Библиотечно-библиографическая игра «Словарь- это вселенная в алфавитном порядке»/


Библиотечно-библиографическая игра
«Словарь- это вселенная в алфавитном порядке»
Цель игры: Ознакомление учащихся с энциклопедическими, тематическими, филологическими словарями. Обучение работе со словарями, библиографическому поиску по алгоритму. Заинтересовать учащихся справочной литературой. Закрепить ранее полученные знания на библиотечных уроках. Привить навыки пользования словарями. Научить самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя. Содержание:
В игре принимают учащиеся одного класса, которые делятся на команду умниц и умников. Игра начинается со вступительных слов двух ведущих Веди и Сигма о пользе словарей в жизни человека. Игра проходит в форме конкурсов. Оценка ставится «ум». 
«Слова-образы, словарь-это вселенная в алфавитном порядке. Собственно говоря, словарь есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в нём: суть лишь в том, чтоб извлекать их из неё.»
Вольтер Ф. С.
Стихотворение «Плим». Ирины Токмаковой.
Ложка – это ложка,Ложкой суп едятКошка – это кошкаУ кошки семь котятТряпка – это тряпка.Тряпкой вытру столШапка – это шапка,Оделся и пошел.А я придумал словоСмешное слово – плимЯ повторяю снова – плим, плим, плимВот прыгает и скачет – Плим, плим, плимИ ничего не значитПлим, плим, плим.
Стихотворение С.Я. Маршака «О словаре»
Усердней с каждым днём смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалах слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
Беседа: - Человек не может хранить в памяти все события прошлого и настоящего, даты, факты, цифры, названия. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то справка на помощь приходят словари и справочники. Эти книги скупые и щедрые одновременно. В них нет ничего лишнего и есть много нужного. Одни подскажут вам названия рек, городов, морей. Другие расскажут о болезнях и их лечении. Третьи – о растениях или машинах. Есть словари, которые расскажут, что значит незнакомое слово, откуда оно пришло.
Словарь – это собрание слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с одного языка на другой. Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Много понятий ушло из жизни, и только по словарям мы можем узнать, что когда-то существовали стрельцы и стряпчие, городовик и городовой, работники и рекруты и т.п.
Со словарями и справочниками постоянно работают ученые, писатели, журналисты, преподаватели, студенты.
Чем отличается словарь от справочника? В словаре слова по алфавиту, а в справочнике – по теме. И в словарях и справочниках знания, накопленные многими поколениями. Однако для того чтобы получить помочь от словарей нужно уметь ими пользоваться. Учитывая подбор слов и характер их объяснения, лексикографы (специалисты, которые занимаются созданием словарей) подразделяют все словари на 2 основных типа: языковые и энциклопедические.
Для вас, эрудиты, издан ряд школьных языковых словарей и энциклопедических справочников. Среди них: орфографический, толковый, фразеологический, словообразовательный, антонимический, иностранных слов и выражений и др., энциклопедические словари: юного спортсмена, астронома, техника, географа, натуралиста, биолога, химика, художника и др.
Взяв, например, толковый словарь или этимологический, или словарь «Русские фамилии», вы узнаете много нового и интересного для себя и получите огромное удовольствие от их чтения. Вы пользовались школьным орфографическим словарем, знаете «Детскую энциклопедию» и, несомненно, заметили, что эти два справочника существенно отличаются друг от друга. Каждый словарь имеет определенное назначение, от которого зависит его структура. Если вам нужно узнать значение слова, его произношение, написание, особенность употребления, происхождение, перевести это слово на другой язык и т.п. обращайтесь к языковым словарям.
Если вы хотите узнать о различных явлениях природы, или о деятелях науки, искусства, о географических открытиях, исторических событиях и т. п. – обращайтесь к энциклопедическим словарям.
Энциклопедические слова (ЭС) делятся на общие, универсальные и отраслевые
а) общие – сведения из самых разных отраслей знанийб) в отраслевые включаются термины науки, техники, искусства.
«Тысячелетнее древо» – так назвали мы книжную выставку. Древо мудрости, древо памяти тысячелетий, которые хранятся в словарях.
Словари многочисленны и разнообразны. Энциклопедические словари описывают мир, объясняют понятия и явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, о выдающихся событиях (войнах, революциях, открытиях).
Все энциклопедические словари имеют одинаковое строение:
предисловие;
алфавитное расположение статей;
приложения;
списки сокращений;
указатели;
список литературы.
В первом разделе нашей выставке представлены следующие словари:
1) «Большой энциклопедический словарь» в двух томах. Словарь содержит 89.000 статей, охватывает все области современного знания.
Для удобства пользования БЭС имеет приложения:
А. Международная система единиц (СИ);Б. неметрические русские единицы;В. астрономические постоянные;Г. денежные единицы стран мира;Д. таблицы производительности важных видов промышленности и сельскохозяйственной продукции;Е. крупнейшие архипелаги, острова, моря, проливы, впадины, озёра, реки;Ж. содержание питательных веществ, витаминов и энергетическую ценность некоторых продуктов;З. список основных сокращений, аббревиатур, сокращений личных имён и отчеств.
