Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Компьютерная грамотность.


Управление образования Администрации Чеховского муниципального района Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества».
Программа рассмотрена и Утверждаю: рекомендована к реализации на МС Директор пр. № 1 от «28» августа 2014 г. МАОУ ДОД ЦРТДиЮ Утверждена на Педагогическом совете ___________Торяник Н.А. пр. № 1 от «29» августа 2014 г. «01» сентября

«Компьютерная грамотность»
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Возраст детей 10 – 15 лет Срок реализации – 2 года

Составитель: Кидяйкина О.И. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

г. Чехов
Пояснительная записка
Информатика – это наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Знание персонального компьютера и умение им пользоваться сегодня, как никогда, актуально. Компьютер пришел в науку, культуру, экономику и образование. И сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Цель педагога дополнительного образования – формирование молодого поколения, готового жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.Программа «Компьютерная грамотность» реализует техническую направленность. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использования другими людьми – одно из условий образовательной компетенции обучающегося. Информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет дает возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широком диапазоне науки и техники. Основное назначение объединения «Информатика». Научить детей работать с вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами.Программа «Компьютерная грамотность» рассчитана на изучение основ информатики и вычислительной техники в системе дополнительного образования в течение двух лет. Возраст учащихся 10-15лет. В зависимости от возраста программа курса рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения – 4-6 классы
2 год обучения – 7-9 классы.
Работа по программе состоит из теоретических и практических занятий. На практических занятиях проводятся как изучение нового материала, так и закрепление полученных знаний. Индивидуальный подход позволяет наиболее качественно донести до каждого ребенка излагаемый материал, в зависимости от имеющихся начальных знаний у ребенка меняется и форма подачи преподаваемого материала.В программе используются здоровьесберегающие технологии, для сохранения здоровья учащихся, которые включают в себя:
Соблюдение правил техники безопасности на занятии.
Соблюдение правил работы за компьютером.
Проведение физминуток.
Программа предполагает проведение бесед, викторин и просмотр презентаций по правилам дорожного движения в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.  Занятия в группе 1 года обучения проводятся два раза в неделю по два часа. Всего 144часа в год. В группе 2 года обучения – два раза в неделю по 3 часа. Всего 216 часов в год.На занятиях объединения в процессе обучения следует принять все меры для обеспечения безопасности при работе с ПК.
Основная цель программы:
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, математического и логического мышления.
Основные задачи:
Обучающие задачи:
Формировать теоретические знания об основных понятиях учебной области «информатика» и практические навыки работы с информацией;
Формирование у учащихся общего представления о компьютере;
Овладение учащимися новыми информационными технологиями;
Дать теоретические и практические представления об использовании офисных программ;
Развитие познавательной и творческой активности учащихся в ходе участия в деятельности объединения, в том числе и через участие в различных конкурсах;
Формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
Обучить учащихся активно и плодотворно пользоваться интернетом, извлекать полезную информацию.
Развивающие задачи:
Развитие умений и навыков учащихся извлекать, анализировать, сохранять и применять информацию;
Создать условия для развития логического мышления учащихся, памяти, внимания и наблюдательности;
Дать возможность учащимся применять теоретические знания на практике;
Развивать творческие навыки учащихся через участие в конкурсах, фестивалях.
Воспитательные задачи:
Воспитать учащихся в духе терпимости и толерантности;
Воспитание общественно значимых качеств личности человека;
Приобщить учащихся к информационно-коммуникативной культуре;
Дать возможность для самовыражения, самовоспитания и самообучаемости;
Развивать навыки настойчивости, самоорганизации, аккуратности;
Формировать и развивать умения учащихся вести диалог, в том числе и посредством интернет ресурсов;
Формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
Формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях.
