Масса-мера инертности тела.Понятие силы как меры взаимодействия тел.

и тема урока


15/2. Масса – мера инертности тела. Понятие силы как меры взаимодействия тел.


ЗАДАЧИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
а).Сформировать представление об инертности как свойстве тел.
б).Сформировать понятие массы как физической величины.
в).Раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств – инертности.
г).Ввести понятие силы как физической величины, характеризующей действие одного тела на
другое
РАЗВИВАЮЩИЕ:
а).Сформировать умения выделять действия тел, характеризовать действия силами (выделять
и обозначать силы, складывать несколько сил, измерять величину силы).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
а).В целях эстетического воспитания требовать от учащихся выполнения аккуратных и прави-
льных чертежей.
Тип урока – комбинированный.
Демонстрации: взаимодействие тел разной массы, измерение сил динамометром.
ТСО: ТВ, в/магнитофон, в/фильм.
План урока:

методы и
формы урока
этапы урока
время
мин

Сообщение
учителя.
1. Организационный момент.
а) задание на дом: опред. по тетради.
б) сообщение темы и задач урока.
1
1
1

Фронтальный опрос.

Работа с тестами.
2. Повторение ранее изученного материала.
1).Принцип явления инерции. Движение по инерции. Примеры.
2).Понятие ИСО, НСО. Примеры. Чем отличается ИСО от НСО?
3).Первый закон Ньютона. Границы его применимости.
4).Верно ли утверждение: если на тело действует сила, то оно сохраняет свою
скорость.
5).Верно ли утверждение: если на тело перестала действовать сила, то оно оста-
новилось?
7


Эвристическая
беседа.


Постановка и обсуждение опытов.
Фронтальный эксперимент.


Записи в тетради, ОК 7.
Выделение главного.
3. Изучение нового материала.
1.Учебная проблема. Зависят ли ускорения тел при их взаимодействии от свойств самих тел?
Э1. Взаимодействие тележек (взаимодействие бильярдного шара и теннисного мяча).
Вопросы: 1).Изменяется ли состояние тел при их взаимодействии?
2).Куда направлено ускорение? Как это доказать? Рисунок в тетрадь.
3).Одинаково ли изменяют скорость при взаимодействии разные тележки?
Вывод: при взаимодействии разные тела по-разному изменяют скорость – одни в большей степени, другие в меньшей; свойство тел по-разному изменять свою скорость при взаимодействии называют инертностью.
Свойство инертности, присущее всем телам, состоит в том, что для изменения скорости тела требуется некоторое время.
Закрепление понятия инертности: 1).Почему стекло трескается если ударить молотком по небольшой гире, и останется без изменения, а если ударить по большой гире?
2).Опыт с грузами, подвешенными на нити.
3).Можно ли мгновенно изменить скорость тела?
Из двух взаимодействующих тел то тело более инертно, которое медленнее изменяет свою скорость. Свойство инертности определяет ускорение тела при его взаимодействии с другим телом или телами и характеризуется особой величиной – массой. Цель науки – как можно точнее, на количественном языке изучить физические явления. Поэтому свойства тел характеризуют физически-ми величинами. Инертность свойство тела, которое характеризуется массой.
Масса – физическая величина, являющаяся количественной мерой инертности тела.
Учебная проблема. Как определить массу тела?
Ответ. Надо её измерить, т.е. сравнить массу данного тела с эталонной массой. Эталон массы, т.е. тело, массу которого принимают за единицу, специально создают.
Как сравнить массу тела с эталонной массой?
1 способ – прямое взаимодействие тела и эталонного тела: mэ/mт = ат/аэ – инерт-ная масса, mт = mэ
·аэ/ат
2 способ – взвешивание – гравитационная масса.
Вопросы: 1).Взаимодействуют ли тела при сравнении их масс с помощью взвешивания?
2).Как экспериментально доказать, что масса ружья больше массы пули?
Свойства массы: а) постоянна при любых взаимодействиях и условиях;
б) аддитивна (складывается) – m = m 1 + m 2 + ;
в) m гравитационная = m инертная;
г) изменяется при движении тел со скоростью, близкой к скорости света.
2.Учебная проблема. От чего зависит ускорение взаимодействующих тел? Зависит ли ускорение тела от величины действия на него? Умеем ли мы сравнивать действия одного тела на другое? Как охарактеризовать действие?
Опыты с прибором по кинематике и динамике. (С бильярдными шарами и теннисным мячом.) Вопросы:
1).Меняется ли ускорение тележки при изменении действия на неё со стороны нити (груза)?
2).Меняется ли направление ускорения, если изменить направление действия?
3).Чем различаются между собой действия тел друг на друга? (Направлением, модулем, точкой приложения.)
Виды взаимодействия тел:
- гравитационное (сила тяжести);
- электромагнитное (сила упругости, сила трения);
- сильное (ядерное);
- слабое (элементарные частицы).
Для характеристики действия одного тела на другое вводят физическую вели-чину – силу.
Сила – векторная физическая величина, являющаяся количественной характеристикой взаимодействия тел.
Свойства силы: а) сила F – причина ускорения или деформации тела;
б) сила F – характеризуется величиной (модулем), направ-лением (сила – вектор), точкой приложения.
Как и любая другая физическая величина, сила должна измеряться, т.е. сравни-ваться с эталонной силой. В качестве эталонной силы выбрана сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1кг на 1 м/с. 1 Н = 1 кг
·м/с2.
На практике силу измеряют динамометром. Растянутая пружина оказывает определённое действие на тело. Силу этого действия можно принять за эталон-ную силу и значение силы определять по значению удлинения пружины.
Опыт. Измерение силы тяжести и силы трения с помощью динамометра.
Чаще всего на тело одновременно оказывается несколько действий. Каждое действие характеризуется силой. Как складывают силы?
1).Сложение сил, действующих по одной прямой.
2).Сложение сил, действующих под углом друг к другу (правило параллело-граммма).
3).Разложение сил по осям координат.
18

Просмотр в/фильма.
4. Закрепление изученного материала.
1).Просмотр в/фильма. Кассета №2: 1). «Масса тела» - 5 мин; 2). «Понятие силы» - 5 мин.

11


5. Итог урока. Рефлексия урока.
1). Что вам было интереснее всего в теме урока?
2). Что было наиболее трудно понять в теме урока?

1

Литература:
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика 9 класс», изд. «Дрофа», 2006 г.

15