Лексическая и библиографическая грамотность в работе с текстом


Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей (предмет)__________________
(муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 3»)
от «__» _______201… г.
№ ___
Рассмотрено
на заседании муниципального экспертного совета (полное название МЭС)
от «__» _______201… г.
№ ___
Утверждено
решением педагогического совета (муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 3»)
от «__» _______201… г.
№ ___
Лексическая и библиографическая грамотность в работе с текстом
Ориентационный
9 класс
Автор: заведующая библиотекой
Верещагина Зоя Анатольевна
Г. Ачинск
2014г.
Пояснительная записка
“В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применить обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой компетентности человека ”. (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г, М., 2002, С.11). С точки зрения А.В. Хуторского, “введение понятия “образовательные компетенции” в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решить проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач и ситуаций”. Например, составление списка литературы, поиск информации и ее отбор, умение видеть в тексте необходимое и важное. Данные проблемы характерны как для всего российского образования в целом, так и для отдельных школьных дисциплин в частности, в данном случае литература. Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление противоречия между стремительным расширением информационного образовательного пространства, увеличивающим объемом информации в школьных и внешкольных источниках и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период школьного обучения. В связи с этим возникает задача сформировать у школьников умение извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять потребности, возникающие в процессе учебной и самообразовательной деятельности. Сформировать как лексическую (умение видеть средства текста и работать с ними), так и библиографическую (умение обрабатывать текст) грамотность. Умение работать с информацией является важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Сегодня формирование информационной культуры учащихся стало необходимым условием их готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования. Основой информационной культуры является информационно-библиографическая грамотность и совместно с ней также и лексическая грамотность в работе с текстом, которые формируются в результате лексико-библиографической деятельности, включенной в учебный процесс. Библиографическая грамотность – это деятельность по поиску, отбору, переработке и дальнейшему использованию информации, а также продуцированию новой информации в разных формах посредством использования библиографических средств и методов. Предметом информационно-библиографической деятельности учащихся сегодня является информация, закрепленная на бумажных и электронных носителях, а также источники информации отдаленного доступа (Интернет) Лексическая грамотность – это  грамотное использование словарного состава языка, знание происхождения и стилистической окраски слов и умение их контекстуального использования в речи. Она включает в себя, во-первых, присутствие в речи образных выражений, стилистически окрашенной лексики, умение находить средства выразительности и, конечно, употребление их в речи. Во-вторых, лексическую культуру определяет уместность использования этих средств. Таким образом, речь идет о развитии такой составляющей учебно-познавательной компетенции, как лексическая и библиографическая грамотность. Освоение таким видом грамотности позволит использовать письменную информацию для собственных целей в широком диапазоне ситуаций, требующих ее эффективного применения. Данный курс способствует освоению учащимися рациональных приемов поиска информации и ее обработки в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; овладению методами поиска текстовых средств; изучению и практическому использованию технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной работы. Актуальность курса состоит в том, что на сегодняшний день навыки поиска и обработки информации, умение видеть текст необходимы учащимся, как в урочной деятельности, так и при сдаче экзаменов и в дальнейшем обучении на других ступенях получения образования. Курс предназначен для учащихся 9-х классов и выполняет функцию подготовки учащихся для освоения основных курсов обучения. Данный курс формирует метапредметные знания, необходимые для понимания информационных явлений в обществе, ориентирован на освоение учащимися практических умений и навыков, необходимых для работы с информацией в системе обучения. Освоение этого курса позволит учащимся в старших классах более рационально работать с литературой в профильных классах, сократить временные затраты на выполнение самостоятельных заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда. Исходя из вышесказанного, следует определить цели курса. Курс включает новые для учащихся знания по библиографии, не содержащиеся в базовых программах (описание, составление списка и т.д.). Содержание программы способствует также интеллектуальному, эмоциональному развитию обучающихся, содержит научные знания с практическим их применением. Цели, задачи и образовательные результаты
Цель курса: 1. формирование основ лексико-библиографической грамотности учащихся как совокупности знаний, умений и навыков информационного самообеспечения учебной и самообразовательной деятельности.
