«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» Программа дополнительного образования детей 4-6 лет (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ)

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района Волгограда



Утверждена методическим советом
Прот. № 1 от «10» сентября 2012 г.
Директор ________Т.В. Кошкарева



«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Программа дополнительного образования детей 4-6 лет
(ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ)
Срок реализации 2 года



Автор:
Шабунина Ирина Александровна педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории



Волгоград
2012

Содержание

1. Пояснительная записка
...... 3


1.1. Актуальность программы
..................................................3


1.2. Характеристика ожидаемых результатов
...5


1.3. Организация деятельности кружка
..................................................6


1.4. Формы и методы обучения
...6


2. Тематический план
...8


2.1. Тематический план первого года обучения

..................................................8


2.2. Тематический план второго года обучения


..................................................9

3. Содержание программы
.....................10


3.1. Содержание программы первого года обучения


................................................10

3.2. Содержание программы второго года обучения

........................................... 20


4. Оборудование

5.Основные материалы и инструменты

...............................................31

.31

6. Рекомендации по реализации программы
............................................... 31


7. Литература
.32









1 Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», типовых программ Министерства образования РФ, программ Лыковой И.А. «Лепим, фантазируем, играем», Соломенниковой О.А. «Радость творчества» и направлена на развитие творческого потенциала обучающихся.
1.1 Актуальность программы
В условиях коренной перестройки системы народного образования предметы художественно-эстетического цикла приобретают одну из ведущих ролей в средних учебных заведениях. Это объясняется тем, что предметы этого цикла и, прежде всего, изобразительное искусство, раскрывая учащимся мир прекрасного, воздействуя на их чувства, эмоции, формируют духовный мир.
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Рисование – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С помощью изобразительного искусства можно развивать внимание, память, навыки, обогащать словарный запас, развивать творческие способности.
Программа обучения изобразительному искусству дошкольников составлена на 2 года обучения для детей 4-6 лет.
Занятия изобразительным искусством предоставляют богатейшие возможности для развития творческих способностей ребенка. Дошкольники учатся правильно пользоваться карандашами и фломастерами, знакомятся с акварельными и гуашевыми красками и их свойствами, с техникой бумагопластики, учатся использовать цвет для передачи настроения, состояния и своего отношения к изображаемому, передавать движение, пластику предметов. Кроме того, дети получают первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для данного возраста. Большое внимание уделяется конструированию из бумаги. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; синхронизируют работу обеих рук: формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных и игровых задач (при ведущем значении последних). Особое внимание уделяется в детском коллективе индивидуальности каждого. Коллективные работы и выставки незаменимы для объединения группы, для развития форм сотрудничества, для естественного детского обмена опытом.

Цель программы – раскрытие творческого потенциала дошкольника, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Настоящая программа ставит следующие задачи:
развивать эстетическое восприятие предметов, явлений окружающего мира и эмоциональное отношение к ним;
закреплять и расширять знания, полученные в детском саду;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью рисунка или изделия из бумаги, пластилина;
развивать цветоощущение, зрительную память, творческую активность, воображение, фантазию, формировать творческую индивидуальность;
формировать умения и навыки для создания художественно-выразительного образа, развивать общую умелость, мелкую моторику;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях, способность к синтезу и анализу.
1.2 Характеристика ожидаемых результатов
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
правильно держать карандаш и кисть;
правильно пользоваться красками;
освоить основные способы лепки из пластилина и соленого теста, уметь пользоваться вспомогательным инструментом;
уметь использовать различные средства выразительности (короткие, длинные, зигзагообразные, волнистые линии, точки, длинный и короткий мазок и т.д.);
уметь передавать форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
уметь передавать величину предмета (большой, маленький, еще меньше) в рисунке и лепке;
передавать строение (сравнение, учет относительной величины, сопоставление частей), установление различия их формы, окраски;
передавать цвет как признак предмета;
уметь смешивать краски для получения новых цветов;
освоить элементарные приемы работы с бумагой.
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
использовать в работе тычки и штампики;
передавать глубину пространства;
передавать цвет как признак предмета;
передавать относительную величину и положение предметов (понятие о пропорциях);
передавать движение (передача простых видов движения);составлять симметричные и несимметричные узоры.различать своеобразие народных росписей (хохломской, городецкой, полховско - майданской и т.д.), создавать узоры по мотивам народного декоративного искусства;
освоить основные виды работ с бумагой (вырезки, аппликация, отрывная мозаика, объемное конструирование);
сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственных замыслов.
Эффективность освоения данной программы оценивается выставками, организуемыми педагогом за полугодие и в конце ученого года.
1.3 Организация деятельности кружка
Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения комплектуется в основном из детей 4-5 лет, второй год – 5-6 лет. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 10-12 человек.
Режим работы - 2 занятия в неделю продолжительностью два часа: один час – рисование, один час – лепка(бумажная пластика ) . Всего: 144 часа ( 72 занятия ).
Срок реализации образовательной программы – 2 года.

