Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».





Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 56 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

83018, г. Донецк, ул. Новосенная, 77, тел.: (062)312-33-82, е-mail: mishko-gennadii@rambler.ru






Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести»
( Урок физики 10 класс)


Разработала:
учитель физики ДОШ № 56
Чигринская И.Н.





















Тема: Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».
Цель:
- дидактическая: формировать умение решать задачи: анализировать условие, грамотно оформлять задачи, делать необходимые чертежи;
- развивающая: развивать логическое мышление учащихся;
- воспитательная: воспитывать аккуратность
Тип урока: урок формирования навыков решения задач.
Оборудование: карточки с задачами, которые решаются на уроке.

План урока:
I. Организационный этап (2 мин.).
II. Мотивация (2 мин.).
III.Актуализация опорных знаний и умений (10 мин.).
IV.Розвьязання задач. (27 мин.).
V. Подведение итогов урока (2 мин.).
VI.Домашне задачи (2 мин.).

Ход урока.

I. Организационный этап.
- Приветствие;
- Создание рабочего настроения. - Сообщение темы, цели урока и ожидания результатов.

II. Мотивация.
Чтобы научиться решать задачи - их необходимо решать.

III.Актуализация опорных знаний и умений.
Игра «Цветовая лента».
Вопросы учителя:
- Сформулируйте первый закон Ньютона.
- Сформулируйте второй закон Ньютона.
- Сформулируйте третий закон Ньютона.
- При каких условиях выполняются законы Ньютона?
- Сформулируйте закон всемирного тяготения.
- Что называют силой притяжения?
- Что называют весом тела?
- Что называют состоянием невесомости?

IV.Решение задач.
«Задача без требований» (учащимся предлагается составить вопросы к описываемой ситуации и решить ее).
Задача № 1. Две силы величиной 600 Н каждая, образуют между собой угол

· = 60є. .....? (Возможный вопрос: 1) Определите равнодействующую силу.)
Задача № 2. Тело массой 200г движется с ускорением 1,5 м / с2 ............? (Возможный вопрос: 1) Какую силу нужно приложить к телу, чтобы оно так двигалось?).
Задача № 3. Мяч под действием силы 0,05 Н движется с ускорением
10 см / с 2 ..............? (Возможный вопрос: 1) Какая масса мяча? ).
«Задачи с динамическим содержанием» (учащимся предлагается составить вопросы к описываемой ситуации и решить ее, но при условии отсутствия одной величины, учащиеся определяют эту величину, составляют вопросы).
Задача № 4. Пуля массой 50г, прикрепленная к шнуркуу длиной 0,5м, движется по кругу ..........? (Возможный вопрос: 1) Определите силу действующей со стороны шнурка на шар. Величина которая отсутствует - частота или период обращения).
«Задачи с динамическим содержанием» (учащимся предлагается составить вопросы к описываемой ситуации и решить ее. После того как исчерпаны все возможности постановки вопросов предложенных условием задачи, в условие вводят еще одну величину. Ученики составляют новое требование).
Задача № 5. Уравнения движения автомобиля выглядит х = 2 + 2t + 4t2 ............? (Возможный вопрос: 1) Определите начальную скорость движения. 2) Определите ускорение с которым движется автомобиль.) К условия учитель добавляет - масса автомобиля равна 800кг. (Возможный вопрос: 1) Определите модуль равнодействующей всех действующих на автомобиль сил).
Задача № 6. Определите массу Солнца. Скорость вращения Земли вокруг Солнца 30 км / с, радиус земной орбиты 1,5 * 108 км. Орбиту Земли принять за круг.
Задача № 7. Радиус планеты Марс равна 0,533 радиуса Земли. Масса Марса составляет 0,108 массы Земли. Сравните силы тяжести на Марсе и Земле.
V. Подведение итогов урока.
VI.Домашнее задание.
- Выписать, изучить формулы по теме, повторить теорию.
- Дополнительное задание. Составить тестовое задание, которое проверяет знания по теме.


Приложение 1.


