Доклад Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях


ДОКЛАД на РМО логопедов и психологов:
«Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»
Подготовила и провела
Сидорова В.Ю.
учитель-логопед
с.Еманжелинка,март2015
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди дошкольников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с такими детьми.
«Чтобы сделать ребёнка умным ирассудительным, сделайте его крепким           и здоровым».Ж.Ж. РУССО
Здоровьесберегающие технологии -это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе  :
Обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной чудодейственной и универсальной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, сохранение здоровья ребёнка и его личностное развитие.
Успешную динамику речевого развития может дать лишь комплексное воздействие на ребенка. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и представлений об окружающем мире, формирование определенных психических процессов. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения здоровья детей.
При проведении логопедических занятий следует учитывать следующие принципы здоровьесберегающих технологий:
принцип «Не навреди! »;
принцип сознательности и активности;
принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуальности;
принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
В логопедическом направлении представлены здоровье сберегающие технологии, которые применяются всеми специалистами в своей коррекционной работе.
Современные здоровье сберегающие технологии, используемые на логопедических занятиях:
Дыхательная гимнастика
Развитие мелкой моторики пальцев рук Артикуляционная гимнастика
Упражнения направленные на профилактику нарушения зрения
Массаж и самомассаж
Су-джок терапия
Физ. минутки
Кинезеологические упражнения
Мышечная релаксация
Логоритмика
Артикуляционная гимнастика:
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
Дыхательная гимнастика:
Цель дыхательной гимнастики– увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
Зрительная гимнастика:
Цель- профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Гимнастика снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.
Динамические паузы:
Основные задачи физкультминутки – это: снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп и ритм речи (проводятся в игровой форме в середине занятия).
Развитие мелкой моторики:
Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление
С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки:
пальчиковый театр
графические упражнения
игры с прищепками
сухой бассейн
игры со счётными палочкам
Шнуровки, пазлы и т.д.
Су – джок терапия:
Массаж пальцев Су -Джок тренажером способствует активизации мыслительной деятельности, созданию положительного эмоционального настроя на работу, повышению устойчивости организма к некоторым видам соматических заболеваний.
Самомассаж:
это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрируют самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения.
Логоритмические упражнения:
с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность, стимулируют двигательную функцию; развивают и коррегируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление), растормаживают речевые функции; развивают чувства ритма, темпа, времени, нормализуют просодическую сторону речи.
Кинезеологические упражнения:
упражнения направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Релаксация:
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
 
ВЫВОД:
использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:- снижение уровня заболеваемости;- повышение работоспособности, выносливости;- развитие психических процессов;- улучшение зрения;- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;- развитие общей и мелкой моторики,- повышение речевой активности;- увеличение уровня социальной адаптации.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Творческих успехов,
благополучия, здоровья!