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
Правила техники безопасности;
Основные устройства ПК;
Что такое алгоритм, формы записи алгоритмов, основные символы блок-схем алгоритмов, структуры алгоритмов;
Названия и функциональное назначение, основные характеристики устройств компьютера;
Основные типы носителей информации в компьютере, их основные характеристики;
Набрать на компьютере, отредактировать и оформить текст, используя текстовый редактор WORD;
Возможности программы POWER POINT;
Назначение и работу графического редактора PAINT;
Назначение и работу графического редактора ЛогоМиры.
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
Правила поведения и технику безопасности в компьютерном классе;
Понятие и назначение операционной системы;
Структуру и организацию работы приложения EXSEL;
Выполнять вычисления с помощью электронных таблиц EXSEL;
Возможности программы ЛогоМиры как среды программирования;
Создание проектов в ЛогоМирах;
Создание проектов в программе POWER POINT;
Назначение и возможности программы Adobe Photoshop;
Возможности области применения, достоинства и недостатки растровой и векторной графики, виды современных графических редакторов;
Создание фильмов в программе Windows Movie Maker;
Создание базы данных.
Формы проведения занятий: лекции, беседы, демонстрация, самостоятельная практическая работа, проектно-исследовательская деятельность. Большая часть учебного времени выделяется на практические упражнения и самостоятельную работу. Задания носят творческий характер и рассчитаны на индивидуальную скорость выполнения.Степень реализации программы зависит от технической оснащенности компьютерного класса, наличия программного обеспечения и уровня материальной поддержки учебного процесса.
Способы проверки результатов освоения программы после изучения каждого раздела программы учащиеся выполняют творческие задания по данной теме. Для оценки знаний учащихся также используется пакет практических работ по каждому разделу. Компьютерное тестирование. При работе на компьютере каждый учащийся может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий. Происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к педагогу. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость, управляя учебным процессом.Форма подведения итогов реализации образовательной программы – это готовность к информационной деятельности, выражающаяся в желании применять средства информационных технологий в любом предмете, для реализации целей и самообразования, а также участие в различных конкурсах и проектной деятельности.
Учебно-тематический план
1год обучения

п/пНаименование темы Количество часов
Теория
Практика
Всего
Введение. Информация.
Представление информации в компьютере. 1
1 2
Устройство компьютера. 2 6 8
Операционная система WINDOWS.Основные элементы управления. 4 10 14
Элементы алгоритмизации. 2 6 8
Пакет Microsoft offise 2007. 1 3 4
Текстовый редактор Word. 9 27 36
Microsoft Power Point. 5 19 24
Графический редактор PAINT. 3 11 14
Язык программирования ЛогоМиры. 5 9 14
«Windows Movie Maker». 3 5 8
Профилактика дорожно-транспортного травматизма. 2 2 4
Интернет. 3 5 8
Всего: 42 102 144
Содержание
1год обучения

п/пТема Количество часов Всего часов
Теория Практика Введение. Информация.
Представление информации в компьютере. 1 1 2
Устройство компьютера. 2 6 8
Основные компоненты компьютера. 0,5 1,5 2
Дополнительные устройства ПК. 0,5 1,5 2
Виды памяти. Электронные носители информации. 0,5 1,5 2
Виды программ. 0,5 1,5 2
Операционная система WINDOWS.Основные элементы управления. 4 10 14
Операционная система «WINDOWS ХР». Настройка экрана, настройка рабочего стола).0,5 1,5 2
