Программа дополнительного образования ИЗО (изостудия) (1-4 класс)

Курс «ИЗО» (изостудия) (дополнительное образование)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа «Изобразительное искусство» имеет художественно- эстетическую направленность и разработана для более углубленного изучения изобразительного искусства в начальной школе.
Данная программа оформлена в соответствии с соответствии с письмом Министерства образования Российской федерации от 18.06.2003 года № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» и реализуется в Муниципальной Общеобразовательной школе №2 п. Хвойная Новгородской области.
Актуальность.
В настоящее время появляются тенденции к повышению уровня художественного образования детей.
Важным является комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусства.
Новизна и педагогическая программа программы прослеживается в подаче учебного материала, включая нетрадиционные методы и приемы работы, позволяющие получить новые знания. Программа отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.
Цель программы- формирование художественной культуры, культуры мироотношения, эмоционально- целостных стимулов жизни, создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучающие- формирование специальных знаний по предмету (основ графики, живописи, народного и декоративно- прикладного искусства, основных законов композиции, основ цветоведения, перспективы, основ науки геральдики, знание художественных терминов), расширение представлений об окружающем мире.
Развивающие -развитие творческого потенциала, мышления и творческих способностей, развитие умения анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.
Воспитывающие- воспитание аккуратности, усидчивости, воспитание интереса и любви к искусству
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 7-11 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 4 года.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 часу (35 минут + 35 минут). Занятия проводятся в форме практических занятий с использованием игр, упражнений. Завершает курс итоговые выставки лучших работ каждого года обучения (в конце полного курса итоговая выставка работ в школе и в районе).
На конец обучения учащиеся должны знать:
- о видах искусства- рисунке, живописи, народном и декоративно- прикладном искусстве; о выдающихся художниках России и мира;
На конец обучения учащиеся должны уметь:
- объяснить роль искусства в жизни человека; зачем нужно изучать изобразительное искусство;
- различать виды изобразительного искусства;
- различать жанры изобразительного искусства;
- анализировать произведения изобразительного искусства;
- изобразить натюрморты, растения, животных, пейзажи, человека.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме зачетных занятий, которые включают в себя теоретический тесты и практическую работу (индивидуальная работа (исследовательская деятельность), коллективная работа).
Зачетные занятия проводятся 4 раза в год:
Стартовая диагностика (первое и второе занятие);
Промежуточная диагностика (по мере необходимости);
Итоговая диагностика (конец года).
Неотъемлемой частью данной работы являются выставки лучших работ, которые проводятся 4 раза в учебном году (в конце каждой четверти)
Составитель: Громова Н.В.



































Содержание программы.
1 класс

Название темы
Количество часов



Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1
Психолого-педагогическое обследование учащихся 6-7 лет. Диагностирование учащихся
2
0,2
1,8

2
Рисунок- вид графики. Графические материалы и их использование.
2
1
1

3
Средства изображения предметов.
2
1
1

4
Пропорции. Роль пропорций в изобразительном искусстве.
1
-
1

5
Перспектива. Законы перспективы.
2
-
2

6
Композиция в рисунке
1
0,2
0,8

7
Композиция в живописи
1
0,2
0,8

8
Композиция в рисунке и живописи. Закрепление.
1
-
1

9
Живопись – искусство цвета
2
1
1

10
Встреча с радугой
1
0,2
0,8

11
Красная страна.
1
0,2
0,8

12
Оранжевая страна.
1
0,2
0,8

13
Желтая страна.
1
0,2
0,8

14
Симметрия и асимметрия в изобразительном искусстве. Закрепление материала.
1
-
1

15
Зеленая страна.
1
0,2
0,8

16
Голубая страна.
2
0,2
1,8

17
Синяя страна.
2
0,2
1,8

18
Фиолетовая страна
2
0,2
1,8

19
Урок закрепления
РК (начальные сведения о геральдике)
2
1
1

20
Колорит в живописи. Роль колорита.
5
1
4

21
Правила, приемы и средства композиции.
2
0,5
1,5

22
Закрепление материала о композиции. Коллективное панно «Зимушка- прощай»
3
-
3

23
Народное и декоративно- прикладное искусство. Зарисовки
3
1
2

24
Композиция в народном и ДПИ. Элементы декоративной композиции. Виды и структура орнаментов.
3
1
2

