Конспект урока по русскому языку на тему:Образование однокоренных слов для детей с ОВЗ 2 класс


Тема: «Образование однокоренных слов».
Тип урока: урок закрепления и обобщения материала
Цели: Обучающая:
-продолжить формировать представления о родственных и однокоренных
словах, о корне слова;
- учить подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах;
- совершенствовать умения различать однокоренные слова и разные формы
одного и того же слова;
Развивающая:
-развивать орфографическую зоркость, слуховое и зрительное восприятие, долгосрочную память, концентрацию внимания, воображение, кругозор, устную речь уч-ся, умение высказывать свои идеи и умозаключения
Воспитательная:
-воспитывать любовь и уважение ко всему  окружающему миру и чтению.
Здоровьесберегающие: 
-закреплять навык правильной посадки при письме; коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнений для рук; учить приёмам релаксации.
Оборудование: учебник ,рабочие тетради, компьютер, презентация к уроку
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуй, на уроке русского языка хочу, пожелать тебе хорошего настроения и успехов. Запиши в тетради: число и классная работа. Урок начнем с минутки чистописания.
 II. Чистописание.
На момент чистописания
Я приготовила тебе задание
С закрытыми глазами
Угадай букву сам.
(Ученик с закрытыми глазами достает вырезанную из картона букву, на ощупь, узнает ее.).
Учитель: Верно, это буква пэ.
- Какой звук она обозначает? Дайте характеристику этому звуку.
Минута чистописания слайд 2
- Из каких элементов состоит заглавная  буква «пэ »?
- Из каких элементов состоит строчная буква «пэ »?
- Пропишите в тетради строчку букв, чередуя прописную и строчную буквы.
- Для чего нам нужна заглавная буква? (ответы детей)
 III. Работа со словарём
Какое слово из словаря, которое начинается с данного звука можно подобрать к данным прилагательным: Солнечная, дождливая, ветреная…
1. Работа со словарным словом «погода».
Учитель: Как вы понимаете значение слова «погода»? (это состояниеатмосферы в данном месте, в данное время).
– Пропишите в тетради словарное слово «погода» (работа уч-ся втетради).
2. Выдели корень в слове.
Учитель: Что называется корнем слова? (общая часть родственных слов).
Родственные слова – это (слова с общей (одинаковой) частью и общимзначением).
– Как называют родственные слова? (однокоренные слова) слайд 4
IV. Сообщение темы и целей урока.
Учитель :Верно, мы сегодня будем учиться  подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах.
Работа с учебником упр. 66 стр.50
 
V. Работа над темой урока (работа по карточке)
Учитель: Перед тобой упражнение. Прочитайте данное упражнение.
Упр.58 стр.44
- Что общего у подчёркнутых слов?
- Выпишите однокоренные слова и выделите корень слов.
VI. Закрепление материала.
Учитель: Что такое корень, однокоренные слова? Записать одним словом слайд 5
 1. Работа по карточкам
Учитель: Прочитай слова, почему подчёркнутое слово «лишнее»? В однокоренных словах выделите корень.
Дом, домик, домбра, домашняя, домовой
VII. Физкультминутка
Солнце глянуло в тетрадку – раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку – потянуться и привстать.
Руки вытянуть по шире – раз, два, три, четыре, пять.
Повернуться – три, четыре.
И на место все опять.
 2.слайд 6
–Найдите однокоренные слова к слову «снег». Запишите и определите общий корень
3. Игра
Учитель: Давай поиграем, только будь очень внимательным. Я буду называть пары слов, если слова родственные – хлопайте в ладоши, а если нет, то -  приседай:
Лес - лесник, водитель- водичка, гора- горка, подснежник – снеговая, родник– ручей,
Вода- водолаз, скворец – скворечник, солнце- солнечный луч
Слайд 7 игра
VIII. Обобщение материала
Учитель: Давай вспомним состав слова и разберем слова по составу
(Погодный, непогода, погодка, погожий; общий корень – погод, погож). слайды 8 и 9
 4.Упражения на развитие памяти и внимания
Учитель: Выбери причину и объясните ответ: «Стоит чудесная погода
потому, что … » (ярко светит солнце, наступила весна, повысилась температура воздуха и т.д.). Запишите в тетрадь получившееся предложение.(проверка)
IX. Итог урока
Учитель: Над чем мы с тобой работали на уроке? (мнение уч-ся).
– Какие слова называются родственными словами? (Слова , которые имеют
общую (одинаковую) часть и общее значение).
– Что называется корнем слова? (общая часть родственных слов).
– Как называют родственные слова? (однокоренные слова).
– Что больше всего понравилось на уроке? (мнение уч-ся).
X. Рефлексия
Учитель: Оцени свою работу на уроке (ученик показывает смайлик ):
– Урок понятен, все усвоил, активно работал на уроке.
– Есть затруднения, не всё понял, старался. Слайд 10
Д/з стр. 68 проверь себя
Этапы урока
Основные этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный и мобилизующий.

- Пальчиковая гимнастика
- Минутка чистописания.
- Работа со словарём

2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа над темой урока
4. Закрепление материала
5.Физкультминутка
- игра
6. Обобщение материала
Упражнение на развитие памяти и внимания

7.Итог урока
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание Настрой на урок. Инструктаж.
Слайд 1-2
 
Показ упражнений со стихотворным сопровождением.
Слайд 3
Слайд 3 Словарная работа.
Контроль.
Словесная оценка.
Слайд 4 Постановка проблемного вопроса Фронтальная работа.
Сообщение темы урока.
Контроль. Словесная оценка. Вывод.
 
Постановка проблемного вопроса.
Контроль.
Словесная оценка.
Вывод.
Слайд 5
Контроль
Слайд 6
инструктаж
слайд 7

слайды 8 и 9
Подведение итогов урока.
Оценивание работы.
Слайд 10
Стр.68 Выполнение упражнения с проговариванием стихотворения.
Работа в тетрадях.
Ответы на вопросы.
Самостоятельная работа в тетради.
Работа с учебником упр. 66 стр.50. Выполнение упражнения по инструкции учителя.
Ответы на вопросы учителя. Работа в тетради
Высказывание своего мнения
Выполнение упражнений
Выполнение задания
Работа в тетрадях
Самостоятельная работа.
Самопроверка.
Ответы на вопросы.
Самооценка работы на уроке