2. Формирование функциональной и читательской грамотности школьника через развитие навыков анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы.
Задачи курса:
освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
овладения методами свертывания информации;
развитие логического мышления, аналитических способностей девятиклассников;
обучение “медленному чтению” текста и его анализу с учетом связей различных его компонентов;
практическое применение сформированных умений и навыков в самостоятельной читательской деятельности;
овладение спецификой и основными особенностями лексико-библиографической работы.
Элективный курс ориентирует учителя и учащихся не столько на формирование круга новых знаний по теории литературы (разумеется, нуждающихся в дополнениях), сколько на развитие умений и навыков анализа текста и его библиографическую обработку. Расширение круга литературно-библиографических понятий не является основной задачей курса, однако необходимо для овладения учащимися современными подходами к работе с информацией. Сроки реализации программы охватывают один учебный год (33 недели 1 час в неделю). Занятия включают теоретические и практические уроки. Характер работы ученика: сам ставит цель работы, которая может выйти за рамки учебного класса (оформление исследовательской работы, реферата, участие в работе написания статьи в газету и т.д.).
основные принципы отбора и структурирования материала;Направленность процесса обучения на достижение целей обеспечит развитие обучающегося – появление качественных изменений в интеллектуальном и духовном развитии. Главными принципами отбора учебного материала и его структурирования стали:
интеграция – важный принцип , который позволит сформировать представление о лексико-библиографических понятиях, «объединить усилия» учебного предмета (литература) и науки библиографии в формировании информационной деятельности обучающихся, обеспечит возможность установления связи между полученными знаниями и практическим их применением.
дифференциация позволит, чтобы обучающийся был равноправным участником процесса обучения, даст ему право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество
построение процесса обучения на применении метода деятельностного подхода позволит обучающемуся занять место самостоятельно-добывающего знания ученика (организатора) своей деятельности), корректируемого учителем.
Материал для изучения отбирается по принципу доступности, научности, актуальности восприятия материала и дальнейшего его использования.
Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю), форма обучения урочная, где из них выделяется часы на практическую и теоретическую часть, в которых планируется проведение лекций, бесед, практикумов, практических занятий и т.д. В конце изучения курса планируется зачетная работа по всему курсу. В ходе изучения курса обучающиеся должны:
уметь:
вести целенаправленный поиск информации;
правильно формулировать информационный запрос;
эффективно использовать справочный аппарат книжных изданий;
правильно оформлять результаты учебной деятельности
работать с информацией различного уровня (в том числе и графической);
целенаправленно и осмысленно фиксировать информацию;
использовать научный терминологический аппарат;
графически представлять информацию;
владеть навыками рефлексивного анализа.
Знать:
основные принципы анализа текста;
основные закономерности развития литературного процесса;
основные понятия информационно-библиографической деятельности;
состав современного документального потока;
алгоритмы поиска информации в справочно-библиографическом аппарате библиотеки;
способы работы с текстами различной тематики;
правила оформления результатов самостоятельной учебной деятельности.
Образовательные результаты данного курса могут быть выявлены в следующих формах контроля:
тестовые задания;
зачетный практикум (описание и выполнение обязательных практических работ)
в ходе выполнения реферативных работ по другим предметам образовательной программы.(составление библиографической записи, описание документа, составления списка литературы и т.д.)
В результате освоения курса учащиеся получат опыт работы с информацией из печатных изданий на непрофессиональном уровне (в учебной и самообразовательной деятельности):
навыки поиска информации в информационной среде библиотеки в соответствии с алгоритмами и правилами поиска;
системные знания о способах работы с информацией на разных этапах самостоятельной информационной деятельности и поиск художественных средств текста для выявления в нем нужной информации;
представления об основных понятиях информационно-библиографической деятельности;
навыки информационно-аналитической работы с текстами.
