Доклад ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай мне сделать самому-
И я научусь.
Китайская мудрость.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня оказывают значительное влияние на жизнь всего современного общества и каждого из нас в отдельности. Разнообразные средства ИКТ, прежде всего современные персональные компьютеры, оснащенные соответствующими периферийными устройствами и программным обеспечением, находят широкое применение в науке, производстве и повседневной жизни. Все это обусловливает важность внедрения ИКТ в систему образования: с одной стороны образовательное учреждение решает свою основную задачу по подготовке обучающихся к жизни в современном информационном обществе, а с другой – грамотное применение средств ИКТ в образовательном процессе существенно повышает его эффективность.
Преподавание математики представляет собой область, весьма благоприятную для реализации передовых возможностей современного компьютерного оборудования, которое позволяет не только существенно облегчить работу самого учителя при подготовке и проведении урока, но и представить обучающимся максимально наглядный материал, а в ряде случаев – создать творческую учебную среду, позволяющую обучающимся совершенствовать навыки собственного интуитивного мышления, а не только лишь следовать за объяснениями учителя.
Специфика такого предмета, как геометрия, заключается в том, что в нем практически все объяснения основываются на графических построениях, выполняемых по строго определенным правилам, причем такие построения требуют от обучающегося развитого «плоскостного» и пространственного мышления, развитых навыков чтения, понимания чертежа и взаимодействия составляющих его геометрических объектов. Кроме того, многие теоремы курса геометрии для понимания их доказательства требуют выполнения большого числа различных возможных вариантов построения фигур.

- 2 -
До недавнего времени все, на что могли расчитывать преподаватели и обучающиеся, сводилось к статичным иллюстрациям в учебнике либо к пошагово выполняемым, в сопровождении соответствующих пояснений, но
тоже по сути своей статичным чертежам на доске. Однако сегодня уже существуют специальные «виртуальные лаборатории», позволяющие не только выполнять те или иные графические построения, в том числе автоматически по всем правилам геометрии, например, строить касательные, параллельные или перпендикулярные прямые, выполнять центральную или зеркальную симметрию), но и произвольно менять
параметры построенных фигур с сохранением всех правил их построения (например, касательные остаются касательными, перпендикуляры- перпендикулярными и т.д.). Сразу отмечу, что такие программы идеально сочетаются с установленными интерактивными досками, позволяющими манипулировать изображенными объектами непосредственно на рабочем поле доски. Дидактический потенциал таких «виртуальных лабораторий» достаточно высок и при использовании обычного проектора и компьютерной мыши или даже при индивидуальном применении на ученических ПК.
Новые компьютерные средства позволяют учителю показать обучающимся стереометрические объекты более наглядно, позволяют обучающимся «проникнуть» внутрь геометрических тел, четко осознать, понять и увидеть взаимное расположение точек, прямых и плоскостей.
Я считаю, что на данный момент лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия преподавателя с учениками, - это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством. Такая доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданных презентаций. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области, привлекать внимание учащихся к наиболее важным и значимым блокам информации, связывать общие идеи или показывать их различия. Например, на фото, которые вы видите на доске, я цветным маркером выделяю сечение цилиндра.
На уроках геометрии целесообразно использовать мультимедиа –пособия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», которые помогают
- 3 -
качественно и доступно излагать материал урока. В частности, при использовании темы «Цилиндр» использование наглядных моделей и интерактивных анимаций помогает проще и доходчивее объяснить понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов; вывести формулы для вычисления боковой и полной поверхности цилиндра, продемонстрировать его сечения и развертки.
Используя широкие возможности экранного меню, учитель может управлять любой компьютерной демонстрацией. Текст, схему или рисунок
на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет сфокусировать внимание на отдельных фрагментах. Часть экрана можно скрыть, используя так называемый «эффект шторки» или «затемнение экрана», и показать его, когда будет нужно. Такая процедура эффективна, например, при устном опросе, поскольку обучающиеся не отвлекаются на последующие задания, или при проверке решения какого-либо задания, где можно поэтапно раскрывать его ход.
Экранное меню позволяет использовать «Галерею», которая содержит необходимый набор объектов по различным предметам, - в частности, по алгебре и геометрии. Теперь у преподавателя отпадает необходимость рисовать фигуры (например, геометрические тела), строить систему координат на плоскости и в пространстве и многое другое, достаточно «вытащить» их из «Галереи». Это экономит время и обеспечивает большую аккуратность и наглядность. При этом программное обеспечение интерактивной доски обеспечивает возможность дополнять «Галерею» недостающими объектами.
С помощью гиперссылок всегда можно получить дополнительную информацию из других, ранее сделанных преподавателем или обучающимися презентаций, историческую справку, подробно рассмотреть фрагмент слайда, перейти в другую статью, выйти на Интернет-страницу.
Созданные с помощью интерактивных досок учебные пособия сохраняются со всеми комментариями, они могут редактироваться и использоваться повторно. Так как нет необходимости стирать с доски, вся информация сохраняется, и в конце урока можно быстро просмотреть решенные примеры, повторить основные моменты, сделать выводы, ответить на возможные вопросы обучающихся. Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные этапы урока или повторяя то,
- 4 -
что некоторые из учащихся не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия можно отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь. При этом можно сохранить материал урока для дальнейшего использования и редактирования. В конце занятия все файлы урока можно сохранить на жестком диске компьютера, распечатать, скопировать на дискету, послать по электронной почте, вставить в web-сайт, что особенно полезно учащимся, пропустившим занятия, и учителям для накопления и распространения опыта.
К компьютеру и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключен цифровой фотоаппарат или видеокамера. Т со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
В ходе мультимедийного урока объем пройденного и соответственно, усвоенного материала можно увеличить без риска «перегрузить» учащихся. Информация, полученная через различные сенсорные пути: текст, видео, графику, звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше. В результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала учащиеся начинают понимать более сложные идеи, они начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Анализируя свой опыт, я прихожу к выводу, что использование ИКТ позволяет:
Сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
Индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;
- 5 -
Раскрепостить учащихся при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;
Совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
Организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Мною замечено, что учащиесяпроявляют больший интерес к теме, когда я при объяснении нового материала применяю презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы, помогают готовить необходимые материал и оборудование. Разумеется, любая презентация для учащихся интересна и полезна, когда она сопровождается словом преподавателя.
В заключении хотелось бы сказать, что современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками.