РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ КО ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА

Тема Международный день родного языка.
Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, показать роль родного языка в жизни общества, формировать бережное отношение к родному языку и языкам других народов, гордость за свой родной язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре; развивать информационную, социальную, коммуникативную компетентности учащихся; развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, культуру речи.
Оборудование: вызказывания о языках, презентации, раздаточный материал.

Ход мероприятия
І. Вступительное слово

На фоне музыки:
1й ведущий.
Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи,
И уникальность среди равных масс.

Родной язык – богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь!

2й ведущий.
Всіх нас єднає рідна мова,
Всіх, хто живе у цім краю.
Вона прекрасна, світанкова,
Я в ній свою наснагу п'ю.
1й ведущий. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего мероприятия.
2й ведущий. Вітаємо вас на світлому святі Міжнародному дні рідної мови, яке зібрало нас сьогодні у цій залі.
1й ведущий. В мире насчитывается огромное количество языков. По предварительной оценке их около 6 тысяч. С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО 21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка. 2й ведучий. Історія цього свята йде з Пакистану, де півстоліття тому, 21 лютого 1952 року, було вбито п’ятьох студентів, які мали зухвальство виступити за надання бенгальській мові статусу офіційної. Зрештою, після визвольної війни, в 1971 році, східна частина Пакистану виокремилась в незалежну державу Бангладеш зі своєю мовою.
1й ведущий. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать. Мы живем в Донбассе. Особенностью национального состава населения Луганщины является его многонациональность.По данным последней переписи населения, на нашей территории проживают представители свыше 120 национальностей и народностей. Каждый народ это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Конституция ЛНР гласит, что государственными язиками в Республики являются руский и украинский языки.
2й ведущий. „В уяві моїй мова завжди живе поряд з піснею, сестрою її рідною, навічно злитими, здруженими уявляються мені як дві вільнокрилі птиці, мова і пісня. А пісня це найдобріша, найвиразніша мова”, - говорив   Павло Тичина.
1й ведущий. Откуда же происходит русский и украинский языки? Ответом на этот вопрос станет презентация «О возникновение славянского языка».
1й ведущий А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговор свободного гражданина, философа Ксанта и его раба – первого баснописца Эзопа. Ксант ценил его за ум и мудрость, хотя отпускать не собирался. ІІ. Сценка «Эзоп и Ксант» (участвуют 2 учащихся). – Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь в мире. Где она? – Вот, мой господин. Это – язык! (На блюде – говяжий язык, готовый к употреблению). – Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире? – Да, мой господин! Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка «мама», «солнце», «цветок». Языком мы говорим прекрасные слова, языком мы доказываем истину, языком мы общаемся с друзьями, языком мы признаёмся в любви. Язык – это самое лучшее, что есть в мире людей! – Ну хорошо. Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире. – Вот она, мой господин! – Снова язык?! – Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы, языком мы говорим грязные слова, языком мы предаём друзей Язык – худшее, что есть в мире людей! 1й ведущий. Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам возможность говорить обязывает ко многому. Цените свой родной язык, язык ваших предков.
2й ведущий А ми й цінуємо нашу рідну мову, ви тільки послухайте, як учні школи втілили любов до мови і своєї батьківщини у віршах.
1й ведущий К вашому вниманию Монолог родному языку в исполнении _______.
Монолог родного языка
Я – русский язык, твой родной и могучий, и со мной ты дружишь с раннего детства. Мама рассказывала тебе сказки, пела колыбельные, читала книги. Я сопровождаю тебя везде. Без меня тебе трудно: ты не сможешь общаться с друзьями, писать письма и просто разговаривать по телефону. Ты изучаешь меня с первого класса и не расстаёшься со мной никогда. Я сложный, но интересный. Ты ощутил моё многообразие? Думаю, что то да. Ни один иностранец не сможет узнать меня так, как знаешь ты. И я этим горжусь.
На русском языке писали и говорили великие классики: И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов Они ценили меня и берегли. Ты, мой друг, тоже бережно храни меня и оберегай. Не допускай бездумного проникновения иностранных слов. Я уверен, что если ты уедешь в другую страну, то меня не забудешь никогда. Я для тебя как мама и няня, как самые близкие люди. Да, я знаю, что тебе со мной не всегда легко. У меня очень много трудных орфограмм, которые ты должен запомнить. Но я уверен, что ты меня любишь и уважаешь, поэтому учишься писать грамотно. Иногда (с кем не бывает!) получаешь не совсем хорошие оценки за диктанты. Ну, ничего, я знаю, что справишься с трудностями. Старайся быть внимательным на уроках, слушайся учителя, изучай все мои разделы. Классики нашей литературы тоже любили и ценили меня. А. С. Пушкин, например, даже на уроках математики писал стихи на русском языке. А К. Паустовский был великим знатоком меня и в своих рассказах блестяще раскрыл мою красоту. Никто из писателей и лингвистов не искажал меня. Не искажай и ты. Не употребляй слов, которых нет в словарях, изданных лингвистами. Не засоряй, пожалуйста, меня! Я тебе всегда буду полезен. Помогу сдать экзамены, поступить в институт, получить нужную специальность. Поздравь меня с моим днём рождения. Я же поздравляю тебя. Оставайся со мной всегда! И я не брошу тебя в трудную минуту.
1й ведущий
Давайте вместе, господа, Любить родной язык. Все, кто молчать привык всегда И кто болтать привык. Давайте правильно писать И верно говорить, Ведь эта нам дано решать, Как будем дальше жить. 2й ведущий На сцену приглашаются ученики с одой родному языку.
1 ученик О, русский язык! Великий, могучий,  Ты светоч в окошке, На небе звезда, Такой необъятный, Так дивно певучий, Простой и понятный, Любимый всегда.
Тебя воспевали И Пушкин, и Гоголь. Тобой восхищались  Тургенев, Куприн. Тебя прославляли Другие народы, Цитируя классиков, Все, как один.
2 ученик Родной язык! Всего два слова. А сколько значат для меня! И как я становлюсь горда, Что ты родной мне, что ты мой Что самый кровный, не чужой! Родной язык! Что может быть дороже И ближе сердцу моему? Что с колыбели нас сопровождает И беззаветно жить  нам помогает? Великое слиянье всех наречий, Ты нам один поддержка и опора. Отрада в горький час, Утеха в час тяжёлый. Ты, как никто, помощник наш И благодетель величайший. Родной язык! Ты, без сомненья, Есть самый лучший на земле. Ты – совершенство, это всем известно. Познать тебя – великое блаженство. И счастье, что ты наш родной, И,  как никто, знакомы мы с тобой. Ты нам природой дан, так пожелал Господь. Воздав нам честь хранить тебя, оберегать, Холить, лелеять, улучшать, И от нападок защищать.
3 ученик Во всех пределах узнаваем, Любим и всеми уважаем. Богат, красив и мелодичен. Всегда пронзительно лиричен. Божественен, непобедим. Ты во Вселенной всей такой один! Многообразны в мире языки, И столь различны  и пестры. Но всё ж величие твоё неколебимо И главенство неоспоримо. Непревзойдён, неподражаем, горделив. Вознёсся ввысь ты птицей величавой И коронован был там с  честью. С тех пор ты на престоле восседаешь И всеми языками превосходно правишь, Законы совершенные творя. В них – вся история и русская душа. Тебя  короновала вся  Европа. Колени приклонила вся земля. Вселенная давно склонилась К твоим ногам, восторга не тая! Какой ещё  язык позволит нам Так полно выразить нахлынувшие чувства, О состоянии душевном рассказать, И всё так красочно живописать? Велик! Могуч ! О! Это несомненно! Ведь  нам это известно достоверно. Могущественен, бесконечен, вечен, Так мило ты в своём бессмертии беспечен. Мы ежечасно, каждую секунду, Всё больше познаём  тебя. Ты ближе нам день ото дня. Но невозможно до конца познать тебя. И в этом -  сила бесконечная  твоя. Перед тобой склоняюсь до земли И  пред твоим величьем сердце замирает. Могущество твоё пройди через века И слава не померкни никогда!
4 ученик О русский язык! Язык наших предков! Живи и здравствуй На благо всем нам. Пусть каждое слово Будет сказано метко И будет приятно Нашим сердцам.