Предлагаются также  критерии оценивания каждой работы (зачетной).
1. зачетная письменная работа
“отлично”
учащийся отвечает на вопросы уверенно и аргументировано.
не содержится ошибок;
нет терминологических ошибок
анализ текста проведен грамотно, уместно использованы цитаты, описание источника верно;
“хорошо” 
соблюдены предыдущие положения, но учащийся допускает 1-2 ошибки терминологическиханализ текста проведен грамотно, уместно использованы цитаты, описание источника верно;
На “удовлетворительно” оценивается работа:
имеющая больше одной терминологической ошибки;
значительно меньше необходимого объема;
при анализе допущены существенные ошибки, искажающие материал, неверно сделано описание документа;
учащийся отвечает на вопросы неуверенно.
“Неудовлетворительно” ставится в том случае, если работа не выполнена.
Данный курс обеспечен разработанными тестовыми и практическими заданиями.
Содержание курса
Учебно-тематический план:
№ Название темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт
всего теория практика 1 Введение. Знакомство с курсом. Виды информации в тексте. 1 1 Лекция с элементами беседы. Составление таблицы «Виды информации»
2 Современные способы передачи и хранения информации 1 1 Беседа, тестирование 3 Справочный аппарат книги 2 1 1 Беседа, практикум 4 Что такое художественный язык. О необходимости средств художественной выразительности.  1 1 лекция 5 Словесные средства художественной изобразительности в тексте и другие инструменты в тексте (книге) как носители информации
эпитет , сравнение, олицетворение, метафора
метонимия, гипербола
Знаки препинания, авторский знак,
8 8 Проблемная беседа. Наблюдение над текстом. Сравнение, сопоставление примеров. Умение опознавать средства художественной изобразительности.
6 Виды библиографической информации в тексте 1 1 Изучение нового материала 7 Каталог как носитель информации 3 2 1 Практикум, теоретическое занятие: беседа, Умение использовать каталог как источник информации для подбора информации по теме
8 Отраслевые тексты и виды работы с ними: поиск информации, обработка, группировка, нахождение средств выразительности 5 4 1 Тренинг, беседа, теоретические занятия с применением практических заданий Работа с различными отраслевыми текстами: обработка, нахождение средств выразительности в тексте.
9 Библиографическая информация в тексте исследовательской (учебной) работы
2 1 1 Изучение нового, практическая работа Нахождение и использование данного вида информации в тексте
10 Основные формы работы с книгой: библиографическая запись, составление списка литературы 6 3 3 Лекция с элементами беседы. Творческое задание. Составление библиографической записи, сопоставление переводов одного и того же текса, библиографического списка.
11 Указатели и библиографические пособия как носители информации 1 1 лекция 12 Контрольная работа: Составление аннотированного библиографического списка на заданную тему
2 2 Контрольная работа Аннотированный указатель на заданную тему.
13 Итоговое занятие: обобщение изученного по курсу 1 1 Урок-викторина 14 ИТОГО 34 17 17 Содержание курса
Тема 1: Введение. Знакомство с курсом. Виды информации в тексте.
Ознакомление с курсом включает в себя понятия информации, тем, которые будут освещены в период обучения.
Тема 2: Современные способы передачи и хранения информации.
Что такое информация, источники и хранители информации, кодирование информации и ее виды и процессы работы с ней. В результате изучения обучающиеся овладевают навыками распознавания и обработки информации.
Тема 3: Справочный аппарат книги. Знакомство со сведениями, расположенными на титульном листе, в аннотации, предисловии и послесловии, виды книжных указателей. Повторение знакомых понятий: структура книги, текста. Формирование навыка работы со справочным аппаратом книги.