Операционная система «WINDOWS ХР». Настройка пользователей. 0,5 1,5 2
Операционная система «WINDOWS ХР». Настройка окон, панели задач).0,5 1,5 2
Антивирусы. Антивирус Касперского. 1 1 2
Файловая система. Сжатие файлов и папок (архивация). 0,5 1,5 2
Виды прикладных программ. 0,5 1,5 2
Работа с компьютерным тренажером. 0,5 1,5 2
Элементы алгоритмизации. 2 6 8
Понятие алгоритма. Величины в алгоритме. 0,5 1,5 2
Постоянные и переменные величины. 0,5 1,5 2
Конструирование алгоритмов. Составление моделей и блок схем. 0,5 1,5 2
Конструирование алгоритмов. Линейный алгоритм, разветвление, повторение. 0,5 1,5 2
Пакет Microsoft offise 2007 1 3 4
Программа Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Excel 2007, Microsoft Office Access 2007. 0,5 1,5 2
Программа Microsoft Office PowerPoint 2007, Microsoft Office Outlook 2007. 0,5 1,5 2
Текстовый редактор Word. 9 27 36
Интерфейс текстового редактора Microsoft Word 2007. Главное меню, кнопка офис, строка состояния. 0,5 1,5 2
Создание и редактирование документа. Работа с текстом. Сохранение и открытие документа. 0,5 1,5 2
Работа с текстом. Режимы работы с документом. Изменение масштаба и отображение дополнительных элементов документа. 0,5 1,5 2
Работа с текстом. Выделение, выравнивание, изменения текста. 0,5 1,5 2
Работа с текстом. Копирование и перемещение части текста. 0,5 1,5 2
Работа с текстом. Замена текста другим текстом и удаление части текста. Сохранение документа в разных форматах. 0,5 1,5 2
Форматирование текста. Задание параметров шрифта и абзаца. 0,5 1,5 2
Форматирование текста. Работа со списками. Нумерованный и маркированный список 0,5 1,5 2
Форматирование текста. Работа со списками. Многоуровневый список. 0,5 1,5 2
Форматирование текста. Работа со стилями. Применение имеющихся стилей. Создание, изменение и удаление стиля. 0,5 1,5 2
Форматирование текста. Тема документа. 0,5 1,5 2
Оформление документа. Работа с шаблонами. Создание шаблона. Создание документа на основе шаблона. 0,5 1,5 2
Оформление документа. Параметры страницы (поля, ориентация, размер, фон, границы). 0,5 1,5 2
Оформление документа. Разрывы страницы и раздела. Нумерация строк. 0,5 1,5 2
Оформление документа. Колонтитулы, нумерация страниц, сноски. 0,5 1,5 2
Работа с таблицами. Создание и удаление таблицы. 0,5 1,5 2
Работа с таблицами. Редактирование таблицы. 0,5 1,5 2
Работа с таблицами. Работа с данными таблицы. 0,5 1,5 2
Программа Microsoft Office Power Point 2007. 5 19 24
Интерфейс программы PowerPoint 2007. 0,5 1,5 2
Создание, добавление и удаление слайдов в презентации. 0,5 1,5 2
Вставка текста, таблицы и рисунков в слайды. 0,5 1,5 2
Оформление слайдов. 0,5 1,5 2
Смена слайдов, настройка анимации. 0,5 1,5 2
Создание презентации с помощью мастера. 0,5 1,5 2
Изменение последовательности слайдов. Анимация текста, рисунков. 0,5 1,5 2
Power Point 2007. Создание собственной презентации. Добавление звука. 1 3 4
Создание презентаций. 0,5 5,5 6
Графический редактор PAINT. 3 11 14
Основные элементы. Выбор инструментов для рисования. 0,5 1,5 2
Работа с фрагментами изображения. Копирование цвета. 0,5 1,5 2
Рисование различных линий. 0,5 1,5 2
Рисование различных геометрических фигур (прямоугольник, параллелограмм, треугольник, окружность эллипс). 0,5 1,5 2
Построение и копирование закрашенных изображений с фоном и без фона. 0,5 1,5 2
Создание различных рисунков. 0,5 3,5 4
Язык программирования ЛогоМиры. 5 9 14
ЛогоМиры. Интерфейс программы. Инструменты для рисования. 1 1 2
ЛогоМиры. Цвета и бегунки, кисти и шаблоны. Редактирование фона. 0,5 1,5 2
ЛогоМиры. Определение цветов - частное и общее. 0,5 1,5 2
