Урок литературы в 7 классе Тема: Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Жизнь в Сечи.


Урок литературы в 7 классе
Тема: Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Жизнь в Сечи.
Цели: подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества, силу воли и духа запорожцев; доказать, что «Тарас Бульба» есть эпизод из великой жизни целого народа» ( В.Г.Белинский); развитие любви к историческому прошлому своей родины, к художественному слову, развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения, развитие навыков самостоятельного исследования художественного произведения.
Эпиграфы
Мужество делает ничтожными удары судьбы. (Демокрит).
Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела. (Аристотель).
Истинное мужество обнаруживается во время бедствия. ( Вольтер).
Безумству храбрых поем мы славу. ( М.Горький).
…Нет героев от рожденья –
Они рождаются в боях. (А Твардовский).
Теория литературы: гипербола, художественная деталь, метафора, экранизация.
Оборудование: портреты Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского, С.И.Гуляева, иллюстрации к повести «Тарас Бульба», презентация исследовательского сообщения, эпизод изфильма «Тарас Бульба», учебник литературы (7 класс) В.Я.Коровиной.
Словарная работа: общественные нравы, батальные сцены, творческий кризис, художественное своеобразие.
Ход урока
I.Организационный момент.1.Слово учителя.
Эпиграф выражает тему или идею того, о чем говорят или пишут.
Прочитайте эпиграфы и определите тему урока, его цели.
( Чтение учащимися эпиграфов и определение темы урока. Учитель конкретизирует тему. Запись темы урока в тетрадях учащихся.)Цели урока, конкретизированные учителем, записываются в тетради в виде схемы.
«Тарас Бульба» выражение любви продолжение традиций У.Н.Т., писателя к своей родине, духовной литературы, к своему народу традиций русских классиков
2. Аналитическая беседа, включающая исследовательские сообщения учащихся, работу с текстом , выразительное чтение учащимися поэтических и эпических текстов.
- Что мы можем сказать о Н.В. Гоголе как о писателе и о человеке, познакомившись с его «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и с повестью «Тарас Бульба»? (Любил свою родину, так как описал быт, жизнь и традиции народа, его подвиги)
- Что использовал Гоголь в этих произведениях?
(Мистику, легенды, предания, героическое прошлое своей страны, гиперболу, художественные детали)
- Дайте определение гиперболе и художественной детали.
Гипербола – ( от греч. преувеличение) чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Средством гиперболы автор усиливает впечатление того, что он прославляет.
Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.
- Почему повесть Гоголя является исторической?
- Что же прославляет писатель в своем произведении? ( героизм казаков, борьбу за свободу своей земли, за веру Христову)
- В какие моменты проявляется героическое в повести? ( В описании боевых действий, сражений, в описании жестоких пыток и казней казаков)
- В каких еще произведениях мы с вами встречались с изображением героических сражений русского народа за свою свободу? ( А.С.Пушкин «Полтава». М.Ю.Лермонтов «Бородино» )- Давайте вспомним эти произведения с помощью наших товарищей.
II. Выразительное чтение эпизодов из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» (Учащиеся читают эпизоды с описанием сражений)
- Прослушав выразительное чтение учащихся, мы убедились, что Гоголь продолжает традиции наших классиков в изображении героических сражений.
Обратимся к тексту писателя. В учебнике на страницах 196 -198 найдите слова, произносимые казаками во время своей гибели. ( Учащиеся зачитывают слова казаков)
Итак, ключевыми здесь являются фразы «За свою Русскую Землю. За веру Христову». Так писатель доказывает, что защита своей земли – это священный долг христианина.
- Почему украинские рыцари произносят слова «За Русскую Землю»?
( Киевская Русь была центром Древней Руси)
- Мы убеждаемся в том, что голос писателя в наше время остается актуальным:
мы, славяне, - братья. Поэтому так дорог нам Н.В.Гоголь и его произведение не только читается до сих пор, но и не раз экранизировано.