Тема 4: Что такое художественный язык. О необходимости средств художественной выразительности. Знакомство с средствами художественной выразительности: анафора, метонимия и т.д., понятий: авторский знак, знаки препинания в тексте и их работа по выявлению и пониманию информации.
Тема 5: Виды библиографической информации в тексте. Знакомство с областью деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации. ...Титульный лист, оглавление, предисловие, основной текст, список использованной литературы... и т.д.
Тема 6: Каталог как носитель информации. Определение понятия каталога, его виды и предназначение, умение работать с информацией с помощью каталога: отбор и обработка.
Тема 7: Отраслевые тексты и виды работы с ними: поиск информации, обработка, группировка, нахождение средств выразительности. Работа с текстами естественно-научной литературы, книг по искусству и технике, умение находить в них необходимую информацию, и средства выразительности в специфических текстах.
Тема 8: Библиографическая информация в тексте исследовательской (учебной) работы. Понятие «библиографический аппарат» учебного исследования. Библиографическая информация в тексте научной работы: список использованной литературы и библиографические ссылки. Заголовок и структура списка. Варианты построения списков литературы: систематическое, алфавитное, алфавитно-хронологическое, в порядке упоминания. 
Тема 9: Основные формы работы с книгой: библиографическая запись, составление списка литературы. Объекты библиографического описания. Области библиографического описания. Обязательные и факультативные элементы библиографического описания. Виды библиографического описания: одноуровневое, многоуровневое, аналитическое. Пунктуация (предписанные знаки) в библиографическом описании. Источники библиографического описания. Способы библиографического описания: 1) под заголовком; 2) под заглавием. Библиографическое описание электронных документов. Библиографические ссылки. Правила оформления библиографических ссылок. Правила ссылок на источники Интернет. Составление библиографической записи, сопоставление переводов одного и того же текса, библиографического списка.
Тема 10: Указатели и библиографические пособия как носители информации. Знакомство с видами библиографического указателя, аннотированного списка, умение составлять данные списки в своей работе, при создании учебного реферата, исследовательской работы и дальнейшее их использование в обучении.
Тема 11: Обобщение изученного. Подведение итогов работы за период обучения.
Приемы и средства организации учебно-воспитательного процесса в данном курсе предполагают использование следующих форм занятий: урок-беседа, урок-практикум, зачет и тестирование, использование презентационного материала по изучаемым темам. Основным методом обучения будет являться метод деятельностного подхода. Практические занятия включают в себя решение задач, по работе с текстом, поиску и обработке информации, выполнение тестов, проигрывание различных ситуаций и т.п. в зависимости от изучаемого материала. Практические занятия носят форму тренинга, практикума. Лекция – беседа является диалогическим методом обучения, и является одной из форм, используемых в период обучения курсу. Если беседа предшествует изучению нового материала, она носит характер вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.Для непосредственного сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Одной из форм сообщающей беседы является эвристическая беседа. В ходе которой, опираясь на имеющиеся у обучающихся знания и практический опыт, подвожу их к самостоятельному открытию и формулированию информации по заданной теме. При изучении нового материала взят метод «беседа», так как он имеет ряд преимуществ:•активизирует деятельность учащихся;• развивает их память и речь;• помогает контролировать знания учащихся;• может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.Метод создания ситуации творческого поиска связан с созданием противоречивой задачи, решение которой требует широкого «умственного размаха» учащихся. Творчество является одной из наиболее основных приемов развития познавательного интереса ученика в изучении курса «Лексическая и библиографическая грамотность в работе с текстом». Кроме метода беседы в работе курса используются практикумы, составление списка, контрольные работы, адресный поиск и алгоритм его выполнения (алфавитный каталог); тематический поиск и алгоритм его выполнения (систематический и предметный каталоги, картотеки, библиографические пособия); фактографический поиск (справочные издания).
Дидактические материалы: памятки по работе с текстом (приложение 1.), тесты, образцы описания и составления указателей.
