Повышение уровня общего развития в специальных школах для детей с нарушением зрения на коррекционных занятиях по социально- бытовой ориентировки.


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №106
для слепых и слабовидящих детей»
Тема по самообразованию
«Повышение уровня общего развития в специальных школах для детей с нарушением зрения на коррекционных занятиях по социально- бытовой ориентировки»Подготовила:
Кейль Светлана Валерьевна,
учитель начальных классов
Новокузнецк
Назначение коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке в начальных классах специальных школ для детей с нарушением зрения имеет огромное значение для повышения уровня общего развития обучающихся.
Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.
Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни человека. Более того, само овладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности, так как практически не может формироваться у детей с нарушением зрения по подражанию в виду глубокого дефекта зрения.
Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни обучающихся. Более того, в тифлологии имеется немало примеров, когда дети с нарушением зрения, имеющие высокую интеллектуальную подготовку, испытывают настолько большие трудности в вопросах организации своего быта, что от этого непоправимо страдает и их профессиональная деятельность, и личная жизнь.
Необходимость коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" вызвана еще и тем, что дети с нарушением зрения лишены возможности полноценно включаться в жизнь, протекающую вне стен школы. Быт их внутри школы ограничен классом и другими помещениями. Дети отдалены от непосредственного приготовления пищи, ухода за одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни современной семьи. В результате они не могут получить необходимых знаний и умений, которые позволили бы им самостоятельно организовать свой быт. Когда дети с нарушением зрения находятся дома, то во многих семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не способствует выработке у них навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Учебным планом школ III и IV видов занятия по СБО предусмотрены с I по Х классы. Но конкретные задачи в начальной школе и в средней различны. Главная цель курса СБО в начальной школе - помочь ребенку с нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности.
Назначение занятий по СБО с обучающимися начальных классов можно аккумулировать в следующих задачах:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
- познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
- научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей с нарушением зрения вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Программа курса СБО в начальных классах составлена с учетом перечисленных задач и включает следующие разделы: "Личная гигиена", "Одежда и обувь", "Питание", "Семья", "Культура поведения", "Жилище", "Транспорт", "Торговля", "Медицинская помощь".Таким образом, изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей с нарушением зрения круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы.
Ознакомление обучающихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению. В первую очередь это те вещи и предметы, которые непосредственно окружают ребенка: его одежда, обувь, туалетные принадлежности и т.п. Затем предметы более широкого окружения, также необходимые в быту: обстановка жилища, предметов по уходу за одеждой, обувью, жилищем и т.д.
По мере взросления ребенка расширяется число новых социальных ситуаций, в которых он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко возрастает круг предметов, с которыми ребенку приходится иметь дело. Все это требует формирования все более и более сложных навыков по социально-бытовой ориентировке. Поэтому содержание курса СБО от класса к классу расширяется и усложняется.
Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.
Исходя из целей и задач курса СБО, в обучении выделяется два направления. Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту. Речь идет о достижении такой цели, как выработка у детей с нарушением зрения "физической независимости", связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью или вовсе без нее.
Другое направление связано с достижением более отдаленной цели - овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям с нарушением зрения в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.
Таким образом, на мой взгляд, курс направлен на элементарную реабилитацию, что предполагает овладение обучающимися знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и в кругу семьи. Достигается это в первую очередь через обучение рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки в условиях зрительного дефекта. О каких же рациональных приемах и способах социально-бытовой ориентировки идет речь? Сделаю пояснения.
Изучение опыта самостоятельной жизни лиц с нарушениями зрения показало, что хорошо адаптированные слепые и слабовидящие многие необходимые виды труда и действий, связанных с бытовой ориентировкой, выполняют способами, отличными от тех, которыми пользуются зрячие. Кроме того именно эти способы, требующие специальных знаний, умений и навыков, лежат в основе успешной социально-бытовой ориентировки и адаптации при дефектах зрения.
Специальные знания, умения и навыки необходимы слепым и слабовидящим для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. При этом эффективность специального навыка, а затем и умения определяется рациональным использованием всех сохранных анализаторов. Специальный навык предполагает также достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практического действия. Овладение комплексом таких навыков позволяет незрячим и слабовидящим в какой-то степени, а в некоторых случаях и во многом, компенсировать полную или частичную утрату зрения.
Однако, самостоятельная жизнь слепых и слабовидящих убеждает, что спонтанно они зачастую не овладевают многими своеобразными и удобными именно для них способами действий и ориентировки. Причем, опыт социально-бытовой ориентировки слабовидящих свидетельствует о том, что они не в меньшей, а часто и в большей степени, чем слепые, нуждаются в целенаправленном формировании специальных навыков выполнения различных видов предметно-практических действий.
Дело в том, что процесс ориентировки (как бытовой, так и пространственной) слабовидящих имеет свои особенности и отличается от аналогичного процесса как у зрячих, так и у тотально слепых. Действительно, с одной стороны, слабовидящие с помощью своего дефектного зрения получают информацию обедненную и фрагментарную по сравнению с той зрительной информацией, которую получают нормально видящие. Причем узнавание объектов протекает при нарушенном зрении более замедленно. С другой стороны, известно, что любые, даже самые минимальные, остатки зрения могут быть использованы в процессе как бытовой, так и пространственной ориентировки. Поэтому слабовидящие несомненно здесь имеют существенные преимущества перед слепыми с остаточным зрением и тем более перед тотально слепыми.