2) «Литературный энциклопедический словарь» рассчитан на читателей интересующихся литературой. Состоит из двух частей.
Термины и понятия современного литературоведения;
Аннотированный указатель имён авторов художественных произведений.
3) «Биологический энциклопедический словарь» предназначен как для биологов, так и для учащихся и всех интересующихся живой природой.
УКАЗАТЕЛИ:
именной указатель;
предметный указатель;
указатель латинских названий;
указатель русских названий;
животные, занесённые в Красную книгу;
растения, занесённые в Красную книгу;
основной список сокращений.
4) Энциклопедический словарь для школьников «Что такое. Кто такой» в трёх томах. Содержит около 300 рассказов по широкому кругу знаний. Поможет вам в овладении школьной программой, расширит ваши знания о мире.
Содержание всего трёхтомника находится в конце третьего тома.
Содержание каждого тома находится на последней странице.
Содержание статей на определённую букву находится на странице этой буквы.
Я прошу одного из учащихся ответить на вопрос:
– Есть ли в энциклопедическом словаре «Что такое. Кто такой» статья о заповедниках? Объясните 2 пути разыскания этой статьи.
5) «Энциклопедический словарь юного химика» адресован школьникам среднего и старшего возраста.
Раскрывает основные понятия химической науки, об истории её развития о важных химических профессиях, о жизни и деятельности великих учёных. Содержит рекомендательный список литературы «Что читать» по различным вопросам химии, алфавитный указатель.
6) «Энциклопедический словарь юного историка» для среднего и старшего возраста пополнит знания о наиболее значительных этапах мировой истории. Содержит сведения о важных событиях в жизни народов мира. Имеет рекомендательный список литературы «Что читать», алфавитный указатель.
7) «Энциклопедический словарь юного математика» расскажет об истории математики, познакомит с основными понятиями, с выдающимися математиками, содержит занимательные задачи. Рекомендательный список литературы «Что читать», алфавитный указатель, основные формулы элементарной математики.
Во втором разделе книжной выставки представлены тематические словари.
1) «Школьный философский словарь» состоит из нескольких разделов:
А. Общефилософские вопросы.Б. Философия ценностей.В. Религия и свободомыслие.Г. Философия человека и общества.Д. Философские направления и школы.Е. Персоналии
Внутри раздела статьи расположены по алфавиту.
2) «Краткий экономический словарь школьника» в доступной форме разъяснит экономические термины и понятия, часто встречающиеся в книгах, учебниках по географии и истории. Вы узнаете о том, что такое демпинг и дуополия, маркетинг и чартер, инкассо и френчайзинг и многое-многое другое.
3) Биобиблиографический словарь «Русские писатели» в 2 томах. В нем представлены статьи о писателях 19 века с подробной биографией и историей создания произведений. Словарь не имеет справочного аппарата, только содержание с указанием страниц. После статьи об авторе приведены рекомендательные списки литературы.
Мы познакомились с энциклопедическими и отраслевыми (или тематическими) словарями по различным отраслям знаний.
Большую группу словарей составляют словари филологические, в которых содержится информация о словах. Существуют различные типы словарей. Большинству людей известны двуязычные: с ними мы имеем дело, переводя тексты с одного языка на другой.
Особенно разнообразны одноязычные словари. Самые популярные из них – орфографические. Они содержат сведения о правильном написании слов.
Человек, не знающий правил и норм русского языка, часто попадает в неприятное или глупое положение. Один анекдот из жизни расскажут нам участники нашего заседания.
Библиотекарь: -Надеюсь, что вы будете обращаться к словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они окажут вам при изучении русского языка и литературы, истории и географии, физики, алгебры и др. предметов. Вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.
Игра.1-й конкурс «Обратимся к истокам»
- Многие слова вышли из употребления, из речи человека, но встречаются в текстах.
Найдите значения следующих слов:
1 команда: Грона- Пося-
2 команда: Конить- Стусло-
Ответы:
2 команда:
Конить- болеть, ныть (Даль,т2-151 )
Стусло- снаряд для пилки доски (Даль, т.4-349 ) 
Ответы:
1 команда:
Грона- кисть, гроздь (Даль,т.1-398 )
Пося- до сих пор, доселе (Даль, т.3-352 )


Пока жюри подводит итоги, я проведу с вами небольшую викторину. Насколько вы любите кошек?
Итак:
Назовите страну, и материк откуда произошли кошки? ( Нубия в Африке)2. Где у кошки находятся потовые железы? (на лапах)3. Главный подвиг кошек? (уничтожение грызунов)4. У кого есть ангорская кошка? Откуда она родом? ( Ангора – теперь Анкара, столица Турции)5. Порода длинношерстных кошек (персидская).6. У кого нюх лучше у кошек или у собак (у собаки)7. Различают ли кошки цвета? (да)8. Означает следующее положение хвоста: - опущен-взъерошен (испуг); - яростно ходит из стороны в сторону (готовится к нападению).
