Суффикс – значимая часть слова образование слов с помощью суффиксов.


Московская область
Раменский муниципальный район
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Юровская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VI вида
 
Открытый урок в 3 классе «А»
по теме:
«Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов».
Лукина Татьяна Александровна
учитель начальных классов
МСКОУ
Юровской
специальной
(коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната VI вида
2011г.
"Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов"
Цели урока:
1. Образовательные
формировать умение выделять суффиксы в словах;
познакомить со словообразующей ролью суффиксов;
2. Развивающие
развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, память;
развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;
развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов;
расширять словарный запас слов;
3. Воспитательные
формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку, усидчивость, внимательность, аккуратность;
4. Коррекционные
способствовать коррекции недостатков учебной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Оборудование. Мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки, учебник.
Ход урока
I. Орг. момент
Сегодня на уроке мы узнаем, какая еще часть слова служит для образования однокоренных слов.
II. Минутка чистописания
На доске написаны слова: нос, лак, лен.
У. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий согласный звук. Какая это буква? В корне, какого слова она находится?
Д. Сегодня мы будем писать на минутке чистописания букву л. В слове лён она обозначает непарный звонкий согласный звук [л'].
У. Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду: лб лв лг лд лж.
Д. Строчная л чередуется с буквами, обозначающими звонкие парные согласные звуки.
У. Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
III. Словарно-орфографическая работа (слайды 2-3)
У. Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если решите задачу хитрого прямоугольника.
За бабушкиной избушкой весит хлеба краюшка.Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам.(Аллея)
Цитрусовое дерево с сочными кислыми плодами в твердой ароматной кожуре. (Лимон)
Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлажденной поверхности. (Иней)
Население государства, жители страны. (Народ)
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)

Какое это слово? Как вы его нашли?
Д. Сегодня мы познакомимся со словом малина. Для того чтобы его прочитать, мы соединили и прочитали буквы по вертикали.
У. Что такое малина?
Д. Малина – это сладкие красные ягоды.
У. Верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?
Д. Малина – это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды.
У. Скажите полностью, что такое малина?
Д. Малина – это сладкие красные ягоды и кустарник, на котором они растут.
У. По поводу происхождения названия этой ягоды существуют две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на ее форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова маленький, малый определили название ягоды.
Найдите слово малина в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании?
Д. В слове малина непроверяемая безударная гласная а. (слайд 4)
У. Какое слово из моего рассказа о названии малины поможет ее запомнить?
Д. Слово маленький.
У. Прочитайте фразы, написанные на доске.
Д. Не жизнь, а малина; малиновый звон.
У. Что обозначает первая фраза?
Д. Фраза не жизнь, а малина обозначает очень хорошую жизнь.
У. Что обозначает фраза малиновый звон?
Д. Фраза малиновый звон обозначает красивый, нежный звук.
У. Почему в этих фразах употреблено слово малина?
Д. В этих фразах употреблено слово малина, потому что это очень хорошая, вкусная, нежная ягода.
У. Да. И качества ягоды-малины переносятся на другие предметы: жизнь, звон. А слова малина, малиновый в этих фразах имеют переносный смысл.
IV. Изучение нового материала. 
У. Как можно назвать маленькую ягоду малины?
Д. Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.
У. Как называется участок земли, где растут кусты малины?
Д. Участок земли, где растут кусты малины, называется малинник.

