Технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья».


Выступление на тему:
«Технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья».
Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей
(М.В. Кларин).
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровье сберегающие технологии
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. В классно-урочной системе и во   внеклассной работе применяются объяснительно–иллюстративные технологии. Результатом их применения является экономия   времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Одним из путей модернизации традиционных   технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения и хочется остановиться на игровых технологиях, которые используют в работе педагоги. По словам Йо́хан Хёйзинга «(1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов», человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём   осуществления   специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный   характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.  В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-   коммуникативную: освоение диалектики общения;
-   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
-   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;
Учёт структуры дефекта;
Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учёт принципа смены видов деятельности;
Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
На уроках математики:

«Больше, меньше или равно»
Найди лишнее число
Оборудование: карточки с набором чисел.
Примерный материал:
а) 1,2,4,5,7,8,10,0.
б) 21,24,30,16,18,9.
в) 213, 518, 614, 319, 721, 211.
г) Сто семь, двести два, пятьсот один, семьдесят, шестьсот четыре.
При групповой работе каждая команда получает набор карточек, аналогичных данным и подобранных в соответствии с обобщаемой темой или разделом курса. Дети должны как можно быстрее и правильнее найти лишнее число на каждой карточке и сформулировать общее свойство остальных чисел.
Методический комментарий. Дидактическая цель игры заключается в обобщении представлений школьника о конкретном математическом явлении или факте, формировании умения обнаруживать это явление или факт.
Игра «Накорми зверей в зоопарке», где разбирается по составу число «6». Сторож кормит обезьян: сначала дал 5 бананов (ставлю рисунок с пятью бананами); затем ещё 1 банан (ставлю рисунок с одним бананом). Таким образом, 5 + 1 = 6. Дети «записывают» у себя данную задачу на столе с помощью цифр.Важно научить детей на занятиях по математике ориентироваться на листе бумаги, для этого используется рисование цветными карандашами, которое имеет коррекционную направленность. Например, даётся детям листок, расчерченный на квадраты, и предлагается нарисовать в правом верхнем углу цветок, в левом нижнем – домик и так далее.
На уроках русского языка:
Игра “Найди пару”
К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:
Алфавит аккуратный
чистый кавалерия
конница озорник
шалун азбука
Игра “Найди слова в картине”
Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.Игра “Убежали гласные”
Словарные слова записаны на доске. Пропущены гласные в слабой позиции. Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают “опасные” места.
На уроках окружающего мира:
б) познавательные, воспитательные, развивающие;

Пальчиковые тренажоры

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
«Подбери по цвету»

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Игра «Костёр».
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Ход игры:
Представьте, что это костёр. Дети встают по кругу, в середине обозначение костра, можно символ. Дети выполняют инструкцию ведущего.
По команде «руки замёрзли» - протянули руки к костру
По команде «ой, какой большой костёр» - машем руками
По команде «искры полетели» - хлопаем в ладоши
По команде «жарко» - отодвиньтесь от костра
По команде «костёр принёс нам дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра.
В профессиональной деятельности учитель учитывает индивидуальные особенности каждого ученика. В начале каждого учебного года проводится анкетирование детей, с целью выявления интересов учеников, планируется тематика видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр, экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общественных праздников, что помогает при составлении плана воспитательной работы. Для диагностики уровня воспитанности применяются различные методы и приёмы: фронтальный опрос, тестовые задания, мультимедийные презентации. Часто проводятся уроки и занятия в нетрадиционной форме (урок-игра, ролевые игры, виртуальная экскурсия, викторины). Можно сделать вывод, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Учить, играя - оспаривать эту заповедь не станет никто. Ученики с большим желанием выполняют предложенные задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней, а на занятиях во второй половине дня нет скучающих учеников.