Доклад: Тестирование — одна из форм контроля при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

 Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений обучающихся. Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к тестированию отвечает концепции модернизации российской системы образования. Он основан на использовании специальной системы, состоящей из большого количества заданий-тестов, требующих краткого ответа или выбора из совокупности предложенных.
Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.
Педагогический тест  - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
1. Диагностическая функция -это основная функция тестирования. Она выявляет уровень знаний, умений и навыков учащегося.
2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
В практической деятельности использую разные виды тестовых заданий:
Задания с выбором ответов:
а) задания с выбором одного правильного ответа.
б) задания с выбором нескольких правильных ответов
в) задания с выбором одного неправильного ответа.
2. Задания на установление соответствия.
3. Задания с открытым ответом.
Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:
- возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы;
- осуществление диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;
- обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;
- правильно оформленный тест повышает интерес к предмету.

При составлении тестов необходимо учитывать следующее:
тестовые задания должны легко читаться;
задания не должны повторять формулировок, данных в учебнике;
они должны быть независимыми;
формулировка задания не должна содержать двусмысленности;
тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;
постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа.
Тесты как форма проверки знаний должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками.
В образовательном процессе тесты имеют большое значение и выполняют несколько функций:
социальная функция
образовательная функция
воспитательная функция
развивающая функция
контролирующая функция
занимательная функция
функция творческого роста учителя».
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствии достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартом.
Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения учеников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру. У учащихся совершенствуется умение рассуждать, формируются такие приемы умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и адекватной самооценки, снижения тревожности.
Развивающая функция тестов направлена на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность, обязательность, самостоятельность и аккуратность.
Контролирующая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.
Занимательная функция помогает повысить эффективность урока. Ведь если материал, который дается на уроке, слишком легок, большая часть класса скучает. Если же материал слишком труден, учащиеся быстро утомляются и перестают работать. Интересно становится тогда, когда материал не легок, но посилен. Эффект от урока будет тогда, когда учащиеся смогут отвечать на вопросы трудные, но посильные, особенно в занимательной форме.
Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.
В своей работе использую тестовый контроль трёх видов:
Текущий (промежуточный) контроль проводится, как правило, после изучения нового материала, поэтому предлагаются тесты небольшие по объёму. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть без репродуктивных тренировок.
Тематический контроль предназначен для заключительного контроля, после изучения определённой темы, его использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такие тестовые задания включаю вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.
Итоговый контроль осуществляется во время повторения и обобщения знаний и умений в конце каждой четверти и учебного года.
Основными достоинствами тестовой формы контроля являются:
учёт индивидуальных особенностей учащихся;
проверка качества усвоения не только практического, но теоретического учебного материала;
возможность детальной проверки каждой темы курса;
осуществление оперативной диагностики результата, овладение учебным материалом каждым учеником;
экономия учебного времени при проверке знаний и оценке результатов обученности;
оживление процесса обучения.
Тесты дают возможность объективно оценивать знания и умения учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне. Кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. И кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, то есть владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.


15