Формы и методы обучения

Формы и методы обучения по данной программе достаточно разнообразны:
индивидуальная работа над поделками или рисунком;
коллективная работа на одном листе или над объемной композицией;
показ педагогом необходимых вариативных способов изображения тех или иных форм, техник;
создание атмосферы творческого поиска для наиболее полного раскрытия того или иного художественного образа;
выставки творческих работ;
конкурсы творческих работ на уровне кружка, района, города.

Основной принцип обучения: «от простого – к сложному». Все выполняемые задания по рисунку, лепке в своей совокупности представляют беспрерывный ряд постепенно усложняющихся задач.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умения реализовать свои творческие замыслы в области изобразительного, декоративного искусства. Программа предполагает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком, сложном уровне. Задания в каждом блоке адаптированы к возрасту обучающихся и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
2 Тематический план
2.1 Тематический план первого года обучения
Наименование и содержание темы
Количество часов
Кол.
зан.


Всего
Теор.
Практ.


1. Вводное занятие
2
2
-
1

2.Рисование и конструирование из бумаги
70
15
55
35

- техника «Акварель»
12
2
10
6

- техника «Гуашь»
16
4
12
8

- техника «Цветные карандаши, фломастер»
8
2
6
4

- смешанная техника
18
3
15
9

- конструирование из бумаги
16
4
12
8

3. Лепка
70
18
52
35

- предметная лепка
30
10
20
15

- сюжетная лепка
22
4
18
11

- декоративная лепка по мотивам народной пластики
18
4
14
9

7.Заключительное занятие
2
2
-
1

Итого
144
37
107
72





Наименование и содержание темы
Количество часов
Кол.
зан.


Всего
Теор.
Практ.


1. Вводное занятие
2
2
-
1

2. Рисование и конструирование из бумаги
70
18
52
35

- техника «Акварель»
14
4
10
7

- техника «Гуашь»
16
4
12
8

- техника «Цветные карандаши, фломастер»
4
1
3
2

- техника «Тушь, перо»
4
1
3
2

- смешанная техника
16
4
12
8

- конструирование из бумаги
16
4
12
8

3. Лепка
70
18
52
35

- предметная лепка
24
6
18
12

- сюжетная лепка
28
8
20
14

- декоративная лепка по мотивам народной пластики
18
4
14
9

7.Заключительное занятие
2
40
-
1

Итого
144
14
104
72

2.2 Тематический план второго года обучения

Примечание. Допускается корректировка программы в течение года в соответствии с контингентом кружка текущего года.

3 Содержание программы

3.1 Содержание программы первого года обучения

Занятие 1. I Вводное занятие.
Теоретическая часть. Введение в образовательную программу. Цели и задачи кружка. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами. Правила безопасного труда.
Материалы. Бумага, художественные материалы, работы обучающихся прошлых лет, инструкции по технике безопасности.
II Рисование и конструирование из бумаги
Техника «Акварель»
Занятие 2. Что я люблю рисовать?
Цель. Выявить индивидуальную способность каждого ребенка с помощью линий передать образ; проверить умение правильно держать карандаш.
Материалы. Набор цветных карандашей, бумага.
Занятие 3. Кораблик плывет по волнам.
Цель. Познакомить с акварельными красками, их свойствами и способом работы.
Материалы. Акварельные краски, кисть №5, бумага, вырезанный из бумаги кораблик, клей ПВА.
Занятие 4. Зонтики.
Цель. Познакомить с понятием "основные цвета", "составные цвета", упражнять в смешении красок для получения нового цвета.
Материалы. Акварельные краски, кисть №5, бумага.
Занятие 5. Добрый и злой волшебники.
Цель. Научить детей доступными средствами выразительности передавать характер изображаемого.
Материалы. Акварель, кисть, детские книги с иллюстрациями.
Занятие 6. Наряд для бабочки.
Цель. Побуждать детей создавать индивидуальные художественные образы, используя доступные, им средства выразительности, ознакомить с понятием симметрия.
Материалы. Силуэт бабочки, из белой бумаги, акварель, кисть.
Занятие 7. Жар-птица.
Цель. Формировать интерес к коллективной деятельности, упражнять детей в использовании приема цветового контраста.
Материалы. Панно с изображением птицы с белым оперением, бумажные заготовки в форме пера Жар-птицы.

