “А зори здесь тихие” написана об убийцах. Это – главная мысль.
ЖУРНАЛИСТ. Многие ваши книги экранизированы. Как живётся вашим героям на экранах?
ПИСАТЕЛЬ. Скажу честно: я очень люблю, когда по моим книгам ставят фильмы. Потому что я прекрасно понимаю, как занят современный человек. Не всякий прочтёт книгу, поэтому я с радостью отношусь к возможности высказаться на языке массового искусства.
Печально другое. Многие школьники, сберегая своё время, пишут сочинения. Не читая книг, а посмотрев фильм. Значит, знакомство с писателем не состоялось.
ВЕДУЩИЙ. И сегодня перед нами синтез двух искусств – художественное произведение и кинофильм С. Ростоцкого, который мы уже посмотрели.
4. ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ
Когда говорят о Великой Отечественной войне, какие чувства и мысли это рождает у вас. Что лично для вас представляет война?
Когда и из каких источников вы узнали о войне?
Где происходит действие повести? (На разбомбленном и потому глухом разъезде в Карелии.Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-м разъезде?
ГРУППОВАЯ РАБОТА
Рассказ о судьбе каждой девушки до войны и о пути их на фронт.
Рассказ о “личном счёте” Жени и Риты. –сопровождается фрагментами из фильма.
6.СОПОСТАВЛЕНИЕ СУДЕБ ГЕРОИНЬ ВАСИЛЬЕВА С ТЕМИ ДЕВУШКАМИ, о которых пишет ЮЛИЯ ДРУНИНА.
- КАК ВЕДУТ СЕБЯ ДЕВУШКИ В ТРУДНУЮ МИНУТУ, КАК ПОГИБАЮТ?
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ВИДЕОФИЛЬМА О ГИБЕЛИ ЖЕНИ КОМЕЛЬКОВОЙ.
МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ДЕВУШКИ ВЕЛИ СЕБЯ ГЕРОИЧЕСКИ?
ПОЧЕМУ ВСЕ ДЕВУШКИ В ПОВЕСТИ ПОГИБАЮТ?
(Гибель девушек подчёркивает жестокость войны. Писатель показал правду войны. На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего один старшина и пять неопытных девчонок.
Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО РАЗГОВОРА ФЕДОТА ВАСКОВА И РИТЫ ОСЯНИНОЙ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ группы о старшине Васкове по плану:
1. Прошлое Васкова
2. Каким мы видим его в начале повести
3. Отношение к девушкам в начале повести и отношение их к нему.
4. Как изменилось отношение девушек к старшине.
5. Как автор относится к своему герою?( Юмор и ирония в начале описания и авторское “соучастие”в конце.
6. Как вы понимаете смысл афоризмов Васкова: ”Война - это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает”, “Командир, он ведь не просто военачальник, он ещё и воспитателем подчинённых быть обязан”.
ЧТЕНИЕ отрывка из 13-й главы (“Одно знал Васков в этом бою: не отступать”), 14-й (“Он уже миновал соснячок”)
ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬ ТАК НАЗВАЛ ПОВЕСТЬ?
(Автор подчёркивает противопоставление мира и тишины тем событиям, о которых рассказывает. Отметим контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Уже в заглавии скрыт протест против войны.
Отметим многозначность и ёмкость заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить, что где-то рядом – кровь, смерть, война.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Ю.ДРУНИНОЙ “Шли девчата домой из победных полков”(на фоне песни”Журавли”)
Вопросы
Понравилось ли вам произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Объясните почему.
Почему писатель так назвал свою повесть?
Какие сцены из книги произвели на вас наиболее сильные впечатления и почему?
Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?
Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-м разъезде?
Какие проблемы, важные для нашего времени, подняты в книге?
Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
Почему все девушки в повести погибают?