25
Орнамент на предметах быта.
2
1
1

26
Стилизация природных форм. Приемы стилизации.
2
0,2
1,8

27
Роль стилизации в науке геральдике
2
1
1

28
Художественные промыслы. Первичное ознакомление
2
1
1

29
Элементы искусства ГЖЕЛЬ.
3
1
2

30
Элементы искусства ХОХЛОМА.
Закрепление материала об искусстве ХОХЛОМА.
3
1
2

31
Элементы искусства ЖОСТОВО.
3
1
2

32
Урок- игра «Художественные промыслы».
1
0,2
0,8

33
Свободная тема.
1
0,2
0,8

34
Урок-игра «Ах, эти веселые краски!»
1
0,2
0,8

35
Оформление творческих работ к выставке и организация итоговой выставки «НАШ ВЕРНИСАЖ- 2010»
4
1
3


ИТОГО
68
16,5
51,5



Содержание программы.
2 класс

Название темы
Количество часов



Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1
Теоретические и практические основы обучения народному и декоративно- прикладному искусству
1
1
-

2
Искусство орнамента. Стилизация природных форм. Композиция в Декоративно-прикладном искусстве. Роль композиции и стилизации в искусстве.
4
0,5
3,5

3
Народные, художественные промыслы. Роспись по дереву. ХОХЛОМА.
Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда.
5
1
4

4
Художественные народные промыслы. Роспись по дереву.
ГОРОДЕЦ. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда.
5
1
4

5
Художественные народные промыслы. Роспись по дереву.
РОСПИСЬ МЕЗЕНИ. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда.
5
1
4

6
Керамика. ГЖЕЛЬ. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда
5
1
4

7
Русская глиняная игрушка. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись игрушки.
5
1
4

8
Русская глиняная игрушка. ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись игрушки.
5
1
4

9
Русская глиняная игрушка. КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись игрушки.
5
1
4

10
Русская глиняная игрушка. ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ ИГРУШКА.. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись игрушки.
5
1
4

11
Русские художественные лаки. ЖОСТОВО. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда.
5
1
4

12
Русские художественные лаки. ПАЛЕХ. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда.
5
1
4

13
ПАВЛОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись платка.
4
1
3

14
Составление коллективного панно «Декоративно-прикладное и народное искусство». Составление эскиза (работа по группам)
3
0,5
2,5

15
ГЕРАЛЬДИКА. Изображение животных и птиц в ДПИ.
Изображение фантастических животных и птиц. Декоративное рисование.
4
1
3

16
Оформление творческих работ к выставке и организация итоговой выставки «НАШ ВЕРНИСАЖ- 2010»
2
0,5
1,5


ИТОГО
68
14,5
54,5



Содержание программы.
3класс

Название темы
Количество часов



Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1
Диагностирование детей (копирование изображений с карточек)
4
0,5
3,5

2
Композиция в рисунке.
1
0,5
0,5

3
Композиция в живописи.
1
0,5
0,5

4
Композиция в ДПИ.
1
0,5
0,5

5
Роль композиции (выполнение осеннего пейзажа с элементами архитектуры)
2
0,5
1,5

6
Композиция в рисунке, живописи и ДПИ. Роль композиции (выполнение осеннего пейзажа с элементами архитектуры). Обобщение материала.
1
0,5
0,5

7
Орнамент и стилизация в произведениях искусства.
5
1
4

8
Урожай. Составление картины (портрет) из овощей, фруктов и ягод.
3
1
2

9
Выцарапывание по ранее заготовленному фону (выполнение композиции на свободную тему). Выполнение пробных эскизов.
4
1
3

10
Загадочные точки (выполнение узора по ранее заготовленному фону с помощью гвоздя).
3
1
2

11
Изготовление газет к праздникам: «Новый год».
4
0,5
3,5

12
Изготовление газет к праздникам: 23 февраля. Эскиз и графическое выполнение работы.
3
0,5
2,5

13
Изготовление газет к праздникам:8 марта. Эскиз и графическое выполнение работы.
3
0,5
2,5

