Конспект урока по русскому языку на тему Историческая основа повести Гоголя «Тарас Бульба»

Урок____________________ дата ______________________
Тема. Историческая основа повести Гоголя «Тарас Бульба»
Главный герой повести выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени.
Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу - . Любовь к родному пепелищу, . Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин
Цели урока. Дать учащимся понятие об исторических особенностях эпохи, о правах, обычаях и традициях Запорожской Сечи. Проанализировать образ главного героя, опираясь на 1-ю и 2-ю главы. ХОД УРОКА
1. Просмотр отрывка художественного фильма «Тарас Бульба». («Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый 15 век на полукочующем углу Европы...” до слов «его вышибло из народной груди огниво бед”).
2. Вступительное слово учителя. Прежде чем ступить на тропу познания вслушаемся в одно русское слово, само по себе излучающее поэзию: Родина это и твой род, родные, родители, прародители твоя история. Это и твой родной дом, где впервые для тебя, как и для Н.В. Гоголя, забьёт родник творчества. Это и необъятные просторы родной земли России. России, в чьём имени и синие росы, и утреннее небо, и сила русичей, как издавна называют русский народ. К истории Родины обращались многие писатели, поэты. Что двигало ими? Почему так важно знать и любить своё прошлое? Этот проблемный вопрос предстоит решить на уроке. (Читается эпиграф). А теперь в путь познания.
Запись в тетрадь темы урока. . 3. Словарная работа. Ребята, вы дома прочитали первые две главы повести.
– О ком повесть Н.В.Гоголя ? ( Историческая повесть Н.В.Гоголя о казаках, об их мужественной борьбе против засилья польской шляхты). Попробуем разобраться, что означает слово «казак». Никто точно не знает, откуда пошло слово «казак». Большинство учёных считают, что оно тюркского происхождения и означает «вольный человек». Другие полагают, что оно берёт своё начало в монгольском языке, где слово «ко» означает «броня», «латы», а слово «зак» «межа», «рубеж», то есть «казак» «защитник границы». Первое появление этого слова в документах относится к 1444 году.
5. Инсценирование эпизода встречи Тараса с сыновьями.(на дом)
6. Выборочное чтение.
- Узнали героев повести? Давайте понаблюдаем, какими средствами писатель создаёт образ далёкой эпохи. ( Чтение описания светлицы, костюмов и нравов того времени).
· – Как описание светлицы помогает понять характер главного героя, его привычки, привязанности?
7. Вы, наверное, обратили внимание на своеобразный наряд героев? Прослушайте небольшое сообщение из истории костюма. (Казаки носили широкие шаровары на учкуре, то есть на шнуре, который их поддерживал, и бешметы. Поверх бешмета надевался чекмень приталенный кафтан, широкие рукава которого были стянуты в манжеты. Головным убором чаще всего служила шапка из бараньего меха «трухменка», суконный верх которой свисал в виде клина. Запорожцы предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове оставляли лишь прядь волос чуб. Вооружение казаков было разным, ружья и пистолеты применялись в бою наряду с луками и стрелами).
8. Работа над образом главного героя повести «Тарас Бульба» В центре повествования главный герой Тарас Бульба. На доске записана лишь часть темы: Главный герой повести Тарас Бульба. Вторую же часть темы вы должны будете сформулировать сами, ответив на вопросы.
- В чём видит Тарас смысл жизни? - Каким изображает его писатель, что выделяет в его внешности и поступках? 1 задание: Найдите описание Тараса. При чтении выделите ключевые слова и детали, помогающие понять характер героя. Заполнение таблицы
Поступки героя
Качества характера
Моя нравственная оценка героя

не любил роскошь
простота нравов


боролся против притеснения, за веру православную
Свободолюбие, защитник православия


Создан для бранной тревоги
храбрый, решительный, целеустремлённый


9. Работа с иллюстрациями. Что вы видите на иллюстрациях? Что главное в герое подчёркивает художник? Как относится к нему автор? По мнению Тараса, мужчина должен быть мужественным, выносливым, верным. Для него мужчина только тогда становится мужчиной, когда он побывал в бою: “В тогдашний век было стыдно и бесчестно думать о женщине, о любви, не изведав битвы”. Тарас символ Малороссии. Все качества, которыми Гоголь наделяет своего героя, присущи и товарищам Тараса. Они присутствуют во всём русском народе, они типичны.
Сделайте вывод: каких людей хотел показать Гоголь, создавая образ Тараса Бульбы? (Ответы учащихся.) Допишем тему урока: Тарас Бульба выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени. Вернёмся к проблемному вопросу, который мы ставили в начале урока. Почему так важно знать и любить своё прошлое? (Ответы учащихся.) Подтверждением могут служить слова замечательного человека, талантливого литератора и историка и государственного деятеля Н.М. Карамзина «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество». - Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся.) Одним из показателей человеческой духовности и культуры является память о прошлом, в котором мы черпаем опыт жизни. 10. Подведение итогов урока. Мотивированное выставление оценок. – 11. Домашнее задание. Дать нравственную оценку главного героя повести.