У. Выделите в каждом слове известные вам составные части (слайд 5)
У. Какую часть в первом и втором слове вы не выделили?
Д. Мы не выделили часть слова, которая стоит после корня.
У. Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом.
Суффикс обозначается значком ^.
Выделите суффиксы в словах малинка и малинник.
У. Суффиксов, как и приставок, в русском языке много: (слайд 6)
-к, -ник, -чик, -щик, -онок, -енок, -ов, -ее, -н, -нн, и т.дКаждый суффикс вносит свое значение в слова. Мы это видели, когда образовывали новые слова от слова малина с помощью суффиксов -к и -ник.
Для чего же служат суффиксы?
Д. Суффиксы служат для образования новых слов.
У. Скажите все, что вы узнали сегодня о суффиксе.
Д. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффиксов в русском языке много: -к, -ник, -ов, -ев, -чик, -щик и т.д. Суффикс обозначается значком ^.
Физ. Минутка 
На доске записаны слова: если я покажу на слово, в котором нет суффикса, то вы топаете. Если в слове есть суффикс – хлопаете в ладоши. 
гора – горка          лес – лесок
поле – полюшко   сом – сомищевнук – внучек   город – городок
мяч – мячик   слово – словечко
Назовите суффиксы, имеющиеся в данных словах, которые вы запомнили.
V. Первичное закрепление. 
Упр. 1
От каждого слова образуйте новое с помощью одно из данных суффиксов.
Суффиксы: -ник, -ышк, -ик, -очк, -н, -ечк, -ок, -ек, -ёк, -еньк, -к, -ушк, -ист, -ов, -ин, -чик, -ищ.
Слова: звезда, еж, путь, слово, мед, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, береза, груз.10 слов запишите, выделите суффикс.
Упр. 2 (слайд 7)
Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.
Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, колосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек.(Можно дать по рядам, см. по времени)
Упр. 3
Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова
№ приставка корень суффикс окончание
123 полетпошелподсыпать краски словоходить дочка лисица дом лапаберезарот
Первичный контроль (карточки)
Образуй от данных слов однокоренные слова с помощью суффиксов –ик или -к. Напиши. Выдели части слова.
Дом – домик, сад, кот, береза, осина, ягода, морковь.
VI. Итог урока (слайд 8)  
Для чего служит суффикс?
Как обозначается на письме?
В какой части слова стоит суффикс?
Какие суффиксы вам запомнились?
VII. Домашнее задание (слайд 9) С. 67 – выучить правило, выполнить упр. 150. 
Дом – домик
Сад -
Кот -
Береза -
Осина -
Ягода -
Морковь -
Выдели суффикс:
Замочек, рябинка, берёзонька, грузчик, словечко, медок,
зимушка, беленький, игровой, журавлиный.
Самоанализ урока.
Класс 3 «А». Русский язык. Тема урока «Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов».
Класс полностью подготовлен к уроку. Создание рабочей обстановки, дети были настроены на урок.
Цели урока:
1. Образовательные
формировать умение выделять суффиксы в словах;
познакомить со словообразующей ролью суффиксов;
2. Развивающие
развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, память;
развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;
развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов;
расширять словарный запас слов;
3. Воспитательные
формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку, усидчивость, внимательность, аккуратность;
4. Коррекционные
способствовать коррекции недостатков учебной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Урок насыщенный, ритмичный. Постоянно поддерживалось внимание, чередовался материал разной степени трудности. Дети были активны.
По времени уложились. Все этапы урока соблюдены. Разнообразие и доступность заданий разного уровня для закрепления материала. Содержание урока соответствует требованиям программы.
С данным классом я работаю третий год. В классе 7 человек. У каждого свои особенности. У 4 детей ДЦП, спастическая диплегия. Проблемы со зрением у 3. У одного ребёнка симптоматическая эпилепсия. Левой рукой пишут двое.У всех детей проблемы с фонематическим слухом, памятью, вниманием, орфографической зоркостью, поэтому над этими процессами ведётся работа почти на каждом уроке.На уроке предлагались упражнения на внимание, разгадывание кроссворда, физминутка по теме урока в игровой форме, разнообразие упражнений.
Проводилась работа над чёткостью произношения слов, над развитием речи и расширением словарного запаса.
Использовались технология дифференцированного обучения, игровые моменты, здоровьесберегающая технология (проводилась физкультминутка, обращалось внимание на осанку детей во время письма ), ТСО – мультимедийное оборудование.
Дети справились с поставленными задачами. Итоги были подведены. Оценки были озвучены. Цели урока были достигнуты.