Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия Автоматизация звука Р


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 10
КОНСПЕКТ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
С РЕБЕНКОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ОНР (3 УРОВЕНЬ).
ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА[ Р ]В СЛОВАХ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»

Составитель: учитель-логопед
МБДОУ № 10
Удовенко Н.И.
ст. Кисляковская 2016 год
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [р] на материале слов, словосочетаний и предложений;
- закреплять умение характеризовать звук [р] по акустическим и артикуляционным признакам;
- формировать навык определения смысловой основы предложения, упражнять в согласовании слов в предложении;
- упражнять в согласовании существительных с числительными
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематический слух (определение наличия заданного звука в слове, выделение начальных и конечных звуков в словах);
- формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к занятиям.
Оборудование: индивидуальное зеркало, мультимедийная аппаратура, компьютер, картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука[ р], предметные картинки со звуком[ р] в названиях, без звука[ р] в названиях, таблица-домик, с графическими схемами, показывающими место автоматизированного звука в слове, мяч, стакан с водой, коктейльная трубочка.
Ход занятия:
Организационный момент. Объявление темы занятия.
Логопед: Мы с тобой продолжаем заниматься с трудным звуком[ р].
Звук [р ]мы будем произносить красиво и правильно.
А для этого нам нужно подготовить язычок, выполним упражнения перед зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Помнишь ли ты, что еще нужно делать, чтобы четко говорить?
Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить.
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас давай вспомним в каком положении находятся губы, зубы, язычок,
когда мы произносим звук [р].
Характеристика звука: губы полураскрыты, губы сближены, кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует, дрожит, горлышко работает.
Расскажи о звуке[ р], какой он? Гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Повтори вместе со мной: звук [р] согласный, твердый, звонкий звук.
Сегодня в наш детский сад принесли письмо, из которого я узнала, что злой чародей похитил Варвару Красу и спрятал ее у себя в замке. Чтобы освободить Варвару и разрушить злые чары, нужно выполнить все задания волшебника. Поможем красавице?
Основная часть.
Упражнение на развитие дыхания.
Первое задание чародея – «поймай рыбку» без удочки. Ребенок, вдыхая воздух, трубочкой поднимает «ловит рыбку» со стола и опускает ее в стакан, наполненный водой. А теперь подуй в трубочку и мы посмотрим, как плавают рыбки.
Ты выполнил задание и чары волшебника стали рассеиваться.
Автоматизация звука[ р] в словах.
Следующее задание – выбери картинки, в названиях которых нет звука[ р].
У нас остались картинки со звуком[ р] в названиях. Давай их назовем.
Ребенок выполняет задание.
Упражнение «Цепочка».
И следующее задание чародея такое: составь из этих слов «цепочку». Первое звено «цепочки» - картинка со звездочкой. Какой последний звук в этом слове? Название следующей картинки начнется с этого звука (ребенок находит следующую картинку и укладывает ее рядом с первой картинкой и т.д.).
И с эти заданием ты справился!
Упражнение «Рассели слова-картинки по «квартирам».
Ребенку логопед показывает таблицу-домик, состоящую из трех «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на «чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребенок должен разложить все картинки построенной «цепочки-слов» по своим «квартирам». Затем логопед просит назвать все слова-картинки, в которых звук [р] в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Динамическая пауза- упражнение с мячом «Измени слова по образцу»:
Образец: одна красивая зебра – пять красивых зебр.
Одна крутая гора – пять крутых гор,
Один горный ручей – пять горных ручьев,
Один оранжевый трамвай – пять оранжевых трамваев,
Одна красная рубашка – пять красных рубашек и т.д.
Упражнение «Исправь предложение» - деформированная фраза.
На завтрак ватрушка ест Петрушу.
Страница отрывает друга Диму.
Стройка трудится на дяде Трофиме.
Завтра пестрая юбка купит подругу.
Упражнение «Подружи слова». Ребенок проговаривает предложения по картинкам с автоматизируемым звуком.
Стройка дружит с краном, а труба с барабаном.
Крот дружит с норкой, а муравей с божьей коровкой.
Гроза дружит с градом, а груша с виноградом.
Логопед: А теперь нам предстоит выполнить последнее задание чародея и если мы с ним справимся, то сможем освободить Варвару .«Найди нужную картинку и отгадай зашифрованное слово».
Начинаем шагать с картинки со звездочкой.
Первый ход – 4 клетки вправо (ребенок находит картинку «червяк».)
Второй ход – 3 клетки вниз (укроп).
Третий ход – 2 клетки влево (дрова).
Четвертый ход -3 клетки вверх (обруч).
Какое же слово зашифровал чародей? (Ребенок составляет слово из начальных звуков предъявленных слов-картинок).
Логопед: Какой ты молодец! Со всеми заданиями чародея справился и освободил Варвару от злых чар волшебника!
Итог занятия.
Логопед: - О каком звуке мы говорили?
- Какой это звук?
Ты сегодня очень старался, четко и правильно произносил звук[ р] в словах и предложениях. И за это я хочу угостить тебя конфетами.