Техника «Гуашь»
Занятие 8. Украшаем свою букву.
Цель. Развивать инициативу и творчество детей, вызывать желание
фантазировать. Познакомить детей с гуашевыми красками.
Материалы. Гуашь, бумага, кисти.
Занятие 9. Веселый клоун.
Цель. Научить детей доступными средствами выразительности передавать характер изображаемого.
Материалы. Гуашь, белила, кисти, бумага.
Занятие 10. Сказка о синей планете.
Цель. Побуждать детей использовать в своей деятельности опыт,
приобретенный ими в работе гуашью, ввести понятие «теплые и холодные цвета».
Материалы. Бумага, гуашь, кисти, таблица "Цветовой круг".
Занятие 11. Зимний вечер.
Цель. Дать понятие о тоне.
Материалы. Бумага, гуашь, восковые мелки, кисти, репродукции картин на зимние темы.
Занятие 12. Первый снег.
Цель. Познакомить детей с приемами работы гуашью по мокрому слою.
Материалы. Гуашь, кисти, бумага.
Занятие 13. Красивая посуда для кукол.
Цель. Побуждать детей к активному экспериментированию с изобразительными материалами, помогать им добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от результата.
Материалы. Гуашь, кисть №3, тычки, силуэты посуды из бумаги.
Занятие 14. Рисуем портрет своей мамы.
Цель. Познакомить детей с жанром изобразительного искусства- портретом. Сохраняя непосредственность в живом детском восприятии, помочь детям в выразительной передаче образа мамы.
Материалы. Бумага, гуашь, кисти, репродукции картин.
Занятие 15. Домик для зверей.
Цель. Поощрять самостоятельность и инициативу в выборе содержания изображаемого; использовать цвет как средство передачи
настроения, состояния, отношения к изображаемому.
Материалы. Гуашь, тычки, два листа бумаги.
Занятие 16. Летающие акробаты.
Цель. Научить передавать в рисунке движение.
Материалы. Бумага, фломастеры, цветные карандаши.
Занятие 17. Матрешка.
Цель. Развивать у детей творческую самостоятельность, желание фантазировать.
Материалы. Листы бумаги с наклеенными на них кусочками ткани, фломастеры.
Занятие 18. Книжка-малышка.
Цель. Познакомить с искусством оформления книги, продолжить развивать у детей творческую самостоятельность, желание фантазировать.
Материалы. Бумага небольшого формата, фломастеры, цветные карандаши, степлер, детские книги с красивыми иллюстрациями.
Занятие 19. Рукавичка.
Цель. Побуждать детей к художественно декоративной деятельности по украшению предметов. Способствовать появлению у них желания самостоятельно придумать орнамент.
Материалы. Лист бумаги с изображением рукавички, фломастеры, цветные карандаши, образцы вышитых и вязаных изделий, украшенных орн

Смешанная техника
Занятие 20. Сказочный осенний лист.
Цель. Научить передавать форму, выбирать цветовую гамму
для передачи той или иной темы.
Материалы. Акварель, восковые мелки, букет из осенних листьев.
Занятие 21. Листопад.
Цель. Побуждать детей изображать природу, предметы и явления окружающей действительности. Продолжать вызывать, у детей интерес к смешиванию красок.
Материалы. Бумага, акварель, гуашь, кисти.
Занятие 22. Кто прячется в кляксе.
Цель. Развивать умение видеть, вглядываться, узнавать того, кто "прячется" в пятне, познакомить с «кляксографией».
Материалы. Бумага, гуашь, кисти, фломастеры.
Занятие 23. Карнавальная маска.
Цель. Вызывать интерес к созданию карнавальной атрибутики, желание проявить инициативу и самостоятельность при их украшении (выбор цвета, элементов росписи).
Материалы. Заготовка для маски, акварель, кисть, фломастеры.
Занятие 24. Деревья просыпаются весной.
Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисунке красоту природы.
Материалы. Бумага, восковые мелки, акварель.
Занятие 25. Весна на лесной полянке (коллективная работа).
Цель. Продолжать формировать у детей умение художественно отражать явления окружающей действительности.
Материалы. Большой лист бумаги, гуашь, фломастеры, клей ПВА
Занятие 26. Весенние цветы (коллективная работа).
Цель. Побуждать детей к активному экспериментированию с изобразительными материалами.
Материалы. Цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, тычки, клей ПВА.
Занятие 27. Красивые весенние цветы.
Цель. Познакомить детей с коллажем; научить передавать ярко и выразительно с помощью цвета и разнофактурных материалов задуманную тему.
Материалы. Картон, цветная бумага, пуговицы, тесьма, клей ПВА.
Занятие 28. Наш веселый хоровод (коллективная работа).
Цель. Передача движения, понятие "автопортрет". Выставка работ.
Материалы. Большой лист бумаги, художественные материалы по выбору.

