Методическая разработка «Тест — как форма контроля на уроках производственного обучения» профессия «Повар, кондитер»


Тамбовское областное государственное бюджетное
образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Колледж торговли, общественного питания и сервиса»
2132965-457200
Методическая разработка
«Тест - как форма контроля науроках производственного обучения»
профессия «Повар, кондитер»
Разработала
мастер п/о
Дубинина Л.А.
Тамбов
2014

Содержание
Введение
1.Цели и задачи работы
2.Основные требования при разработке тестов
3.Разработка и внедрение тестов на уроках производственного обучения
Заключение
Использованная литература

Введение
В настоящее время интенсивно обновляются содержание и технологии обучения, формы организации учебного процесса в учебных заведениях НПО И СПО.
Контроль знаний и умений обучающихся – один из важнейших элементов учебного процесса. Эффективность учебно – воспитательного процесса и качество подготовки специалиста во многом зависит от правильной организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся.Благодаря контролю между мастером и обучающимся устанавливается обратная связь, которая позволяет объективно оценивать динамику усвоения учебного материала, уровень владения обучающимися системой знаний, умений и навыков.
Одним из основных путей объективизации контроля является создание и внедрение тестов (заданий тестового типа).
Цель работы: определение и проверка в практической деятельности тестовых форм контроля.
Для успешной реализации цели поставлены задачи:
- изучить состояние проблемы,
- разработать тестовые задания и внедрить тестовый контроль на уроках производственного обучения,
- получить результативность работы.
Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает больше возможности для развития личности обучающегося, формирование его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Правильно организованный контроль знаний и умений служит как для проверки, так и целям обучения. Контроль способствует формированию умений и навыков, рационально организовать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.
Тестовый контроль – это применение тестов достижения для оценки уровня усвоения знаний, умений обучающихся.
Метод тестового контроля позволяет оперативно получать информацию о готовности обучающихся к восприятию нового материала , о специальных знаниях, которые они получили ранее.
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах времени проверить всех обучающихся.Основной недостаток этого контроля – ограниченность применения с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность обучающихся, поэтому она применима в процессе текущего контроля.
В процессе теоретического обучения тестирование используется в двух вариантах:
- программируемый контроль,
- как самостоятельный метод контроля.
В производственном обучении тестирование является самостоятельным методом контроля. В процессе профессионального обучения тестирование может проводиться на всех этапах учебногопроцесса.Педагоги профессионального обучения как правило работают с тестами, которые готовят самостоятельно.
Принципы отбора содержания тестов таковы:
-значимость,
- научная достоверность,
- соответствие содержания теста уровню современного сознания,
- репрезентативность,
- возрастающая трудность учебного материала,
- вариативность,
- системность содержания,
- комплексность и сбалансированность содержания теста.
К заданиям в тестовой форме предъявляются требования:
1 краткость,
2 технологичность,
3 правильность формы,
4 корректность содержания,
5 логическая форма высказывания,
6 одинаковость правил оценки ,7 наличие определенного места для ответов,
8 правильность расположения элементов задания,
9 одинаковость инструкции для всех испытуемых,
10 адекватность инструкции форме и содержанию задания.
При составлении тестовых заданий необходимо соблюдать основные правила:
- правильные ответы среди всех ответов должны располагаться в случайном порядке,
- вопросы не должны иметь ловушек,
- ответы по возможности должны быть краткими,
- вопросы не повторяют формулировку из учебника,
- отражают вопросы теста только существенный материал.
Тесты подразделяют на виды:
1. тест напоминание или тест на различие,
2. тест с пробелами или тест – подстановка,
3. тест расположения по порядку,
4 .тест дифференциации,
5. тесты конструктивные.
Тест напоминание и тест дифференциации - использование для контроля знаний на 1уровне, на 2 уровне – используют остальные.
Тесты 1-го уровня усвоения.Для проверки качества знаний должны использоваться тесты выборочные (ответы предлагаются на выбор).Тесты этого уровня: - на опознание, на различие, на классификацию. Необходимым и достаточным условием для них является то, что вся информация представлена в самом тесте.
Пример: Ответьте на вопрос.Можно ли из котлетной массы приготовить зразы мясные?
Ответы: 1.Нет.2.Да. Эталон: 2 Р=1
Тесты 2- го уровня усвоения – содержат лишь цель, а обучающимся в памяти необходимо воспроизвести подходящую деятельность.
Тесты 2 –го уровня усвоения включают следующие задания:
- на подстановку, конструктивные, на сравнение, типовые задачи.
Задание на сравнение:
Определить из говядины мелкокусковые полуфабрикаты.
… Обрезки вырезки, толстый и тонкий край, верхняя и внутренняя часть задней ноги брусочки длина 3-толщина 0,5см,
масса 5-7г жарение
… Боковая и наружная часть
задней ноги брусочки толщина1,5-2см, масса 10-15г тушение
… Верхняя и внутренняя части задней ноги брусочки толщина 3 см,
масса 10-15г жарение
… Филейная вырезка кубики масса 30-40г жарение
… Грудинка, покромка, лопатка кубики масса 20-30г,
4-5 шт. тушение
Эталон: 1.бефстроганов, 2.азу,3.поджарка, 4. шашлык по- карски,5. гуляш,Р=5
Типовые задачи: содержание полного набора исходныхпример:

вопроса Блюдо из мяса №
п/п Продукты
А Поджарка 1 баранина
Б Азу 2 говядина
В Бефстроганов 3 жир
Г Плов 4 картофель
5 морковь
6 репчатый лук
7 томатное пюре
8 мука
9 крупа рисовая
10 маргарин
11 огурцы соленые
Эталон: А1,А3,А6,А7. Б1,Б3,Б4,Б5,Б6.Б7,Б8,Б11. В1,В3,В6,В8. Г1,Г3,Г5,Г6,Г10.
Р=11Тесты 3 –го уровня усвоения состоят из заданий , в которых цель ясна, но не ясна ситуация, обучающему необходимо дополнить ситуацию , используя свои знания. Тестовые задания этого уровня содержат задания на применение знаний практической деятельности и позволяют диагностировать уровень овладения обучающимися программным материалом на уровне умений.
Пример теста3- го уровня усвоения :Составьте технологическую карту приготовления блюда «Азу», используя рецептуру по Сборнику рецептур блюд.
Эталоном является технологическая карта составленная обучающимся.При оценке выполненного задания мастер сверяет вместе с обучающемся по оригиналу. Такие типы тестов реализуются в показателях 1 обучающегося или группы учебной полностью.
Несомненно, анализируя результаты итоговой аттестации –свидетельствуют о значительном повышении качества подготовки выпускников, их востребование на рынке труда. Однако каждый метод контроля на уроках производственного обучения имеет не только плюсы в работе, но и недостатки. Использовать на уроках необходимо сочетание всех методов контроля, полученных знаний обучающимися, что способствует повышению качества организации всего учебно- производственного процесса.
Заключение
Таким образом, я пришла к выводу, что можно говорить об успешности применения данной методики обучения и контроля с помощью тестов. Эта форма позволяет своевременно выявить затруднения в процессе усвоения, устранить их, скорректировать дальнейший процесс производственного обучения по профессии «Повар, кондитер».
Результативность данной методики: тесты позволяют-
- проверить овладение умениями и навыками каждого обучающегося,
- развивать профессионализм обучающихся,
- приучать к самостоятельности,
- закреплять и совершенствовать знания, полученные на занятии,
- проверить индивидуальную работу каждого,
- результат проведенной деятельности мастера производственного обучения ведет к повышению успеваемости в группе.

Использованная литература
1.М.И.Канаш.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения.М.,2005г.
2. Ю.А.Якуба. Методика тестирования качества производственного обучения.Методические рекомендации. М., Академия профессионального образования.2011г.
3. А.Н.Майоров. Теория и практика создания тестов для системы образования. Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования.М.2002г.
4.В.А.Красильникова .Технология оценки качества обучения.М.2003г.