Из анкет учащихся, бесед с ними стало известно, что большинство ребят не только не знают, кто такие О.Кошевой, У. Громова, но и не могут назвать ни одного имени пионера-героя. Поэтому в течение этого учебного года в преддверии Дня Победы тексты для различных диктантов , изложений стараюсь брать, иногда немного адаптируя, из рассказов о пионерах-героях. Ребята уже узнали о подвигах Володи Дубинина, Вали Котика, Зины Портновой. Накануне празднования великой даты проводим уроки внеклассного чтения по книгам «Партизанка Лара», «Четвёртая высота» Ильиной, «Улица младшего сына», «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.ФадееваВ качестве серьезного подспорья на уроке по роману Фадеева использую просмотр фильма «Молодая гвардия», снятого Сергеем Герасимовым в1948 году. Ученики получают возможность увидеть своих сверстников в тяжелейших обстоятельствах военной поры, задать самим себе вопрос, смогли бы они действовать так же.
Киноурок по роману А.Фадеева «Молодая гвардия»
До войны это были самые обычные девчонки и мальчишки: московская школьница и студентка торгового техникума, актриса детского кино и выпускник десятого класса, секретарь школьного комитета комсомола и воспитанник детского дома. Но, когда пришла война, они забыли обо всех своих планах, мечтах и надеждах и стали разведчиками, летчиками, танкистами, санинструкторами, ушли в партизаны. Их объединила искренняя любовь к Родине и желание сделать все возможное для победы, даже ценой своей собственной жизни.
Почему нынешнему поколению нечего или почти нечего рассказать о тех, кто отдал свою жизнь ради жизни на земле?
Чем можно объяснить такое незнание: нежеланием читать или нежеланием знать о прошлом своей страны?
Мы с вами прочитали роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и посмотрели одноименный фильм С. Герасимова.
- Давайте вспомним, какой вопрос постоянно задают друг другу молодогвардейцы в первые дни немецкой оккупации? (Как жить дальше собираешься?) В чем смысл этого вопроса?
- Оккупация Краснодона длилась чуть более полугода. В середине февраля город был освобожден. Что мешало молодогвардейцам ничего не предпринимать, а тихо-смирно сидеть и дожидаться подхода Красной Армии и не создавать никакой организации? Зачем им это было нужно?
- Самому молодому члену организации Радику Юркину было всего 14 лет. Комиссару «Молодой Гвардии» Олегу Кошевому - 16. Мы знаем, что война - это, прежде всего, дело взрослых людей, мужчин. Почему же в борьбу с врагами вступают дети и подростки?
- Немцы подвергли молодогвардейцев особо изощренным пыткам, избивали на их глазах матерей, сестер, любимых и зверели, и ужесточали допросы и пытки с каждым днем, и даже казнили их ночью. Зачем они это делали? Что пытались доказать этим палачи?
(Они были бессильны в своем желании сломать и поставить на колени молодежь – будущее народа).
- Удалось ли актерам, сыгравшим в фильме «Молодая гвардия», передать дух романа и характер молодогвардейцев?
- Из всей организации только одиннадцать молодогвардейцев остались в живых. Среди них - связная штаба Нина Иванцова, которая добровольно вступила в Советскую Армию и участвовала в штурме Берлина. На одной из стен рейхстага рядом со своим именем она поставила имена Олега Кошевого, Сергея Тюленина и Ульяны Громовой. Как бы вы объяснили этот поступок Нины?
- Отличается ли поколение молодогвардейцев от вас, современной молодежи, и если отличается, то чем?
- Однажды в американском журнале "Кольерс" было напечатано вот такое заявление: "Надо добиться, чтоб в грядущей войне с Россией не было "Молодой гвардии", не было Космодемьянской и Матросова. Способ для этого есть: надо принизить подвиг мальчишек и девчонок, родившихся и выросших именно при Советской власти, лишить их ореола национальных героев великого Отечества». Как вы думаете, удалось ли претворить в жизнь это желание американских идеологов и политиков? Кто или что этому способствовало?
- Что нового для себя лично вы открыли, посмотрев фильм «Молодая гвардия»?
Урок-презентация с элементами групповой работы
Тема урока: Лирика военных лет «Эти песни и стихи вели в бой» (8 кл.) Урок проводился накануне Дня Победы с приглашением ветеранов войны и труда.