приложение 1
Правила составления библиографического списка
В библиографическом списке используется сквозная нумерация всех источников.
В список литературы включаются все материалы, на которые имеются ссылки в тексте.
В научной работе в списке литературы сначала упоминаются официальные материалы, затем работы классиков науки, за ними строго в алфавитном порядке работы отечественных авторов и иностранных, опубликованных на русском языке, затем иностранных авторов, а также отечественных, опубликованных на иностранных языках.Если цитируется несколько работ одного автора, их располагают по алфавиту заглавий.
Дипломные и курсовые работы в библиографический список литературы не включаются, т.к. это учебные работы.
В статьях очередность ссылок определяется правилами, принятыми в научном журнале, в котором предполагается опубликовать статью.
Библиографическое описание содержит сведения о документе, приведенные по определенным правилам и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа и входит в библиографическую запись (см. рис.).

Пример задания по работе с текстом:
Исследовательская работа. (используется на уроке)
Чтение учителем стихотворения С.Я. Маршака «Словарь»
-Какие метафоры вы уловили в этом поэтическом тексте?
Запись стихотворения в виде объяснительного диктанта, выделение орфограмм, границ предложений, пунктограмм.
Анализ стихотворения в единстве содержания и словесного воплощения.
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю – Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучит укор, и гнев, и совесть,
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Вопросы и задания для анализа стихотворения:
Какое чувство пронизывает это лирическое произведение?
Чем можно объяснить уважение и удивление, выраженные в нем?
Что конкретно вызвало эти эмоции?
Какие средства словесной выразительности использует поэт, чтобы подчеркнуть глубины слова и словаря, удивительные возможности искусства?
Прокомментируйте каждую метафору стихотворения. В чем ее назначение?
Для чего поэт использует ряд однокоренных слов, фразеологических оборотов? Есть ли среди них метафоры?
Почему после каждого однокоренного слова ставится точка?
Чем объясняется такое построение предложения?
В каких из приведенных однокоренных словах и оборотах звучат «укор», «гнев», «совесть»? Почему? Есть ли иные чувства?
Каким предстает лирический герой этого стихотворения?
Выразительное чтение стихотворения учащимися
Образец описания документа:
Аксенов, Е. С.Декоративные растения : в 2 т. Т.1. Деревья и кустарники / Е. С. Аксенов. - М. : [б. и.], 1997. - 560 с. : ил. – (Энциклопедия природы России).
3618230138430504634565405Пример составления указателя, списка, буклета.
Информационное обеспечение образовательной программы включает:
Литературу для учителя:
Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие./Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 288 с.
Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работе научными и научно-популярными книгами./Л.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1982.
Дейнеко, И.В. Формирование информационной культуры. Что еще почитать [Текст] / И. В. Дейнеко // Библиотека в школе. - 2006. - № 23. - С. 45-47.
Збаровская, Н. Формирование информационной культуры школьника: электронные технологии [Текст] / Н Збаровская // Библиотека в школе. - 2006. - № 23. - С. 21-24
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., Педагогика – Пресс, 1998
Краткий словарь литературоведческих терминов М.., Просвещение 1985
Граник Г.Г., Соболева О.В. «Путешествие в страну книги» М., 1998 г.
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. «Как учить работать с книгой» М.. 1995 г.
Интернет- ресурс, образцы и правила составления библиографического документа: http://www.lib.tpu.ru/bibdescr.html#bibdescrДля учащихся:
Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 104 с.
Я дружу с книгой. – Детская энциклопедия, 2009. – 72с.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., Педагогика – Пресс, 1998
Произведения русской литературы для работы с текстом. (Указатель имен авторов, произведения которых использовались для анализа: Анненский И., Апухтин А., Астафьев В.,Ахматова А., Высоцкий В., Лермонтов М., О Генри, Пастернак Б, Пушкин А., Толстой Л.. Фет А., Чехов А., Чуковский К.И.,Шукшин В. и другие.)