2-й конкурс (по энциклопедическим словарям) раздаются конверты с заданиями 
Вопросы 2-й команде:
1.Что такое фауна?
2.Кто такой Коперник?
3.Найдите и назовите ядовитые растения.
4.В каком году родилась Софья Ковалевская?
5.Чем прославился Кулибин? 
Вопросы 2-й команде:
1.Что такое фауна?
2.Кто такой Коперник?
3.Найдите и назовите ядовитые растения.
4.В каком году родилась Софья Ковалевская?
5.Чем прославился Кулибин? 
3-й конкурс. С оных времён получали свои названия города, сёла, реки. А вот фамилии очень долго оставались привилегией меньшинства. Почти все фамилии не избраны самими носителями, а даны со стороны.  Найдите, откуда произошли и что означают такие фамилии:
1-я команда: Федюнин, Иванов
2-я команда: Гладкий, Гладких, Шадрин
Стихотворение «Шутка» Громов В.
Мой дядя выяснял лет 40И все же выяснить не мог –Как говорить вернее: творог?!А может, правильней – творог?!И как-то он в молочной лавкеЕго увидел на прилавке-Лицо, как роза, расцвелоРешил купить он полкилоНо тотчас, на прилавок глядя,Опять задумался мой дядя«Ведь, вероятно он не дорог,пойдет в ватрушку и в пирог..а как спросить: «Почем творог?А может правильнее – творог?»А в это время у прилавкаИ шум, и очередь, и давка,Но дядя дольше всех стоитИ сам с собою говорит:«Н-да.. Я к произношенью строг,не допускаю оговорок…но как же все-таки – творога может правильней – творог?»задачу эту смог решитьмой дядя, лишь дойдя до кассы –сказав: «Прошу вас получитьза полкило творожной массы».Кассирша мало разбираласьВ местоименьях, падежеИ так сказала: «Не осталось,Она распродата уже!»
4-й конкурс « Проставьте правильно ударения»
Плод- о плоде
Директора- директоров
Уведомить- уведомить
Упростить- упростить
Школяр- школяра 
Шофер- шофер
Цыган- цыган
Шрифт- шрифта
Штраф- штрафа
Миндаль- миндаля
5-й конкурс: «Кто быстрее».
Найти антонимы к словам:
Ответы Найти антонимы к словам:
Верх-низ
Конкретный-отвлечённый Свобода-угнетение
Верх -____________________
Конкретный -____________________
Свобода -_____________________
Найти синонимы к словам:
Лежак-топчан
Лекарство-снадобье
Невольник-раб
Невоспитанность-дурные манеры
Печально-грустно
Петушиться-задираться
Закричать-поднять крик, заорать 
Найти синонимы к словам:
Лежак- ______________________
Лекарство-_____________________
Невольник-_________________
Невоспитанность- _______________
Печально- ______________________
Петушиться-_________________
Закричать- _____________________
6-й конкурс: «Крылатые слова».
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова.
Найдите значение таких крылатых выражений:
-свинью подложил
-мамаево побоище
-плясать под чужую дудку 
7-й конкурс: 
Что обозначают такие слова:
Делирий-( бред со зрительными галлюцинациями)
Канаус- (шёлк, ткань) 

Если вы хотите более глубоко изучить русский язык, узнать какими выразительными средствами он обладает, научиться их правильно употреблять в устной и письменной речи, то должны знать, познакомиться с фразеологическим словарём.
8-й конкурс:
Найти значение следующих фразеологизмов:
Медведь на ухо наступил.
Мокрая курица.
Ни уха, ни рыла.
Как собака на сене. 
Стихотворение Максима Рыльского.
Прислушайся, как океан без краюНарода речь: и гнев и радость в нейВ ее живых раскатах. Я не знаю –Мудрейших, чем народ, учителейЕго слова, как жемчуг, их значениеИ руд, и человек, и вдохновениеЗаглядывать не бойся в словари:Не мертвый сумрак там живые дали;Как садовод умелый собериПлоды, прозревшие Гринченко, Даля
9-й конкурс «Кроссворд»

Задания для кроссворда
1.Жанр античной пастушеской поэзии (пастораль)
2.Основатель великорусского словаря (Даль)
3.Замечательный советский языковед, создатель толкового словаря (Ожегов) 4.Старинный струнный музыкальный инструмент (клавесин)
5.Игра слов, шутка (каламбур)
6.Антоним слова «ласка» (строгость)
7.Синоним слова «чуткость» (отзывчивость)
10-Й КОНКУРС И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАШЕЙ ИГРЫ ПРОШУ ПРИНЯТЬ ШИФРОВКУ И РАСШИФРОВАТЬ ЕЁ.
На-по-и-дру-сло-ши-мощ-зья-ва-ни-ри-ки
Правильный ответ:Наши друзья и помощники – словари.
Награды победителям.Друзья, мы бесконечно радыЗа всех, кто получил наградыИ от души благодаримТех, кто помог в ответах им.Ну, что ж пора пришлаУрок наш закрываетсяУспехов вам и счастьяЖду в гости вас опять.
Успехов вам и счастья Жду в гости вас опять я.