Тема урока: Семья и брак


Дата:
Предмет: Правоведение.
Класс: 10 «б»
Тема урока: Семья и брак. Цель: 1) Сформировать у учащихся понятие брака и семьи, а также понятия о семейных отношениях. Выяснить, что такое родство и какая существует защита брака и семьи.
Расширение представления учащихся о семейных отношениях.
Воспитание чувства уважения к семье и родственникам.

Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: закон РК «О браке и семье», схема «Линии родства», буклет «7-я», высказывания о семье.
Ход урока:
I. Орг. момент: (психологический настрой).
II. Повторение: материал за 9 класс
1. Что такое по вашему мнению семья?
2. Какие вы знаете типы семьи?
3. Что такое брак?
4. Какие вы знаете принципы создания семьи?
5. Какие существуют функции семьи?
III.Новая тема:
План: 1. Понятие брака и семьи.
2. Понятие семейных отношений.
3. Родство и виды родственников.
4. Виды семьи.
5. Защита брака и семьи
1. Семья – социальный институт, характеризуемый совокупностью норм и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
Основной НПА, регулирующий семейно-брачные отношения – Закон РК «О браке и семье», принятый 17 декабря 1998 года.
Брак – свободный и равный союз мужчины и женщины, объединившихся с целью создания семьи.
Дополнительно:
Семья – брак зарегистрирован.
Семья – брак не зарегистрирован, но мужчина и женщина совместно воспитывают детей.
Семья – совершеннолетние дети проживают с родителями, заботятся о них.
Семья – совершеннолетние братья и сестры проживают вместе без родителей.

2. Семейные отношения – отношения возникающие между людьми из брака, родства, усыновления (удочерения), принятия детей в семью на воспитание.
Отношения в семье регулируются:
а) нравственными нормами (взаимоуважение, любовь, проявление заботы, моральная поддержка);
б) национальными традициями и обычаями (почитание старших, глава семьи – мужчина и т.д.).
3. Родство – кровная связь лиц, происходящих один от другого или от общего предка.

Дополнительно: семь поколений у казахов:
әке – отец
бала – сын
немере – внук
шөбере – сын внука
шөпшек – сын внука сына
немене – сын сына внука сына
таужат – сын сына правнука сына

Свозные братья и сестры – дети супругов, рожденные в их прежних браках (нет общих ни матери, ни отца), их называют свойственниками.
4. Виды семьи (буклет).

5. Защита брака и семьи:
а) юрисдикционная – защита семейных прав с привлечением уполномоченных государственных органов по защите прав (суд, прокурор, органы ЗАГСа, орган опеки и попечительства, ОВД)
б) неюрисдикционная – действие граждан и организаций по защите семейных прав и интересов (например: родители ребенка, права которого были нарушены и т.д.)
IV.Закрепление:
Как вы знаете, семьи бывают разные. По фотографиям определите, какие семьи здесь есть.
Нарисовать вашу будущую семью. Какой бы вы хотели увидеть вашу семью? Сколько детей вы бы хотели иметь?
Рефлексия: Что из данной темы вы уже знали до урока?
Что нового вы узнали на этом уроке?

Домашнее задание: § 17, вопросы.
Задание: 1. Составить родословную вашей семьи.
2. Найти пословицы о семье. Объясните их смысл.
Итоги. Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты.
Завершить хочу наш урок следующими словами из песни «Родительский дом»:
Родительский дом –начало начал.
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет,
Горит в твоих окнах добрый свет.


11430057150000

«… все на Земле рождается не зря и достойно всякого почитания, а может и поклонения».


Дополнительно:
Семья – брак зарегистрирован.
Семья – брак не зарегистрирован, но мужчина и женщина совместно воспитывают детей.
Семья – совершеннолетние дети проживают с родителями, заботятся о них.
Семья – совершеннолетние братья и сестры проживают вместе без родителей.
Дополнительно:
семь поколений у казахов:
әке – отец
бала – сын
немере – внук
шөбере – сын внука
шөпшек – сын внука сына
немене – сын сына внука сына
таужат – сын сына правнука
сына