14
Изготовление газет к праздникам: 9 Мая. Эскиз, выбор материала.
3
0,5
2,5

15
Копирование с иллюстраций. Работа акварелью.
2
0,5
1,5

16
Копирование с иллюстраций. Работа гуашью и тушью.
2
0,5
1,5

17
Копирование с иллюстраций. Работа цветными карандашами.
3
0,5
2,5

18
Симметрия в живописи и в рисунке. Эскиз.
2
0,5
1,5

19
Симметрия в живописи и в рисунке. Изображение симметричной композиции графическими и живописными средствами.
3
0,5
2,5

20
Роль асимметрии в искусстве. Эскиз на свободную тему.
2
0,5
1,5

21
Составление эмблем школы, дома, класса. Использование графических и живописных материалов.
6
1
5

22
Геральдика. Основа символики изображений и символики цвета в искусстве геральдика.
6
2
4

23
Геральдика. Символика изображений при изображении гербов городов, стран мира. Эскизы, зарисовки гербов.
3
0,5
2,5

24
Оформление творческих работ к выставке.
1
-
1


ИТОГО
68
15,5
53,5



Содержание программы.
4класс

Название темы
Количество часов

1

Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

2
Графика (беседа). Художественные графические материалы и техники. Передача фактуры предметов (последовательность изображения шара)
4
1
3

3
Методика работы над изображением цилиндра. Последовательность изображения.
2
0,5
1,5

4
Методика работы над изображением пирамиды. Последовательность изображения.
2
0,5
1,5

5
Передача фактуры предмета- кувшин. Последовательность изображения
3
1
2

6
Драпировка. Последовательность изображения складок- драпировок. Правила работы графическими средствами.
4
1
3

7
Методика работы над изображением натюрморта. Беседа.
3
1
2

8
Живопись. Методика работы над живописным изображением натюрморта. Эскизы натюрморта.
2
0,5
1,5

9
Живопись. Методика работы над живописным изображением натюрморта. Гризайль.
2
0,5
1,5

10
Натюрморт из бытовых предметов. Последовательность изображения натюрморта гуашью или акварелью.
4
1
3

11
Графика. (Методика А. Ф. Конева)
Методика работы над изображением головы человека. Пропорции. Эскизы.
4
0,5
3,5

12
Натура. Графическое изображение головы живой модели. Эскизы.
3
1
2

13
Последовательность изображения фигуры человека.
4
1
3

14
Методика работы над изображением головы человека. Этюд.
2
0,5
1,5

15
Методика работы над изображением головы человека.
3
0,5
2,5

16
Пленэр. Методика последовательности изображения травы, цветов, ветвей деревьев и кустарников.
4
1
3

17
Пленэр. Рисование деревьев. Методика А. Ф. Конева. Методика Ли Эймиса
4
1
3

18
Живопись. Методика последовательности изображения травы, цветов, ветвей деревьев и кустарников.
5
1
4

19
Изображение животных. Методики А. Ф. Конева, Ли Эймиса, А. В. Размысловой.
7
1,5
5,5

20
Изображение живописных животных и птиц на основе искусства геральдики. Копирование образцов.
3
0,5
2,5

21
Подготовка творческих работ к итоговой выставке.
3
-
3


ИТОГО
68
15,5
53,5









Список литературы.
Для педагога.
Беда Г.В. Живопись: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с., ил.
Буйнов А.Н., Смирнов Г.Б. Перспективные сведения о перспективе. /Под ред. К.Ф. Юона. – Профиздат, 1955, 387 с.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе М.: “Школа-Пресс”, 1994, 287 с.
Изобразительное искусство в школе: Журнал
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983, 354 с.
Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом: Искусство шрифта: Учебно - метод. пособие. /Авт. сост. А.С. Мищенко, Ю.В. Полуянова, Г.А. Поровская. – НовГУ, 2006. – 36 с.
Программы. Изобразительное искусство. 1-4, 5-9 классы. – М
Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учебно-метод. пособие для студ. – М.: Просвещение, 1988. – 249 с.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М., 1996. – 78 с.
Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи: Учеб.- метод. пособие для студ.- заочн. ХГФ. – М.: Просвещение, 1980. – 231 с.

Для учащихся.
Краснов Н.В. Беседы по искусстве в средней школе – М.: Искусство, 1970, 154 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Ч 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996, 80 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Ч 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996, 96 с
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Ч 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996, 95 с.
Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.:Педагогика, 1983, 153 с.









Заголовок 915