Конструирование из бумаги
Занятие 29. Бабочка (игрушка на пальчик).
Цель. Развивать у детей воображение в конструировании.
Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
Занятие 30. Игрушка «Гусеница».
Цель. Заинтересовать детей возможностью самим для себя создавать предметы для игр.
Материалы. Цветные полоски бумаги, клей ПВА.
Занятие 31. Белая птица.
Цель. Продолжать развивать объемно-пространственное мышление детей, творческую фантазию, изобретательность.
Материалы. Белая бумага, ножницы, фотографии с изображением птиц.
Занятие 32. Сумочка.
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к созданию нужной вещи. Предоставлять самостоятельность в ее украшении.
Материалы. Бумага, тесьма, ножницы, клей ПВА
Занятие 33. Веер для принцессы.
Цель. Развивать объемно-пространственное мышление, научить выполнять следующие операции с бумагой: сгибание, гофрирование, познакомить с техникой многослойного ажурного вырезания.
Материалы. Цветная бумага, ножницы.
Занятие 34. Новогодняя открытка "Елочка".
Цель. Вызывать у детей радостное настроение в преддверии праздника и желание доставить радость родным.
Материалы. Картонная заготовка, цветная бумаги, ножницы, клей ПВА.
Занятие 35. Попугай (бумажная игрушка).
Цель. Продолжать развивать пространственное мышление, интерес к работе с бумагой.
Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
Занятие 36. Веселая улица.
Цель. Научить с помощью ножниц, без рисунка, вырезать различные характерные формы.
Материалы. Бумага, клей ПВА, цветная бумага, ножницы.
Занятие 37. Игрушка "Рыба".
Цель. Развивать творческую фантазию, изобретательность; научить делать простые самобытные вещи.
Материалы. Листы тонкой бумаги больших разделов, ножницы, гуашь, кисти, степлер.
III Лепка

Предметная лепка
Занятие 38. Подсолнухи.
Цель. Познакомить детей с пластилином как материалом для лепки, научить основным приемам лепки: сплющивание, раскатывание, оттягивание.
Материалы. Пластилин.
Занятие 39. Рельеф "Осенний лист".
Цель. Дать понятие о рельефе, познакомить с приспособлениями для лепки.
Материалы. Пластилин.
Занятие 40. Рельеф "Цветы и бабочки".
Цель. Совершенствовать технику раскатывания, сплющивания и закручивания.
Материалы и инструменты. Пластилин, стеки.
Занятие 41. Пластилиновая картина на оргалите.
Цель. Развивать фантазию и воображение.
Материалы и инструменты. Пластилин, оргалит.
Занятие 42. Клоун.
Цель. Научить технике лепки на форме, используя различные приспособления, палочки и т.д.
Материалы. Пластилин, пластиковые емкости.
Занятие 43. Мышка.
Цель. Закрепить приемы лепки (оттягивание, сплющивание).
Материалы и инструменты. Пластилин, стека.
Занятие 44. Рыбка.
Цель. Научить лепить из целого куска, закрепить приемы: оттягивание с моделированием.
Материалы и инструменты. Пластилин, палочки.
Занятие 45. Новогодние сувениры.
Цель. познакомить с техникой лепки из соленого теста.
Материалы и инструменты. Соленое тесто, формочка для теста.
Занятие 46. Новогодние сувениры.
Цель. Познакомить с приемами росписи гуашью или акварелью игрушек из соленого теста.
Материалы и инструменты. гуашь, акварель, кисти
Занятие 47. Цветы в воде.
Цель. Познакомить с приемами смешивания различных по цвету кусков пластилина для получения новых цветов..
Материалы и инструменты. Пластилин, пластиковая емкость, стека.
Занятие 48. Буква имени.
Цель. Познакомить с техникой пластилиновой живописи.
Материалы. Пластилин, картонный силуэт буквы.
Занятие 49. Фрукты.
Цель. Закрепление приемов лепки (сплющивание, растягивание, сгибание), развитие наблюдательности.
Материалы и инструменты. Пластилин, картон, стека.
Занятие 50. Динозаврик.
Цель. Научить применять комбинированный способ лепки, использовать налепы.
Материалы и инструменты. Пластилин, стека, пластиковая емкость.
Занятие 51. Поросенок.
Цель. Познакомиться со способами оформления и декорирования образа.
Материалы и инструменты. Пластилин, стеки, пластиковая емкость.
Занятие 52. Черепашка.
Цель. Закрепление умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях.
Материалы и инструменты. Пластилин, стеки, пластилиновая форма, палочки, бисер.
Сюжетная лепка
Занятие 53. Сказочный дворец
Цель. совершенствовать технику раскатывания пластилина для получения удлиненного цилиндра, научить изменять форму с помощью закручивания, сплющивания.
Материалы и инструменты. Пластилин, картон, стеки.
Занятие 54. Композиция «Рыбки в аквариуме».
Цель. Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, конус) и видоизменять ее для создания выразительных образов.
Материалы, инструменты. Пластилин, картон, палочки.
Занятие 55. Композиция «В морской пучине».
Цель. Активизировать применение различных приемов лепки для создания морских растений, рыб и т.д.
Материалы и инструменты. Пластилин, стека, проволока, бисер.
Занятия 56, 57. Композиция «Отдыхаем на море».
Цель. Активизировать поиск способов лепки корабликов и катамаранов, людей в движении.
Материалы и инструменты. Пластилин, стеки, бисер, картон.
Занятия 58, 59. Композиция «Звездное небо».
Цель. Продолжить освоение рельефной лепки.
Материалы. Пластилин, бисер, картон.
Занятия 60, 61. Композиция «НЛО и инопланетяне».
Цель. Вызывать интерес к лепке образов фантастического мира и развивать чувство композиции.
Материалы и инструменты. Пластилин, картон, стеки.
Занятие 62. Покорители космоса.
Цель. Совершенствовать умение лепить человека, нацелить на изображение характерной экипировки.
Материалы. Пластилин, картон.
- декоративная лепка по мотивам народной пластики
Занятие 63. декоративная тарелка.
Цель. Познакомить с декоративной народной пластикой, дать понятие об орнаменте.
Материалы и инструменты. Пластилин, палочки.
Занятие 64. чайный сервиз.
Цель. Познакомить со способом лепки из колец.
Материалы и инструменты. Пластилин, палочки.

