Календарное планирование кружка Естественнонаучная грамотность


ӘБ отырысында қаралды Бекітемін
Рассмотрено на заседании МОУтверждаю
Хаттама № ___________ №40 НМ директоры
Протокол № ___________ М.СыздыковДиректор ОШ № 40
М. Сыздыков___________
Үйірме жұмыстарының
тақырыптық күнтізбе жоспары
Календарно- тематическое планирование
кружковых занятий
Сабақтар Естественнонаучная грамотностьУроков____________________________________________________________
Сынып 5-8
Класс_____________________________________________________________
Мұғалім
Учитель Тулегенова Бахытгул СандыбаевнаСабақтар саны
Количество часов 34
Аптасына
В неделю 1

Оқулық
Учебник__________________________________________________________
__________________________________________________________________
Учебная программа кружка «Естественнонаучная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области естествознания.
Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 5-9 х классов. Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания и географии
Курс, рассчитанный на 34 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, географии, химии, физике, биологии.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-14 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов – 1 учебный час в неделю. За год 34 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе.
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с дополнительной литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Исследовательские методы ( работа с микроскопом, эксперименты, опыты).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению предметов естественного цикла;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки;
ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
В соответствии с данной программой разработан тематический план. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.
На занятиях
приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации,
учатся проводить опыты, наблюдения,
разрабатывают буклеты и создают презентации
развивают свои творческие способности при оформлении.
Календарно – тематическое планирование
«Удивительное рядом или за страницами учебника»
№ п./п. Тема занятия Содержание занятия Наглядные
пособия Кол
час сроки
Введение (1 час) Игра «Удивительные загадки природы» Презентация 1 Удивительное: звезды, планеты, астрономия (5 часов) Что такое Вселенная. Как люди представляют Вселенную. Строение Вселенной, различные взглядах на модель Вселенной;
вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника, Бруно и Г.Галилея в развитие науки. 1 Путешествие по Солнечной системе. Современная модель Вселенной, состав Солнечной системы (планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеоры, метеориты); Схема и модель Солнечной системы; рисунки Солнечной системы, учебная презентация 1 Незваные гости в Солнечной системе (астероиды, кометы, метеоры, метеориты) 1 Желтый карлик – Солнце. Солнечная активность и ее влияние на жизнь и здоровье людей Рисунки, презентация 1 Что нам звезды говорят? (Созвездия) Галактики, звездное небо, многообразием мира звезд, созвездиями, звездная карта; Атласы и карты звёздного неба; презентация 1 Удивительное и биология (12 часов) Игра «Загадки из учебника биологии» 1 Природа под микроскопом.
Практическая работа 1 Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас.
«Рассматривание клеток под микроскопом» 1 Удивительные растения
вокруг нас. 1 О чем шепчутся деревья? 1 Оранжерея на окне Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями. 1 В непознанном мире грибов. 1 Прогулки с монстрами (животные прошлого) CД – диск «Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров» 1 Загадки животного мира. 1 Человек. А что внутри? 1 Человек в цифрах.
Практическая работа
«Изучение некоторых характеристик» 1 Как человек изменил Землю. О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте. Экологические проблемы человечества, пути их решения Удивительное и география (7 часов) 11 19 Волшебная шкатулка (горные породы и минералы) Отличие горных пород от минералов;
Виды горных пород, применение коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых. 1 20 Практическая работа «Описание горных пород и минералов» 21 Вулканы. Истории крупных извержений. Землетрясения. Кинофильмы «Землетрясения»,
«Вулканы», 1 22 Интересная погода. Смерчи и ураганы. Откуда появляется ветер? Осадки.
Погода. Прогноз погоды.Ураганы, торнадо, смерчи. 23 Ориентирование на местности или как не потеряться… Компас, ориентирование по звездам, азимут, план местности, условные знаки. 124 Путешествие капельки воды. Круговорот воды. Океан. Океанское дно.
Течения и приливы. Что такое волны?
Исследования океана. 1 Удивительное и химия (4 часа) 25 ЕЕ Величество Вода.
Практическая работа «Определение качества воды» Вода - уникальное вещество.
Вода и жизнь людей. видеофильм 1 26 Вещества на кухне.
Практическая работа «Выращивание кристалла медного купороса» Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами. Вода, соль 1
1 27 Химия чистоты и красоты. Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком(мыло, парфюмерия).
Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними. 1 28 Осторожно, еда!
Практическая работа «Определение качества пищи» 1 Удивительное и физика (4 часа) 29 Звук вокруг Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе, медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте. 1 30 В мире электрических зарядов. Электризация тел – причины, использование в технике. Гроза. Какие бывают молнии.«Паспортные данные» линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния? 1 31 Свет, мой лампочка! Свойства света и его роль в природе и технике. Видимые и невидимые излучения. Загар. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Удивительное в солнечных закатах. 1 32 Биофизика и человек. Познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила человека и животных и т. д 1 Повторение и обобщение (2 часа) 33 Игра – обобщение «Хочу все знать» 1 34 Создание и защита буклета «Удивительное в …» 1