1й ведучий Далее эстафету нашего мероприятия берут на себя учащиеся __________.

1 ученик. Русский язык – один из самых богатейших и красивых языков мира! Богатства русского языка безграничны. Он имеет огромный запас слов, который постоянно пополняется. В русском языке много синонимом, антонимов, масса фразеологических оборотов. Всё это помогает выражать мысли точно и ясно. Как говорил Н.В.Гоголь, «русский язык беспределен и может, как жизнь, обогащаться ежеминутно». Главной особенностью нашего языка, по словам А.Герцена, является его чрезвычайная лёгкость, с которой всё выражается на нём.

2 ученик. Язык, как живое существо, может быть нежным, ласковым, красивым, трогательным. Язык очень мелодичный, приятный на слух. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

3 ученик. С первых дней жизни малыш слышит голос мамы и папы, с удовольствием слушает сказки и рассказы. Ребёнок растёт, ходит в детский сад, затем в школу, поступает в институт. И везде он слышит огромное количество слов. Мы говорим на русском языке. Это самый богатый, могучий и великий русский язык.

4 ученик. Русский язык звучен и мелодичен. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков, от самых твёрдых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно
Русский язык имеет и большое международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из официальных языков ООН, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. На русском языке говорили великие такие учёные: М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, Циолковский. Первое слово, сказанное в космосе, тоже было на русском языке.

5 ученик. Говорят, что разные языки хорошо звучат в определённой сфере общения. Английский язык хорош для деловых людей, французский язык для объяснения в любви. А русский язык одинаково хорошо звучит и на международных конференциях, и на деловых переговорах, и в дружеской беседе.
Человек и его язык неотделимы друг от друга. Русский язык жил, жив и будет жить на протяжении долгого времени, отражая веяния времени и постоянно изменяясь. Вот почему я люблю этот великий, могучий русский язык! И я горда, что разговариваю, думаю и мечтаю на этом замечательном языке.

6 ученик. Я люблю русский язык за то, что он мой родной язык.
Я люблю русский язык за то, что он нежный и ласковый, за то, что он мощный и сильный.
Я люблю русский язык за то, что на нём написаны стихи и проза великих поэтов и писателей.
Я люблю русский язык за то, что на нём говорят близкие мне люди.

1й ведучий
«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища родного языка.
Завершить мероприятие хочется прекрасной песней «Давайте говорить на русском языке».