Филимоновская игрушка
Занятие 65. петушок.
Цель. Познакомить детей с филимоновской игрушкой, научить применять скульптурный и комбинированный способ лепки при изготовлении игрушки «Петушок».
Материалы и инструменты. Пластилин, палочки.
Занятие 66. Курочка.
Цель. Закрепить умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Материалы и инструменты. Пластилин, палочки.
Занятие 67. Лошадка.
Цель. Закрепить приемы изготовления филимоновской игрушки, приемы оттягивания, прищипывания.
Материалы и инструменты. Пластилин, палочки.

Дымковская игрушка
Занятие 68. Лошадка.
Цель. Познакомить детей с дымковской игрушкой, научить лепить лошадку скульптурным способом, применять приемы оттягивания, прищипывания, скатывания жгутиков, плетения косы, налепы.
Материалы и инструменты. Пластилин, палочки.
Занятие 69. Барыня.
Цель. Закрепить приемы лепки: оттягивания, прищипывания, скатывания жгутиков, плетения косы, налепы.
Материалы и инструменты. Пластилин, палочки.
Занятие 70. Барашек.
Цель. Научить лепить разных животных на основе одной обобщенной формы.
Материалы и инструменты. Пластилин, палочки.
Занятие 71. Олень.
Цель. Закрепить умения и навыки. полученные на предыдущих занятиях..
Материалы и инструменты. Пластилин, палочки.
Занятие 72.
Заключительное занятие.
Подведение итогов. Выставка работ.

3.2 Содержание программы второго года обучения

Занятие 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Введение в образовательную программу. Цели и задачи кружка. Организация рабочего места. Правила ТБ.
Материалы. Бумага, краски, кисти, работы обучающихся прошлых лет. Инструкции по технике безопасности.

II Рисование и конструирование из бумаги
Техника «Акварель»
Занятие 2. Цветик-семицветик.
Цель. Упражнять в смешивании красок, классификации цветов и оттенков.
Материалы. Бумага, акварельные краски, кисти.
Занятие 3. Веселое море.
Цель. Познакомить детей с техникой работы мазком.
Материалы. Бумага, акварельные краски, кисти.
Занятие 4. Ветка с осенними листьями.
Цель. Вызывать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.
Материалы. Бумага, акварельные краски, кисти.
Занятие 5. Осенний дождь.
Цель. Продолжать знакомить с приемами работы акварелью.
Материалы. Бумага, акварельные краски.
Занятие 6. Мы танцуем.
Цель. Научить передавать в рисунке движение.
Материалы. Бумага, фломастеры, акварель.
Занятие 7. Осень в городе.
Цель. Закрепить умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Материалы. Бумага, акварель.
Занятие 8. Красивое имя.
Цель. Побуждать детей создавать индивидуальные художественные образы доступными средствами выразительности.
Материалы. Бумага, акварельные краски, гуашь, кисти.
Техника «Гуашь»
Занятие 9. Синие цветы.
Цель. Познакомить детей с изделиями гжельских мастеров. Добиваться того чтобы дети получали на палитре различные оттенки синего цвета.
Материалы. Бумага, гуашь, кисти.
Занятие 10. Волшебная радуга.
Цель. Продолжать упражнять детей в смешивание красок для получения новых цветов, познакомить с понятием «цветовой круг».
Материалы. Бумага, гуашь, кисти.
Занятие 11. Волшебный ковер (коллективная работа).
Цель. Побуждать детей использовать известные им средства выразительности для создания красочного изображения
Материалы. Бумага большого формата, гуашь, кисти.
Занятие 12. «Украшаем тарелочку».
Цель. Познакомить детей с элементарными правилами построения орнамента.
Материалы. Картонная тарелочка, гуашь, кисть №3.
Занятие 13. «Городецкие цветы».
Цель. Познакомить с творчеством городецких мастеров, добиваться того, чтобы дети получали различные оттенки голубого и розового цвета.
Материалы. Бумага, гуашь, кисти.
Занятие 14. Волшебная птица.
Цель. Формировать интерес к народному творчеству.
Материалы. Бумага, гуашь, кисти.
Занятие 15. Светлое и темное.
Цель. Продолжать знакомить с понятием тон.
Материалы. Бумага, гуашь, кисти.
Занятие 16. Мы - волшебники.
Цель. Развивать умение видеть, вглядываться, узнавать то, что
прячется в пятне, продолжать знакомиться с кляксографией.
Материалы. Черная бумага, синяя и белая гуашь, кисти.

