Разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МУРАВЕЙНИК


«Математический муравейник»
Цели мероприятия: формирование познавательной деятельности учащихся, воспитание дисциплинированности, ответственности, развитие логического мышления, интуиции, внимания, интереса к предмету, формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
Ученики заранее разбиваются на 2 команды, каждая команда выбирает капитана, придумывает название, девиз.
Ход мероприятия.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Добрый день уважаемые гости! Скажите, ребята вы сегодня все друг с другом утром поздоровались? А с гостями нашего мероприятия поздоровались? Давайте дружно, хором еще раз скажем здравствуйте на счет три. Уважаемые ребята и гости! Мы собрались здесь и сегодня, чтобы стать свидетелями интересной борьбы. Быть умным и сильным, сообразительным и ловким – очень важно в современном мире! Нашу сегодняшнюю игру мы посвящаем тем, кто любит математику. «Математика – гимнастика для ума!» - сказал Александр Васильевич Суворов, и был совершенно прав!
И на нашем «математическом муравейнике» соревнуются две команды.
Приветствуем команду «Звезда». Приветствуем команду «Люди ИКС»
1. «Звезда». Девиз: Первым быть везде и всегда
Это девиз команды Звезда!
2. «Люди ИКС» Девиз «Людей ИКС» не сложен
Если не мы, то кто же!
ВЕДУЩИЙ: А девиз нашего мероприятия: «Думай, пробуй и ищи,
будет трудно не пищи!»
Командам мы желаем удачи и пусть победит сильнейший!
КОНКУРС: И первый конкурс «Математическая разминка».
Я задаю вопрос, та команда которая первой даст правильный ответ получает 1 балл. Если команды отвечают одновременно всем по баллу. А судить нас будет жюри в составе:_____________________________________________
1. У него 4 лапки, лапки – царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей. ( кот )
2. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? ( вилка)
3. Возле ёлок из иголок летним днём построен дом. За травой не виден он, а жильцов в нём – миллион. ( муравейник)
4. Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это должно быть, им очень обидно. ( глаза )
С загадками вы справились, а теперь немного посчитаем.
- Муравей  в кубики играл, 1 кубик потерял.Закружилась голова. Было 3, осталось …(2)- К  двум маленьким муравьишкам прибежали 3 братишки.Всем пора это знать, что их будет ровно …(5)-На пенёчке муравьишки. Стала мама их считать.Рыжих - 5 и чёрных – 5. Сколько вместе, не понять?- 5 рыжих муравьят на дерево залезть спешат.2 испугались и внизу остались.Сколько храбрых муравьят на дереве сидят? (3)
И считать у вас получается, молодцы! Проверим вашу смекалку.
- Сколько хвостов у семи котов? (7)
- Сколько носов у двух псов?(2)
- Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
- Сколько ушей у пяти малышей? (10)
- Сколько ушек у трёх старушек? (6)
- Одна котлета жарится на сковороде 15 минут. Сколько минут надо жарить на сковороде 2 котлеты? (15 минут)
- На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (60)
- Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (30)
2. КОНКУРС: РЫБАЛКА
Это была разминка, пока жюри оценивает результаты разминки мы с вами отправимся на рыбалку. Я вам выдам удочки, вы ловите рыбку, на обратной стороне решаете пример и получаете ответ. Возвращаетесь назад.
3. КОНКУРС: ЖИВЫЕ ЦИФРЫ ЧИСЛОВОЙ РЯД.
Вот так цифры, вот так чудо –
Перепутались повсюду.
Ты подумай, посмотри,
И на место их верни!
Следующий конкурс живые цифры: Вы должны как можно быстрее построиться в числовой ряд, встать согласно своей цифре с 1 по 10 ( по команде). А теперь в обратном порядке.
(Дети составляют числовой ряд и считают от 1 до 10 и обратно).
4. КОНКУРС: КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ.
Три вершины тут видны,Три угла, три стороны, -Ну, пожалуй, и довольно! -Что ты видишь? - ... (Треугольник)
Нет углов у меня,И похож на блюдце я,На тарелку и на крышку,На кольцо, на колесо.Кто же я такой, друзья? (Круг)
Не овал я и не круг,Треугольнику я друг,Прямоугольнику я брат,Ведь зовут меня... (Квадрат)
Каждой команде раздаются по три листочка и карандаши, нужно нарисовать что-то очень похожее на круг, квадрат и треугольник. А жюри оценит ваши рисунки.
Ребята подготовили сценку: «Квадрат и треугольник»
Квадрат и треугольник
Жили-были два брата:Треугольник с квадратом.Старший - квадратный,Добродушный, приятный.Младший - треугольный,Вечно недовольный.Стал расспрашивать Квадрат:"Почему ты злишься, брат?"Тот кричит ему: "Смотри,Ты полней меня и шире,У меня углов лишь 3,А у тебя же их 4".Но квадрат ответил:"Брат, я же старше, я - квадрат".И сказал ещё нежней:"Неизвестно кто нужней!"Но настала ночь,И к брату, натыкаясь на столы,Младший лезет воровато,Срезать старшему углы. /Срезает углы/Уходя, сказал:"Приятных я тебе желаю снов!Спать ложился - был квадратным,А проснёшься без углов!"Но наутро младший брат Страшной мести был не рад.Поглядел он - нет квадрата!Онемел… . Стоял без слов…Вот так месть! Теперь у братаВосемь новеньких углов!
В какую фигуру надо было превратить квадрат, чтобы не было углов?
5. КОНКУРС: КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ.
Приглашаем представителей от команды. Необходимо рисовать правой и левой рукой одновременно.
Команда1 Команда 2
1. 1.

