Модель художественного мира в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Модель художественного мира в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Цель урока:
1.Систематизировать знания по изученному материалу;
2.Составить модель ХМ в повести «Тарас Бульба».
3.Развивать чувство патриотизма Эпиграф
дефиниции: Повесть «Тарас Бульба»-одно из
-антипод лучших произведений русской
-прототипы литературы, которое воспитывает
Ход урока: в читателях чувство патриотизма
I. Мотивация. Д.Лихачев.
1.Вводное слово о пройденном материале
2.Работа на таблице. До изучения темы после просмотра фильма.
Знали Узнали Хотим узнать
Н.В.Гоголь – великий русский писатель, родился на Украине. Историю создания повести «Тарас Бульба», познакомились с главными героями, историю возникновения Запорожской Сечи ,как прожили короткую жизнь сыновья Тарас Бульбы, как погиб сам Тарас Бульба. Какова модель ХМ в повести.
3.Компоненты ХМ:
- художественное пространство (ХП)- где происходит действие повести? (в Запорожской Сечи).- художественное время (когда происходит действие в повести) – в 16 века
4.Руслан Саур подготовил небольшой реферат об истории возникновения Запорожской Сечи и кратко об этом расскажет.
5 Автор повествователь

Персонаж человек
6. Главные персонажи
Тарас Бульба Остап АндрийГерои-это носители положительных качеств, Антигерой-это носитель
Пользуются симпатиями автора. отрицательных качеств,
не пользуется авторскими
симпатиями.
7. Докажите, почему мы считаем, Тараса и Остапа героями, а Андрия- антигероем? Как автор относится к Андрию?
8. Как вы оцениваете поступок Тараса Бульбы, убившего родного сына?
(Одна группа учеников защищает Тараса, друга- оправдывает).
9.Вывод:
Главная библейская заповедь: «Не убий!».Значит человеку нельзя убивать другого, даже если он преступник.
10.Почему Андрия можно назвать антиподом Остапа?
Антипод- это полная противоположность кому- либо, чему- либо.
-внешность
-отношение к учебе
- отношение к родным и Родине
-смерть героев.
11.Сюжетная композиция
Сюжет- это единство событий и описаний.
событийный исторический описательный
- к какому виду относится сюжет данной повести? Докажите это.(Здесь описывается, как в 16 веке в Украине возникла Запорожская Сечь, как украинцы боролись с поляками, как казаки осадили город Дубно ).
12. Многие события в повести происходили на самом деле, герои в повести- автор, как бы срисовал с живых людей, то есть в реальной жизни были прототипы героев- это реальное лицо, послужившее для создания литературного героя. (Рассказать о Хортицкой крепости на Днепре, которая послужила прототипом ЗС.)
13.Во многих произведениях есть макросюжет, который состоит из нескольких микросюжетов. Назовите их в данной повести.
МакросюжетМикросюжетыБорьба украинского народа против поляков. 1.История создания ЗС.
2.Обучение Остапа и Андрия в ЗС.
3. История любви и предательства Андрия.
4.Героическая смерть Остапа и Тараса.

Сюжетная композиция повести
Завязка- исходное событие.
Развитие действия- движение сюжета Кульминация- переломный момент в развитии действия.
Развязка- завершающее событие.
Встреча Тараса Бульбы с сыновьями.
Обучение в ЗС. Осада Дубно.
Тарас Бульба убивает АндрияКазнь Остапа и Тараса.
III. Рефлексия.
1.Какая модель ХМ получилась?
(показать и каждому раздать, чтобы дома переписали в тетрадь).
2.Понравилась ли Вам эта повесть?
3.Чему она Вас научила?
4.Какими словами писатель заканчивает повесть? (Разве найдутся на свете такие муки, которые не смог бы преодолеть русский человек? Разве найдутся силы, которые смогут одолеть русскую силу?)5.Повесть «Тарас Бульба» от начала и до конца проникнута любовью к Родине. Данные слова подчеркивают патриотизм Гоголя, который воспевает мужество и силу русского народа.
6.Оценивание ответов учащихся?
7. Д/З:
1.Если бы я был автором повести, то … (сочинение -эссе).
2.Разговор с Андрием и Марией.
3.Переписать модель ХМ.