Техника «Цветные карандаши, фломастер»
Занятие 17. Альбом для маленького художника.
Цель. Побуждать детей видеть необычное в обычном. Продолжать развивать воображение.
Материалы. Белая бумага, фломастеры, стиплер.
Занятие 18. Заколдованный город.
Цель. Развивать воображение детей, побуждать создавать изображения на сюжет стихотворения.
Материалы, инструменты. Бумага с нарисованными контурами домов, цветные карандаши, фломастеры

Техника «Тушь, перо»
Занятие 19. Осенние деревья.
Цель. Побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные средства выразительности. Познакомить с техникой «Тушь, перо».
Материалы, инструменты. Бумага, тушь, перо.
Занятие 20. Кружевные рыбки.
Цель. Научить передавать признаки необычности, сказочности образов с помощью различных средств выразительности - линии, пятна, элементов декора, цвета.
Материалы, инструменты. Тушь, акварельные краски, перо, бумага.

Смешанная техника
Занятие 21. Дом из сказки.
Цель. Развивать творческую фантазию и изобретательность
Материалы. Бумага белая и цветная, фломастеры, клей ПВА
Занятие 22. Необычные артисты.
Цель. Побуждать детей создавать предметы для игр.
Материалы, инструменты. Картон, белая и цветная бумага, фломастеры.
Занятие 23. Преврати свой лоскуток в....
Цель. Развивать у детей творческую самостоятельность, желание
фантазировать.
Материалы, инструменты. Листы бумаги с наклеенными на них кусочками ткани, фломастеры.
Занятие 24. Домики для трех поросят.
Цель. Научить детей передавать пространство.
Материалы. Бумага, акварель, гуашь.
Занятие 25. Цветы для мамы.
Цель. Побуждать детей к активному экспериментированию с изобразительными материалами.
Материалы, инструменты. Восковые мелки, акварель, бумага, кисти, гуашь.
Занятие 26. Большие и маленькие звери.
Цель. Побуждать детей использовать в своей деятельности опыт, приобретенный ими с краской гуашь. Передавать величину изображаемого (большой, маленький, еще меньше).
Материалы, инструменты. Бумага, акварель, фломастеры, цветные карандаши.
Занятие 27. Волшебные картинки.
Цель. Побуждать устанавливать сходство между абстрактными кусочками ткани и предметами, получая путем дорисовывания целостное изображение.
Материалы, инструменты. Листы бумаги с наклеенными кусочками ткани, фломастеры, цветные карандаши, кусочки тесьмы, клей ПВА.
Занятие 28. Необычный натюрморт.
Цель. Продолжить знакомство с коллажем, научить передавать выразительно и ярко с помощью цвета и разнофактурных материалов
задуманную тему.
Материалы. Картон, цветная бумага, пуговицы, тесьма, клей ПВА, кусочки ткани.

