Самоанализ учителя как вид контроля. Методические рекомендации по оптимизации контроля


Самоанализ учителя как вид контроля. Методические рекомендации по оптимизации контроля
Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.
Основные недостатки при осуществлении контроля знаний: неправильное понимание его функций, неоправданно переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке; использование однообразных методов контроля ; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями. Оценивая работу школьников, учитель тем самым оценивает и свою собственную. Осознание учащимися процесса проверки и критериев оценки знаний зависит от умения педагога сознательно направлять этот процесс. Профессионализм современного педагога ярче всего обнаруживается в умении анализировать собственную деятельность. Причем объективный анализ доступен только педагогу-мастеру. Учитель с низким уровнем профессиональных умений главным обращает внимание на включение в урок различных приёмов воздействия на учащихся, не замечая того, какой эффект от этого получается.
После посещения уроков, на вопрос, какие умения приобрели или усовершенствовали учащиеся на уроке, многие учителя ответить не могут. Ответы в основном такие: «Урок провела в духе современных требований, методически правильно, активность учащихся должная, работала со всем классом, цель достигнута». На вопрос: «Что нового получили школьники на вашем уроке?» Как правило, учителя указывают на фактический программный материал, с которым они знакомили, и упускали из поля зрения умения и навыки учащихся, с помощью которых они овладевали прогнозируемой информацией. Иначе говоря, способы продвижения учащихся к овладению более сложной информацией не контролировались педагогами.
На основании приведенных примеров можно сделать вывод: совершенствование любого вида деятельности обуславливается формированием умений (объекта, субъекта) анализировать и прогнозировать результаты собственной работы.
Прогнозирование любого вида деятельности (опрос, объяснение, самостоятельная работа) необходимо начинать с четкого определения цели. Требуется твердо уяснить чему и как учить, какой объем информации (основной, дополнительной) важно включить в урок, в какие виды работ и почему требуется вовлечь всех учащихся, какая информация и почему предназначается для каждого из них (сильного, среднего, слабого) каким умениям обучаются школьники, а какие совершенствуются. Разумеется, фиксировать изменения в развитии мышления, памяти, внимания, умений, умственной и практической трудовой деятельности учащихся на каждом уроке - весьма трудное дело даже для опытного педагога. Однако подобные рекомендации нельзя игнорировать. Мои наблюдения подтверждают, что педагог меньше всего думает над целью каждого урока, над осмыслением той информации, которая помогает учащимся совершенствовать умение учиться.
Важно также четко определить критерии, по которым измеряется качественная сторона урока. Критерии могут быть различными: время для достижения цели; уровень интеллектуального развития учащихся; объем информации, включённой в урок (много, достаточно, мало) активность ребят ; мотивы учения и др.
Педагогу следует четко представить (выстроить, спроектировать) систему деятельности для получения искомого результата на определенный срок (урок, блок уроков, полугодие, учебный год). Речь идет о выдвижении перед учащимися системы задач (с элементами постепенного усложнения), предназначенных для формирования определенного качества о прогнозировании сверхзадач (“забегание вперед”).
Наконец, важно учитывать случайно влияющие факторы на получение качественного результата (хороший подбор класса, эффективное воздействие на учащихся и других учителей) и предвидеть возможную «сопротивляемость» объекта субъекту деятельности
Качественные показатели собственной деятельности, выраженной в значениях умениях и ценностных отношениях учащихся, можно определять по множеству критериев, признаков. Один из основных показателей успешной работы педагога- качество знаний школьников, умение ими распоряжаться. Увеличение учащихся с начальным и средним уровнем учебных достижений и уменьшение количества раннее успевающих на достаточный и высокий уровни- свидетельство ущербной работы педагога. Одинаковое состояние знаний и умений школьников свидетельствует о том, что продвижение в развитии не происходит. Периодически повторяющиеся спады и подъёмы успеваемости учащихся характеризует неритмичную работу педагога. Убедительным показателем продуктивной работы учителя является совпадение оценок учащихся по ряду родственных дисциплин (история и география, математика и физика).
Следующим показателем эффективной работы учителя является степень продвижения учащихся в учении (совершенствование умений; участие в кружках; участие и количество победителей в предметных олимпиадах; адаптация в новых условиях).
Наконец, важен и такой показатель, как интерес учащихся к предмету. Периодически целесообразно проводить опрос учащихся, выясняющий их отношение к предмету, методам преподавания (лекция, рассказ, беседа), желание преодолевать трудности. Это поможет определить мотивы учения школьников, их ценностные ориентации и своевременно перестроить работу в нужном направлении.
Как это выявлять и диагностировать? Например: проведение и анализ анкетирования (отношение к предмету) показало, что интерес к любимому предмету большинство учащихся связывают с методами обучения.
Далее необходимо уточнить какие же методы преподавания благотворнее влияют на желание школьников учиться. В анкету можно включить следующие вопросы: отношение к лекции; к беседе, направленной на развитие умственной самостоятельности. И можно выяснить, к примеру, что учащиеся не отвергают интересную лекцию, но в большинстве своём предпочитают беседу, содействующую их интеллектуальному развитию. Вместе с тем можно заметить, что интересное изложение материала учителем и тяга к творчеству недостаточны для объяснения причин различного влияния лекции и беседы на отношение учащихся к обучению. Почему? Необходимо уточнить, в какой мере школьники желают преодолевать трудности учения. Поэтому очередная анкета может содержать такие вопросы: «Трудности учения приятны или неприятны?»; «ощущается ли перегрузка в учебе?»
Проведённая работа позволит прийти к правильному выводу, что недостаточно только заинтересовать учащихся лекцией или беседой. Их надо учить добывать знания, формируя познавательный интерес, как устойчивый мотив учебной деятельности и умственную самостоятельность средствами постоянного включения в поиск способов преодоления затруднений и путём обучения умению выделить и формулировать познавательные задачи на уроке.
Талантливость в сочетании с пытливостью учителя раскрывает потенциальные возможности учеников.
Знание задач и значение процесса учения, ясность изложения учебного материала, использование новых инновационных приёмов и методов во время проведения урока, пробуждают и воспитывают у учащихся интерес к учёбе.
Словом, мастерство учителя на уроке является результатом его собственных знаний и обуславливается степенью владения и технологией педагогического процесса, постоянным стремлениям к постижению духовного мира школьников, его психологической структурой деятельности.
Профессиональное мастерство в любой деятельности неразрывно связано с умением организовать и прогнозировать собственный труд на основе постоянного анализа получаемых при этом качественных результатов, на основе рациональной организации работы, глубоко продуманной оценки и коррекции процесса достижения эффективных показателей.
Педагогический труд отличается исключительной сложностью: учитель имеет дело с вступающим в жизнь человеком- системой в высшей степени динамичной. В силу этого крайне важна согласованность методов воздействия на подрастающую личность с самой сущностью этой личности. Конечно, в работе педагога могут оказаться полезными и стереотипы, если они основываются на научном анализе психологической структуры личности учащегося и общих педагогических закономерностях.
Не всякое творчество учителя на уроке оправдано, если оно недостаточно проверено. Однако пробуждение творческих способностей педагога- одно из важнейших условий на пути к профессиональному мастерству. Если у педагога появляется творческая потребность, он сам ищет способы решения той или иной проблемы, настойчиво, терпеливо.
Такой педагог может отказаться от сложившихся стереотипов в работе, которые ему прежде казались не только привычными, но и в какой-то мере эффективным.