На этапе подготовки к уроку учащиеся получили индивидуально-групповые задания. Результаты самостоятельной работы были представлены на уроке.
1 гр. представила произведения, в которых звучит призыв встать на защиту Родины, которые пробуждают мужество и бесстрашие, утверждают мысль о победе:
-стихотворение «Священная война» (чтение и анализ);
-стихотворение «Песня смелых»;
-песню «До свиданья, города и хаты».
2 гр. представляет стихи Д.Бедного «Я верю в свой народ», А.Ахматовой «Клятва», «Мужество», в которых авторы от имени всего народа дают клятву верности своей Родине, поддерживают силу духа народа, говорят о готовности пожертвовать своей жизнью ради свободы Родины.
Учащиеся работают с макетом рабочей тетради.
Учащиеся 3гр. представляет стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?» (чтение и анализ); Д. Кедрина «Родина» (чтение). Ученики размышляют об особенностях раскрытия темы Родины, говорят об истоках патриотизма советских людей.
4 гр. представляет стихи К. Симонова «Если дорог тебе твой дом», В. Инбер «Бей врага», А.Суркова «Я пою ненависть» на тему ненависти к врагу, тему справедливого возмездия. Учащиеся отвечают на вопрос «Чем была вызвана ненависть бойцов к врагу?»
Далее говорится о теме любви и верности. На войне солдат продолжал оставаться человеком, и его душа требовала простых человеческих чувств: любви, верности, дружбы.
Ребята исполняют песню «В землянке», знакомят с историей создания стихотворения, анализируют стихотворение, языковые средства в нём (работа с макетом рабочей тетради), приходят к выводу, что стихотворение богато выразительными средствами, которые передают музыкальность, лиричность, подчёркивают нежность чувств лирического героя.
Далее просмотр видеофрагмента-исполнение К. Шульженко песни «Синий платочек», исполнение учащимися класса песни «Катюша», чтение и анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня», просмотр фрагмента из фильма-исполнение песни «Тёмная ночь».
Ученики поздравляют ветеранов, ансамбль девочек-домристок исполнил музыкальную пьесу в подарок гостям.
Вопрос ветеранам: «А какие песни исполнялись у Вас на фронте? Какие Ваши любимые стихи и песни военных лет?» Выступление ветеранов, исполнение песен, в т.ч. под гармошку.
Итоговый вопрос классу: «Какое впечатление произвели на вас стихи и песни военных лет? Чем привлекают они вас?»
Учитель предъявляет задание к следующему уроку (написать творческую работу на выбранную тему) и «на всю жизнь»: помните о подвиге нашего народа на фронте и в тылу, помните о том, какой ценой завоёвана мирная жизнь нашей страны, эту память пронесите через всю жизнь и передайте потомкам. Цените и уважайте тех, кто пережил войну. Читайте больше книг о подвиге на войне, смотрите фильмы.
«Круглый стол»
Военная тема в лирике В.Высоцкого (Место проведения- районная библиотека – с приглашением ветеранов войны). 10 кл.
Заранее было дано задание – подготовить выразительное чтение стихотворений, поразмышлять над вопросами.
Стихотворение «Мы вращали землю»
Лирический герой – один из многих тысяч, защищавших Москву. Он понимает, что все зависит только от них. Герой данного стихотворения – обыкновенный солдат, который выполняет приказ – остановить врага, не сдать Москву. Настроение у лирического героя боевое. Он полон решимости, как и его товарищи, стоять до конца, ведь от этого зависит судьба отчизны. Настроение у лирического героя боевое. Он, как и его товарищи, полон решимости стоять до конца, ведь от этого зависит судьба отчизны.
В.Высоцкий рисует очень страшную картину. Много погибших, живые, которые используют мертвых как щит, земля, у которой сдвинули ось. Представить более зримо и выпукло картину происходящего помогают различные средства выразительности. Например, эпитеты («глупый свинец»), метафора («оттолкнувшись ногой от Урала»), гипербола («от границы мы землю вертели назад»).