Конструирование из бумаги
Занятие 29. Игрушка «Слоненок».
Цель. Заинтересовать детей возможностью самим для себя создавать предметы для игр.
Материалы. Цветная бумага, клей ПВА.
Занятие 30. Игрушка «Динозаврик».
Цель. Продолжать развивать у детей воображение в конструировании.
Материалы. Цветная бумага, клей ПВА, ножницы.
Занятие 31. Игрушка «Тигр».
Цель. Продолжать развивать пространственное мышление детей
Материалы. Цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей ПВА.
Занятие 32. Новогодний сувенир «Елочка».
Цель. Вызывать у детей радостное настроение в преддверии праздника и желание доставить радость родным.
Материалы, инструменты. Картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, конфетти.
Занятие 33. Летающие птички.
Цель. Продолжать развивать пространственное мышление и интерес к работе с бумагой.
Материалы. Цветная бумага, картон, клей ПВА.
Занятие 34. Игрушка «Котенок».
Цель. Продолжать развивать пространственно-образное мышление, совершенствовать навыки работы с бумагой.
Материалы, инструменты. Цветная бумага, клей ПВА, ножницы.
Занятие 35. Новогодний головной убор.
Цель. Вызывать интерес к созданию карнавальной атрибутики, желание проявить самостоятельность при их украшении.
Материалы. Бумага, акварельные краски, кисти, фломастеры.
Занятие 36. Сумочка.
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к созданию нужной вещи. Предоставлять самостоятельность в ее украшении.
Материалы. Бумага, тесьма, клей ПВА.

III Лепка

Предметная лепка
Занятие 37. Лепка овощей и фруктов по наблюдению.
Цель. Учить детей анализировать и воспроизводить форму предмета.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки.
Занятие 38. На что это похоже?
Цель. Учить детей читать форму – создавать образы в воображении на основе незаконченного (или схематического) изображения и воплощать свой замысел в лепке.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки.
Занятие 39. Новые фигуры.
Цель. Учить детей создавать новые схематические изображения из нескольких готовых форм, развивать ассоциативное мышление.
Материалы, инструменты. пластилин, комплекты разных форм, вылепленных из пластилина (шар, диск и пр.), стеки.
Занятие 40. Мое имя.
Цель. закрепить представление о начертании печатных букв, научить передавать конфигурацию знакомых букв пластическими средствами, ориентировать поиск разных вариантов оформления.
Материалы, инструменты. пластилин, картон, стеки.
Занятие 41. Чудесные раковины.
Цель. совершенствовать умение видоизменять исходную форму (шар, овал и пр.) для создания выразительных образов.
Материалы, инструменты. пластилин, палочки, стеки.
Занятие 42. Вазочка для цветов.
Цель. Продолжать подводить детей к самостоятельному созданию в лепке художественных образов, учить украшать вылепленные изделия с помощью налепов.
Материалы, инструменты. пластилин, пластиковая форма.
Занятие 43. Подставка для кисточек.
Цель. Формировать уверенность в себе и своих возможностях, способствовать постановке новых целей в овладении деятельностью и помогать добиваться желаемого результата.
Материалы. Соленое тесто.
Занятие 44. Украшение в подарок маме.
Цель. Помогать детям отобрать и использовать для украшения вылепленных изделий средства выразительности в соответствии с формой предмета.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки, бисер.
Занятие 45. Чайный сервиз.
Цель. совершенствовать умение видоизменять исходную форму (цилиндр, шар, конус) для создания выразительных образов.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки.
Занятие 46. Ваза и кашпо.
Цель. совершенствовать умение лепить из колец, закрепить понятия об орнаменте.
Материалы, инструменты. пластилин, палочки, стеки.
Занятие 47. Домик.
Цель. научить детей «конструировать» домики, лодки, шкатулки, используя способ лепки из пластилина.
Материалы, инструменты. пластилин, палочки, стеки.
Занятие 48. Карета для принцессы.
Цель. Закрепить умение лепить из пластилина, ориентировать на поиск разных вариантов оформления.
Материалы, инструменты. пластилин, палочки, стеки.
Занятие 48. Карета для принцессы.
Цель. Закрепить умение лепить из пластилина, ориентировать на поиск разных вариантов оформления.
Материалы, инструменты. пластилин, палочки, стеки.