ЭКРАНИЗАЦИЯ – это воплощение произведения художественной литературы средствами киноискусства.
III. ПРОСМОТР эпизода сражения.
Посмотрим , как удалось режиссеру воплотить страницы героической битвы.
ПРОСМОТР эпизода сражения из художественного фильма «Тарас Бульба» В. Бортко (2008 г.). (Взять эпизод на 2 минуты. Эпизод, в котором звучат слова «За Русскую Землю»)- Почему эти предсмертные слова казаков у автора написаны с большой буквы?
- Мы увидели жестокость сражения на экране. У Гоголя нам помогает это передать метафорическая гипербола. Найдите ее на странице учебника
( «И рванулись козаки..», «Червонили уже всюду красные реки; высоко гатились мосты из козацких и вражьих тел»)
- Гиперболизированы и герои повести. Казаков и Тараса Бульбу писатель изображает как русских богатырей, которые всегда были у русского народа его защитниками. Сравним богатырей былин, которые записал на территории нашего Алтайского края известный фольклорист С.И.Гуляев, с героями Гоголя.
Сообщение учащегося. (Заранее подготовленный ученик сравнивает гоголевских героев с русскими богатырями из былин алтайского фольклориста С.И.Гуляева, делая упор на гиперболизацию как средство прославления украинских борцов за свою землю)
- На странице 209-ой прочтите последние слова Тараса и авторскую оценку его гибели («Прощайте,товарищи!.. пересилила русскую силу» стр.210).
Итак, последние слова героя обращены к своим товарищам. Но почему же автор придумал такой страшный конец для своего героя – сожжение на костре?.Послушаем исследовательское сообщение нашего товарища.
СООБЩЕНИЕ учащегося, в котором он излагает свои мысли по поводу данного вопроса. (В своей работе ученик опирается на значение символа огня как очистительной силы, взяв примеры из библейских и из языческих легенд и мифов. Вывод делается такой: Тарас искупает свой грех отца- сыноубийцы, искупает грехи своих товарищей, мстивших врагам за гибель родных и близких. А также своей смертью герой спасает товарищей)- Мы видим, как у автора переплелось библейское и мистическое. Эту линию потом будут продолжать и другие русские писатели. Например, Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», близкий последователь гоголевских традиций.
- Товарищество и любовь к своей земле – это самое святое, что есть на свете, слышим мы от писателя, через его героического «Тараса Бульбы».
Есть великий критик русской литературы - В.Г.Белинский. Он поможет нам понять, в чем смысл гоголевского творчества.
IV . ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимся, заранее подготовленным, отрывка из статьи В.Г.Белинского «О русской повести и повестях г.Гоголя («Арабески» и «Миргород»). (Текст берется в сокращении)
«…Этот богатырь Бульба с своими могучими сыновьями; эта толпа запорожцев, дружно отдирающая на площади трепака, этот козак, лежащий в луже, для показания своего презрения к дорогому платью, и как бы вызывающий на драку каждого дерзкого, кто бы хотел дотронуться до него хоть пальцем; этот кошевой, поневоле говорящий красноречивую, витиеватую речь о необходимости войны с бусурманами…; эта мать, которая является как бы мимоходом, чтобы заживо оплакать детей своих, как всегда являлась в тот век женщина и мать
в козацкой жизни… А жиды и ляхи, а любовь Андрия и кровавая месть Бульбы, а казнь Остапа, его воззвание к отцу и «слышу» Бульбы и, наконец, героическая гибель старого фанатика, который не чувствовал своих ужасных мук, потому чувствовал одну жажду мести к враждебному народу? …И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные! И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта запорожская сечь, «то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!..»
- Как оценил великий критик творчество Гоголя?
- Мы убедились с вами в том, что на основе устного народного творчества, духовной литературы, традиций русских классиков Гоголь изображает священную любовь к Родине через изображение героической борьбы украинских казаков.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Выучить отрывок описания украинской степи со слов «Степь, чем далее..» до слов «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»