Стихотворения «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой», «Тот, который не стрелял», «Он не вернулся из боя» - сильные, правдивые, достоверные произведения о войне. В них, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о ней, более того–не может не писать?
Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей, людей из плоти и крови, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину.
«В эту ночь ты не сомкнешь глаз. Ты произносишь как в бреду обрывки фраз, потом долго молчишь. Война: потерявшиеся дети, сироты, собравшиеся в стаи, как волчата, - озлобленные и голодные, кочующие по обескровленной стране. Война: женщины, на которых легла вся тяжесть мужской работы, вдвойне придавив их. Война: блокада Ленинграда, долгие месяцы ужаса и отчаянного мужества, когда жизнь продолжалась несмотря ни на что, эти оркестры, составленные из стариков-музыкантов, играющих почти беззвучно, умирающих от голода и усталости. Война: несколько миллионов калек с непоправимо изувеченными телами и душами». Присутствующие на встрече ветераны поделились воспоминаниями о войне, вспомнили боевые эпизоды, отметили правдивость искренность стихотворений В.Высоцкого.
Понятие «патриотизм» определяется не только как любовь к Родине, но как уважение и преклонение перед лучшими людьми своего Отечества. Таким человеком для многих является Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому провожу урок, посвященный жизни этого великого учёного, выдающегося общественного деятеля, высоконравственного и интеллигентного человека с обсуждением отдельных глав из его «Писем о добром и прекрасном» - урок-размышление
- Почему Д.С. Лихачёв для своих бесед с читателем избрал форму писем?
Вопросы рубрики «Подумаем вместе»
-Должна ли у человека быть цель в жизни и как она должна проявляться?
Письмо первое «Большое в малом»
-Каково значение молодости в жизни человека?
Письмо второе «Молодость – вся жизнь»
-В чём вы видите самую большую цель в жизни?
Письмо третье «Самое большое»большое»мо третье «САМОЕ БОЛЬШОЕ
-Как вы думаете, что является самой большой ценностью в жизни человека?
Письмо четвёртое «Самая большая ценность – жизнь»
- А в чем вы видите цель жизни?
Письмо пятое «В чём смысл жизни?»
- Когда человек выбирает себе в жизни цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. А какую оценку даёте себе вы?
Письмо шестое «Цель и самооценка»
- Что объединяет людей?
Письмо седьмое «Что объединяет людей?»
-Что есть культура?
Приём двойного дневника.
1колонка. Записать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест или непонимание
2 колонка Что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, воспоминания она вызвала?
Рефлексия: Представители групп читают 1–2 выписанных цитаты и комментарии к ним.
В заключение урока вспоминаем слова Д.С.Лихачёва:
«От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная цель и задача в жизни. По тому, ради чего живёт человек, можно судить о его цене и самооценке».
Всей своей жизнью Д.С. Лихачёв утверждал, что человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной мере создаётся им самим из его добрых дел, из его добрых чувств, памяти на добро. Добро соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу, любовь.
Вот почему, утверждает Д.С. Лихачёв, дело каждого в отдельности и вех вместе – приумножать добро, хранить традиции, ценить историю свою, родную, и историю всего человечества.
Д.С. Лихачёв придумал 10 заповедей человечества.
Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет все, ибо все рождается
Письма о добром» дают мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты. Такие книги способны поддерживать нравственное начало в обществе.
Список литературы:
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
2.Учебно-методическая литература по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию. Концепция гражданского воспитания. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев. Москва. 2008 г
3.Гражданское образование в российской школе. Составители: Тюляева Т.И., Москва, «Астрель», 2008 г.
4.Патриотическое воспитание на уроках литературы. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Москва, «ВАКО», 2010 г.
5.Патриотическое воспитание – будущее России. Лутовинов В.И. Пособие для педагогов. Москва, Фонд Андрея Первозванного, 2010 г.
6. Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы . Учительская газета, 1997 г.
7. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Москва,
« Просвещение», 1985 г.
8. Система работы по изучению современной литературы в 8-10 классах. Москва, «Просвещение», 2005 г.