Сюжетная лепка
Занятие 49. композиция по сказке «Колобок» (заяц и колобок).
Цель. Развивать воображение и чувство композиции.
Материалы, инструменты. пластилин, палочки, стеки.
Занятие 50. композиция по сказке «Колобок» (волк и колобок).
Цель. Учить детей передавать смысловую связь между героями композиции.
Материалы, инструменты. пластилин, палочки, стеки.
Занятие 51. композиция по сказке «Колобок» (лиса и колобок).
Цель. Закрепить умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Материалы, инструменты. пластилин, палочки, стеки.
Занятие 52. Звездное небо.
Цель. Продолжить освоение техники рельефной лепки. побуждать к поиску средств и приемов лепки (скручивание и свивание удлиненных цилиндров, наложение слоев).
Материалы, инструменты. пластилин, картон, стеки.
Занятие 53. Сверкающие рыбки.
Цель. Продолжить освоение техники рельефной лепки. Совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками, чешуей, полосками и т.д.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки.
Занятие 54. Тайны моря.
Цель. Вызвать интерес к лепке образов подводного мира, развивать воображение и чувство композиции.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки.
Занятие 55. Аквалангисты.
Цель. Побуждать к поиску средств выразительности для более необычного раскрытия знакомых образов, развивать умение лепить человека в движении.
Материалы, инструменты. пластилин, проволока, стеки.
Занятие 56. Отдыхаем на море.
Цель. Побуждать к поиску средств выразительности для передачи пластики волн, развивать умение лепить человека в движении.
Материалы, инструменты. пластилин, проволока, стеки.
Занятие 57. Путешествие на север
Цель. Побуждать к самостоятельному поиску способов лепки северных животных.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки.
Занятие 58. Путешествие на север.
Цель. Развивать умение лепить человека в движении.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки.
Занятие 59. Композиция по «Сказке о царе Салтане».
Цель. Вызвать интерес к лепке образов сказочных героев, развивать фантазию и воображение.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки.
Занятие 60. Звездное небо.
Цель. Познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски.
Материалы, инструменты. пластилин, картон, стеки.
Занятие 61. Звездное небо.
Цель. Продолжить освоение техники рельефной лепки, побуждать к поиску средств и приемов лепки (скручивание, свивание удлиненных цилиндров, наложение слоев).
Материалы, инструменты. пластилин, картон, стеки.
Занятие 62. Зоопарк.
Цель. Вызвать интерес к изображению животных, закреплять умение лепить из целого куска.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки.


Декоративная лепка
Занятие 63. Чайник-образ.
Цель. побуждать детей создавать необычные предметы, познакомить с искусством гжельских мастеров.
Материалы, инструменты. пластилин, стеки.
Занятие 64. Индюк.
Цель. Познакомить детей с техникой лепки из глины.
Материалы. Глина.
Занятие 65. роспись гуашью игрушки «Индюк».
Цель. Закрепление понятия «орнамент», знакомство с орнаментом дымковской игрушки.
Материалы. Гуашь, кисти.
Занятие 66. Всадник на лошади.
Цель. Закрепить умение создавать множество игрушек на одной обобщенной модели.
Материалы, инструменты. Глина, стеки.
Занятие 67. Лошадка с жеребенком.
Цель. Закрепить умение лепить из целого куска.
Материалы, инструменты. Пластилин, стеки.
Занятие 68. Водоноска.
Цель. Закрепить умение лепить дымковскую куклу, научить дополнять образы характерными атрибутами.
Материалы, инструменты. Пластилин, стеки.
Занятие 69. Няня.
Цель. Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.
Материалы, инструменты. Пластилин, стеки.
Занятие 70. Гармонист.
Цель. Развитие фантазии и воображения.
Материалы, инструменты. Пластилин, стеки.
Занятие 71. Игрушка «Карусель».
Цель. Развивать умение работать в группе, закреплять знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.
Материалы, инструменты. Пластилин, стеки.
Занятие 72. Заключительное занятие.
Подведение итогов. Выставка работ.

4. Оборудование

Столы-мольберты – 12 шт., стулья – 12 шт., шкафы для хранения материалов и инструментов.

5. Основные материалы и инструменты

кисти, карандаши, краски (гуашь, акварель), восковые мелки, фломастеры, бумага ( А 3, А 4), цветная бумага, клей ПВА, пластилин, стеки, картон.
6. Рекомендации по реализации программы
Настоящая программа может быть использована для организации работы объединений дополнительного образования. Программа может быть успешно реализована только при наличии указанной выше материально-технической базы. Необходимым элементом реализации программы является наличие информационно-методической базы:
рисунки и поделки обучающихся прежних лет занятий с указанием фамилии и имени автора, года создания работы в соответствии с разделами программы;
методические плакаты;
иллюстративный материал;
инструкции по технике безопасности.







7. Литература

Альда , Соленое тесто – М. : РОСМЭН – ПРЕСС ,2008.
Бельтюкова Н. ,Петров С.: Учимся лепить – М.: ЭКСМО – ПРЕСС,2001
Баймашова В.А. Как научить рисовать цветы ,ягоды ,насекомые -М,: Скрипторий ,2008.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте-
М: «Просвещение», 1991.
Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству – М.: Творческий центр, 2000.
Дронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность.
– М.: Просвещение, 1999.
Джун Джексон Поделки из бумаги – М: РОСМЭН, 1996.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.
– М.: Искусство в школе, 1995.
Под ред. Комаровой Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. – М.: Просвещение, 1991.
10.Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина – М.: АЙРИС- ПРЕСС, 2007.
11.Лыкова И. А. Лепим , фантазируем , играем – М.: Сфера , 2000
12.Полунина В.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 1982.
13. Черныш И. Удивительная бумага – М. :АСТ – ПРЕСС , 2000.








13PAGE 146915


13PAGE 14215


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315