ЛогоМиры. Выделение, копирование и удаление фоновой графики. 0,5 1,5 2
Оживляем картинку. Кто такие черепашки? 0,5 1,5 2
Создание рисунков. 2 2 4
«Windows Movie Maker». 3 5 8
Интерфейс программы. Импортирование данных. 0,5 1,5 2
«Windows Movie Maker».Монтаж фильма. 1 1 2
«Windows Movie Maker». Завершение создания фильма. 0,5 1,5 2
«Windows Movie Maker». Создание собственного фильма. 1 1 2
Профилактика дорожно-транспортного травматизма. 4 - 4
Беседа на тему: «Знакомство с правилами дорожного движения».Создание презентации по ПДД. 1 1 2
Просмотр презентация «Правила дорожного движения». 1 1 2
Интернет 3 5 8
Что такое Интернет? Структура глобальной сети Интернет. 1 1 2
Загрузка файла с помощью браузера. 0,5 1,5 2
Электронная почта. Создание электронной почты (написать письмо, прочитать письмо.1 1 2
Поиск информации в Интернете. 0,5 1,5 2
Всего: 42 102 144
Учебно-тематический план
2 год обучения

п/пНаименование темы Количество часов
Теория
Практика
Всего
Введение. История развития вычислительной техники. 1 2 3
Программное обеспечение
компьютера. 2 4 6
Текстовый редактор WORD. 7 35 42
Microsoft Exsel. 18 36 54
Microsoft Power Point. 3 6 9
Программа Adobe Photoshop. 21 42 63
Профилактика дорожно-транспортного травматизма. 3 - 3
Язык программирования ЛогоМиры. 8 16 24
Интернет. 3 6 9
Всего: 67 149 216
Содержание
2 год обучения

п/пТема Количество часов Всего часов
Теория Практика Введение. История развития вычислительной техники. 1 2 3
Программное обеспечение
компьютера. 2 4 6
Текстовый редактор WORD. 7 35 42
Специальные возможности работы с документами в MS WORD 2007. 2,5 12,5 15
Графические возможности WORD 2007. Вставка изображений из других приложений. 4,5 22,5 27
Microsoft Exsel. 18 36 54
Интерфейс программы Microsoft Exsel. 1 2 3
Структура рабочей книги. Операции над листами рабочей книги. 1 2 3
Перемещение по таблице. Выделение ячеек, диапазонов ячеек, столбцов и строк. 1 2 3
Изменение ширины столбцов и высоты строк.
Ввод и редактирование данных в ячейках. 1 2 3
Форматирование ячеек. Выравнивание и объединение ячеек. 1 2 3
Форматирование ячеек. Очистка данных в ячейках и удаление ячеек. Заливка ячеек цветом. 1 2 3
Форматирование ячеек. Добавление границ ячеек. 1 2 3
Формулы в Microsoft Excel. Использование текста и ссылок в формулах. 1 2 3
Операторы. Арифметические и логические операторы. 1 2 3
Оператор ссылок и объединения 2-х строк текста в одну. 1 2 3
Функции в Microsoft Excel. Синтаксис записи функции. Ввод функций вручную и с помощью кнопки сигма. 1 2 3
Мастер функций. Общие сведения. Способы запуска. 1 2 3
Вставка вложенной функции. Переключение на другую функцию в формуле. 1 2 3
Основные функции. Математические и статистические функции. 1 2 3
Функции СУММЕСЛИ и СЧЁТЕСЛИ. 1 2 3
Логические функции ЕСЛИ, И, ИЛИ. 1 2 3
Создание диаграмм и графиков. 2 4 6
Microsoft Power Point. 3 6 9
Microsoft Power Point. Создание проектов с помощью презентаций. 3 6 9
Программа Adobe Photoshop. 21 42 63
Интерфейс графического редактора Adobe Photoshop. 1 2 3
Главное окно Adobe Photoshop. 1 2 3
Инструменты выделения, перемещения и обрезки. 3 9 12
Инструменты рисования и ретуширования. 6 12 18
Инструменты коррекции изображения. 3 6 9
Инструменты заливки. 1 2 3
Инструменты ввода текста. 1 2 3
Инструменты создания фигур. 3 6 9
Основные палитры Adobe Photoshop. 2 4 6
Профилактика дорожно-транспортного травматизма. 3 - 3
Беседа на тему: «История появления и развития правил дорожного движения». Просмотр презентации по ПДД. 1 2 3
Язык программирования ЛогоМиры. 8 16 24
Команды движения, поворотов. Диалоговые окна черепашек. 1 2 3