2. написать 3 и8 2. Написать 6 и 9
6. КОНКУРС: ШАРЫ И КУБИКИ
(участнику одной команды нужно из обруча в корзину перенести все шары, другой все кубики )
7. КОНКУРС: МИННОЕ ПОЛЕ.
Физкультминутка
Это правая рука, это правая нога,Это левая рука это левая рука.Это правое плеч, это левое плечо …И еще …
(разложить на полу листы с нарисованными бомбочками, с завязанными глазами преодолеть поле не подорвавшись, помогает командир)
8. КОНКУРС: ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК.
В мешочке лежат цифры, нужно с завязанными глазами достать одну и назвать ее.
9. КОНКУРС: ПИРАМИДКА.
Вот перед нами детские игрушки. Приглашаю по одному участнику от команды поиграть со мной.
- Нужно на скорость разобрать и собрать пирамидку.
- Задача усложняется. Все это мы будем делать с завязанными глазами!
10. КОНКУРС: ПОСЧИТАЕМ.
Физкультминутка «Посчитаем»
Сколько точек видишь в круге,Столько раз поднимешь руки.(Картинка)
Сколько елочек зеленых,столько выполни наклонов.(Картинка)
Мы присядем столько раз,Сколько яблочек у нас.(Картинка)
Столько раз сейчас подпрыгнешь,Сколько пальчиков увидишь.(Показ)
Столько ножкой ты притопнешь,Сколько хлопну я в ладоши.(Хлопки)
ВЕДУЩИЙ: Ребята, посмотрите, кто идет к нам! (Незнайка) Здравствуй Незнайка, ты пришел с нами пиграть?
Незнайка: Некогда мне с вами возиться! Вот задачки задали в школе. Поможете решить их, я сам не справлюсь. (Дети помогают Незнайке решить задачи)
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 под березой, 3 у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? (5)
 
Вот 8 зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (10).
 
3 яблока из сада зайчик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у зайчика в тарелке! (2).
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? ( 6 -1 =5 )
Как- то четверо ребят
С горки покатились,
Двое в саночках сидят,
- Сколько в снег свалились? ( 4- 2 = 2 )
Три ромашки- желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили дети маме.
Сколько же цветов в букете? ( 3+ 2 = 5)
Группа малышей- утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть уплыли далеко,
Два – нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу! ( 6+2 = 8 )
Ёжик по грибы пошёл,
Десять рыжиков нашёл,
Восемь положил в корзинку,
Остальные же – на спинку.
Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж? ( 10 – 8 = 2 )
Четыре гусенка и двое утятВ озере плавают, громко кричат.А ну, посчитай поскорей,Сколько всего в воде малышей?(Шесть)
Семь веселых поросятУ корытца в ряд стоят.Два ушли в кровать ложиться –Сколько свинок у корытца?(Пять)
С неба звездочка упала,В гости к детям забежала.Три кричат вослед за ней:«Не забудь своих друзей!»Сколько ярких звезд пропало,С неба звездного упало?(Четыре)
Пять цветочков у НаташиИ еще два дал ей Саша.Кто тут сможет посчитать,Сколько будет два и пять?(Семь)
Привела гусыня-матьШесть детей на луг гулять.Все гусята, как клубочки:Три сынка, а сколько дочек?(Три)
Незнайка: Спасибо, ребята. Вы мене очень помогли, надеюсь теперь я не схлопочу двойку по математике.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, мы всегда рады помочь!

ВЕДУЩИЙ : Кто умеет быстро перемножить два двузначных числа в столбик? Все умеют?
Проверим! Я приглашаю к доске по одному человеку от команды. Записывайте: 18 х 12. Можете решить? Конечно! Только я забыла вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами!
(Участникам завязывают глаза и они стараются выполнить умножение в столбик, но с завязанными глазами)
11. КОНКУРС: КОНКУР «НЕ СОБЬЮСЬ»
Приглашаем по одному представителю на сцену
Задание 1 команде:
До какого числа ты умеешь считать?
Ну, говори, смелее. До ста? До тысячи?
Даже до миллиона?
Вот и хорошо. Попросим тебя посчитать вслух. Не до миллиона, конечно, а только до тридцати. Сумеешь?
Но одно условие, вместо чисел, делящихся на 3 говорить «Не собьюсь!»
Задание 2 команде:
Вместо чисел, содержащих в записи цифру 3 говорить «Ай да я!»
Молодцы, дети! Справились с моими заданиями. Я рада, что всё у вас получилось.
На этой веселой ноте закончим наше мероприятие и попросим жюри подвести итоги.