Дидактическая игра «Цветная лента»

Учащимся, объединенных в группы, раздаются разноцветные квадратики.
На их обороте написаны ответы на вопросы учителя. Среди «игрушек» является неверные ответы. Задние учащихся состоит в том, чтобы, прослушав вопрос учителя, найти среди предложенных ответов правильный и с помощью шпилек задеть друг за друга правильные ответы. Образуется разноцветная лента. Учитель должен так подобрать вопросы и ответы, чтобы у всех групп образовались одинаково раскрашенные ленточки. Учитель оценивает работу группы.

«Задача без требований»

Ученым приводится условие задачи, в которой не сформулированы требования. Учащимся предлагается составить вопросы к описанной ситуации и ответить на них. Это очень эффективный прием обучения учащихся задавать вопросы, анализировать ситуацию. Он активизирует и поощряет к работе.

«Задачи с динамическим содержанием»

Этот прием можно рассматривать как один из вариантов предыдущего. После того как исчерпаны все возможности постановки вопросов предложенных условием задачи, в условие вводят еще одну величину или блок информации, после чего продолжается работа по составлению новых требований и т.д.



















Приложение 2.
Задача № 1.
Дано: Решение.

·= 60є Складываеи векторы сил по правилу
F1=F2=600 H параллелограмма, находим павнодействующую
______________ двух сил.
F=?
13 SHAPE 1415
Это ромб, его стороны равны. Проводят вторую диагональ пунктиром. Диагонали ромба взаимоперпендикулярны, в точке пересечения делятся на равные части и делят угол ромба пополам.
F = 2F1cos, F = 2F1cos,
F = 2 * 600 * cos30є = 1020 (H)

Ответ: равнодействующая сила равна 1020 Н.



Задача № 2.
Дано: Решение.
m=200 г= 0,2 кг ІІ закон Ньютона: F=ma
а=1,5 м/с2 F=0,2*1,5= 0,3 H
______________
F=?
Ответ: сила, которая заставляет тело так двигаться равна 0,3 Н.



Задача № 3.
Дано: Решение.
F=0,05 H F=ma
a= 10 см/с2=0,1м/с2 m=13 EMBED Microsoft Equation 3.0 141513 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415 m=0,05/0,1=0,5 (кг)
_________________
m=?
Ответ: масса равна 0,5 кг


Задача № 4
Дано: Решение
m=50г=0,05кг
r=0,5м
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415=1с-1
___________________
F=?
Центростремительное ускорение а=13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415,
согласно ІІ закона Ньютона а=13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415, F=ma. Находим скорость:13 EMBED Microsoft Equation 3.0 141513 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415, так как 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415=13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415 мы имеем 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415. Это значит, что центростремительное ускорение равно: 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415.
Подставляем эту формулу в формулу F=ma, находим силу с которой шнур действует на пулю:
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415. F= 4*(3,14)2*(1)2*0,5*0,05=1 Н
Ответ: шнур действует на пулю с силою 1 Н







Задача № 5.
Дано: Решение
х=2+2t+4t2 Согласно второго закона Ньютона F=ma.
m=800кг Из уравнения движения а=8 м/с2.

________________ F=800*8=6400 Н
F=?
Ответ: модуль равнодействующей всех действующих на автомобиль сил равен 6,4 кН









Задача № 6
Дано: Решение
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415км/с=3*104м/с На Землю действует сила притяжения Солнца,
Её можно расчитать
r=1,5*108км=1,5*1011м по закону Всемирного тяготения 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415, где
G=6,67*10-11 (Н*м2)/кг2 m1- масса Солнца, m2 – маса Земли. Эту силу
можно найти по

_______________________ формуле ІІ закона Ньютона F=m2а, где
m1=? центростремительное ускорение Земли : 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415.
Объединим эти формулы : 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415 ; 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415.
Отсюда масса Солнца :13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415; 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
Ответ: маса Солнца равна 2*1030 кг





Задача № 7.
Дано: Решение
Размещаем пробное тело массою m поочередно на Землю и
RM=0,533 R3 на Марс.
Силы притяжения, которые при этом возникают:
mM=0,108 m3 F3=G13 EMBED Microsoft Equation 3.0 141513 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415; FM=G13 EMBED Microsoft Equation 3.0 141513 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415.
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415=13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415 =13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415=2,63
_______________ 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 141513 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415
F3/FM = ?
Ответ: сила притяжения на Марсе меньше силы притяжения
на Земле в 2,63 раза.13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415


























Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native