тема : брак и семья


Интегрированный урок.
По Основам Правоведения 10 класс.
Тема: «Семья и брак»
Разработала: Учитель истории Сивковской средней школы,
Лукьянова Ирина Петровна
Кызылжарского района,
Северо-Казахстанская область.
С. Сивково
«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»
ТЕМА: «Ведение. Семья и брак.»(1 слайд)
Цель урока: Рассмотреть основные понятия темы, уточнить на основе нормативных документов о Семье и браке сформировать способность быть ответственным членом семьи и решать проблемы бесконфликтно.(2 слайд)
Задачи урока:
Образовательная: рассмотреть понятия семья, брак, виды брака, семьи.
Воспитательная: воспитывать качества необходимые для создания и сохранения семьи ( ответственность, терпение, милосердие.)
Развивающая: развить умение аргументировать, излагать свои мысли, строить выступления на основе логической схемы, навыки анализа и самоанализа своих действий и поступков в семье.(3 слайд)
Тип урока: изучение новой темы
Методы и формы работы: изучение статьи Конституции РК, дискуссия, работа в малых группах, творческие работы учащихся, объяснения учителя.
Эпиграф:
«Куй железо, пока горячо».
(русская пословица)
«Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.»Причина ошибки- незнание лучшего».
Демокрит (греческий философ).(4 слайд)
Ход урока:
Вводно-мотивационная часть: проверить посещаемость учащихся и подготовку к уроку.
Изучение новой темы.
План:
1.1.Введение
1.2.Понятие брака и семьи.
1.3Родство и виды родственников.
1.4Защита брака и семьи.
Закон « О браке и семье» РК, 17 декабря 1998 год. И дополнения от 24 декабря 2001 год.
« Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» Конституция РК, статья 27.(5 слайд)
Работа по плану урока:
Обсуждение статьи 27 Конституции РК и идей эпиграфа. Задание к статье 27 Конституции РК: Проанализируйте статью 27 в Конституции РК и обоснуйте ее необходимость.
На какой основе государством осуществляется защита семьи?
- Добровольности брачного союза мужчины и женщины;
- равенство прав супругов в семье;
- недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
- разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию членов семьи;
- приоритета воспитания детей в семье, помощи родителей детям в процессе становления их личности;
- обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
- обеспечения осуществления членами семьи своих прав и их судебной защиты;
Учитель:
Изучение модуля Семейное право включает темы «Семья и брак», «Условия и порядок заключения брака», «Расторжение брака», «Права и обязанности родителей перед детьми», «Алиментные обязательства», «Формы воспитания детей».
Работа с понятиями:
∙Семья
∙Брак
∙Виды брака
∙Виды родственников
∙Виды семьи
∙Полная неполная семья.( 6 слайд)
Игра «Займи позицию»
Схема «Моя семья».
Работа в малых группах.
Творческие задания
«Займи позицию»: Семья-это хорошо; Семья- это плохо.( 7 слайд)
(Плакат или запись на доске).
Учитель:
«Существует незаметное право ребенка жить и воспитываться в семье. Существует много типов семей и их определений».
Задание: Какие из определений семьи наиболее точные? ( Фронтальное обсуждение всех видов семей)
Семья- это кровнородственная группа.
Семья- взаимосвязь людей на основе брачных уз, моральной и правовой ответственности.
Семья- конкретная система взаимоотношений супругов, родителей и детей, старших и младших.
Семья- малая социальная группа, где происходят духовное и физическое воспитание человека.
Семья- круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства и интимными личными узами.( 8 слайд)
Творческая работа: «Моя семья».( 9 слайд)
Учащиеся составляют схему:
1.ряд: обязанности родителей
2ряд: взаимоотношения в семье
3ряд: обязанности детей.
Форма обсуждения- дискуссия.
Все дети имеют одинаковые права.
Права ребенка в семье (10 слайд)
Право жить с родителями
Право на пропитание
Право на воспитание
Право на обеспечение
Право на образование
Право детей с 10 лет выбирать, с кем из родителей жить в случае развода.
Право на социальную помощь, если живет в многодетной семье.
Право на алименты, в случае распада семьи.
«Как вы думаете? Является ли семья ценностью?( 11 слайд)
Можно ли прожить жизнь не создавая семьи?
Нужно ли заключать брак для создания семьи?
Что вам дает семья?»
Творческие задания: ( 12 слайд)
6.2 Создать конфликтную ситуацию в семье и найти выход из нее.
6.3Сравнить понятия семья и брак.
6.4 «Брачный союз- первая ступень человеческого общества» (Цицерон)
проанализируйте это высказывание.
6.5 Проанализируйте высказывание «Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья……………. Является прежде всего большим делом имеющем государственное значение.»
6.6.Найдите правовые ошибки в юмористическом тексте: "Возможно, это знают не все, но традиция надевать во время свадьбы супругу кольцо на палец идёт из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишён свободы и стал собственностью господина. Обряд-то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И наконец, торжественное: "Именем РК объявляю вас мужем и женой!" Свершилось! Он надевает кольцо ей : и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему: и делает его своей собственностью. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!"( 13 слайд)
6.7. Оцените с нравственно-правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры, где проживали молодожёны. Считаете ли вы стиль поведения молодых супругов образцом для подражания? Свой ответ поясните.
Они студентами были.Они друг друга любили.Комната восемь метров, чем не семейный дом?Готовясь порой к зачётам,Над книгой или блокнотомНередко до поздней ночи сидели они вдвоём.Она легко уставала.И если вдруг засыпала,Он мыл под краном посуду и комнату подметал.Потом не шуметь стараясьИ взглядов косых стесняясь, Тайком за закрытой дверью бельё по ночам стирал.Но кто соседей обманет, Тот магом, пожалуй, станет.Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой.Её называли "лентяйкой"Его ехидно - "хозяйкой",Вздыхали, что парень тряпка и у жены под пятой:(Э.Асадов)( 14 слайд)
Итог: для гармонично развитой семьи, каждому ее члену нужно быть милосердным, толерантным по отношению к другим членам семьи, находить без конфликтные выходы из создавшихся ситуаций.
Задание на дом:
∙Найдите казахские пословицы в которых выражаются требование к семье и семейному воспитанию.
∙ЭССЕ «Моя будущая семья»
∙Составить генеалогическое древо семьи.( 15 слайд)