Работа с меню форм. Создание, копирование формы. Команда Новая Форма. Импорт и экспорт форм. 1 2 3
Создание текстовых окон. Изменение размеров, характеристик и местоположения текстового окна. 1 2 3
Использование штампов, форм черепашки для оформления проекта. 1 2 3
Создание ролевого мультфильма. 4 8 12
Интернет. 3 6 9
Поиск информации в интернете. 3 6 9
Всего: 67 149 216
Методическое обеспечение образовательной программы
Теоретические знания преподаются не только словесным изложением данных, но и практической тренировкой по излагаемому материалу. На занятиях преподавания теоретического материала используется наглядный материал. На занятиях практической работы проводится как изучение нового материала, так и закрепление полученных знаний. Индивидуальный подход позволяет наиболее качественно донести до каждого ребенка излагаемый материал, в зависимости от имеющихся начальных знаний у ребенка меняется и форма подачи преподаваемого материала. Для занятий допустимо использовать компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Помещение, где эксплуатируются компьютеры, имеет искусственное и естественное освещение. Рабочие столы размещены так, чтобы на экран свет падал слева. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким, контрастным. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. За компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Приобщение детей к компьютеру начинается с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только на занятиях в объединении, но и дома.
Для проведения практических занятий в компьютерном кабинете необходим следующий состав аппаратного и программного обеспечения:
Аппаратное обеспечение:
IBM PC – совместимый компьютер;
Процессор Pentium-II 300 и выше;
Оперативная память 128 Мб и больше;
Видеокарта, поддерживающая 16-битный цвет (= 65 000 оттенков) и разрешение 800х600 (желательно — 1024x68);
Дисплей с диагональю 15 дюймов;
Программное обеспечение;
Операционная система: Windows 2000 или Windows XP;
Adobe PhotoShop 7.0 и выше;
Визуальный редактор - Microsoft FrontPage, Adobe Dreamweaver
Программа для просмотра рисунков (ACDSee, и т.п.).
Для практического освоения правил работы в сети класс должен быть подключен к Интернету.
Работа с родителями
Проведение родительских собраний.
Индивидуальные беседы и консультации.
Проведение совместных досуговых мероприятий.
Проведение бесед на тему:
«Компьютер и здоровье ребенка».
«Компьютер вред или польза?».
«Что нужно знать о компьютере»,
«Игровая зависимость».
Литература для учащихся
Авербух А.В.,Гисин В.Б. «Изучение основ информатики вычислительной техники». –М.:Просвещение, 2010г.
Гельтищева М.В. «Режим работы за дисплеем» -М.:Изд.Центр «Вентана-Граф»,2009г.
Каралашвили Е.А. «Упражнения для учащихся», 2012г.
Орлов В.И. «Процесс обучения: средства и методы». – М.: Московский институт потребительской кооперации, 2009г.
Шафрин Ю.А. «Основы компьютерной технологии».Учебное пособие для 7-11классов. –М.:2013г
Литература
Журин А.А. «Учимся работать на компьютере» Москва 2009г.
Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы.2009г.
Куприянов Н «Рисуем на компьютере». 2010г.
Курилович В. «Как изучить компьютер за 6 занятий» 2012г.
Лаптев В.В. «Что такое компьютер?». 2014г.
Левин А. «Самоучитель работы на компьютере» 2013г.
Симонович С, Евсеев Г., «Общая информатика», учебное пособие «АСТ-ПРЕСС», 2013г.
Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии» 2011г.
Удалова Т.Л. Создание текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word» 2012г.
Фигурнов В.Э. «IBM PC для пользователя». 2009г.
Приложение
Комплекс упражнений для глаз.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.