Вместе с тем, изучение быта слабовидящих показывает, что у них гораздо больше, чем у слепых (многих из которых именно тотальных дефект заставляет быть более изобретательными в способах действий) уходит времени на спонтанное приобретение рациональных способов ориентировки в быту и в пространстве. Зачастую они всю жизнь опираются только на свое неполноценное зрение, пользуясь другими анализаторами не чаще зрячих. Все это приводит к неоправданным трудностям в их самостоятельной жизни. Поэтому в специальных школах на занятиях по СБО детей с нарушением зрения также следует обязательно учить рационально пользоваться в быту всеми сохранными анализаторами, чтобы каждый ребенок понял преимущества такого способа социально-бытовой ориентировки. А этого можно добиться только через целенаправленное формирование специальных навыков.
В результате занятий по СБО уже к окончанию начальной школы у обучающихся желательно сформировать осознанное стремление познавать рациональные для них способы и приемы, овладевать ими и применять на практике.
К сожалению, пока приходится констатировать, что именно по причине недооценки значимости усвоения детьми с нарушением зрения рациональных способов ориентировки в быту и в пространстве, а также из-за недостатка в тифлопедагогической литературе соответствующего материала, проблемы адаптации обучающихся к жизни в школе, а затем адаптации и интеграции в открытом обществе продолжают оставаться острыми и после введения коррекционных занятий по СБО.Подведу итоги. Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей с нарушением зрения навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большом пространстве, с нормами поведения и общения в семье, в школе, в общественных местах. Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки детей с нарушением зрения им необходимы специальные занятия, направленные на элементарную реабилитацию обучающихся в вопросах СБО. Такая реабилитация предполагает формирование специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих самостоятельность в быту в условиях нарушения зрения.
Результатом занятий должно стать наличие правильных представлений и понятий, а также сформированность навыков ориентировки в различных видах бытовой и социальной деятельности с рациональным использованием всех сохранных анализаторов.
Таким образом, эффективная реализация программных требований курса СБО возможна только при условии тесной взаимосвязи всех участников педагогического процесса. При этом на коррекционных занятиях обучающимся сообщаются предусмотренные программой по СБО знания, у них формируются первоначальные представления и умения, преодолеваются индивидуальные трудности овладения сложными для них действиями. Отработка умений, доведение их до автоматизированных навыков - это дело всех работающих с детьми педагогов.
Овладение детьми с нарушением зрения социальным опытом, усвоение ими норм поведения в обществе, закрепление умений обслуживать себя должно осуществляться и в семье.
К сожалению, многие родители детей с нарушением зрения, не умея помочь своему ребенку, полностью перекладывают на школу все проблемы их подготовки к самостоятельной жизни.
Однако этих проблем так много, что без участия семьи успех в реабилитационной работе, связанной с социально-бытовой ориентировкой, никогда не будет полным.
При включении родителей в проводимую школой коррекционную работу необходимы не только и не столько родительские собрания, сколько практические занятия по демонстрации способов выполнения учащимися трудных для них предметно-практических действий (глажения, чистки овощей, обуви и т.п.) и результатов обучения. Такие занятия особенно полезны перед каникулами. Формы проведения могут быть самыми разнообразными. Главное то, что все они должны быть направлены на демонстрацию успехов обучающихся и путей преодоления возникающих трудностей. Например, в присутствии родителей дети с нарушением зрения могут сдавать зачет по основным разделам курса СБО, можно раздать родителям памятки с перечислением тех конкретных заданий (бытовых обязанностей), которые ребенок умеет уже выполнять, но ему еще необходимо дома потренироваться.
В школе желательно иметь несколько видеозаписей с демонстрацией приемов выполнения домашней работы: подметания пола, чистки пылесосом ковра, вытирания пыли и др. Просмотр таких видеоматериалов очень полезен для изменения взгляда родителей на возможности человека с нарушением зрения и их отношения непосредственно к своему ребенку.
Исходя из выше изложенного, делаю вывод, что увидев, каким образом дети с нарушением зрения делают то, что зрячим родителям казалось невозможным, они начинают доверять своему ребенку и предоставлять ему больше самостоятельности. Классному руководителю необходимо поддерживать постоянный контакт с родителями, привлекать их к сотрудничеству с собой в деле овладения их детьми знаниями и умениями, предусмотренными программой по СБО. Родителям следует объяснять, что именно они должны требовать от своих детей, какие поручения им давать, как при необходимости объяснять способ выполнения того или иного действия.
Литература
Денискина В.З. Коррекционный курс "Домоводство и самообслуживание" для детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. – Уфа, 1996.
2. Овладение инвалидами по зрению умениями и навыками самообслуживания и ведения хозяйства / Под ред. Э.М.Стерниной, В.А.Феоктистовой. – Воронеж, 1992.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV вида. – М.: "ГороД", 1999.
Свиридюк Т.П. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения.- Киев:РУМК, 1981.
6. Содержание и методы коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / Под науч. ред. док. Психол. наук профессора Л.И.Солнцевой. – М., ВОС, 1990.