Использование элементов арттерапии в процессе социально-эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста


«Использование элементов арттерапии в процессе социально-эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста»
Педагог-психолог Курынова Светлана Станиславовна
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС № 193 «Земляничка»
г.о. Тольятти, Самарской области
Период раннего детства – это время быстрого роста и перемен, загадок и сложных вопросов. Не смотря на большое разнообразие теорий, возраст младшего дошкольника изучен еще недостаточно, при этом особенно мало исследований в области практической психологии.
Потребность в общении со сверстниками по исследованиям М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Б. Уайт возникает с 1,5 лет, но навыки взаимодействия формируются гораздо позже, и здесь так часто возникают негативное отношение, агрессивность, конфликты между ребёнком и окружающими.
В три года ребенок впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим свою волю. В этот период происходит выделение собственного «Я», становление самосознания.
Положительное самовосприятие ребенка, т.е. принятие себя таким, какой он есть формирует уверенность в себе, адекватную самооценку. Эти качества базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в то же время отличается от других людей. Необходимо помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой другой человек уникален и неповторим, а различия зависят от пола, возраста, особенностей внешности, вкусов и т.д. Эти знания и умения способствуют развитию социальной восприимчивости, способности понять интересы и потребности других людей.
Детей необходимо научить управлять своими чувствами для обеспечения их общения со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития детьми постигается способность осознавать и контролировать свои переживания. Постепенно чувства детей становятся более глубокими и устойчивыми, у них начинает развиваться произвольность поведения.
Маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Это приводит к частым ссорам, спорам и даже дракам между детьми. Необходимо не только научить ребенка распознавать различные эмоции, но и выражать свои чувства и желания так, чтобы они были понятны другим, учитывать настроение других и адекватно на них реагировать.
В три года дети начинают проявлять интерес к сверстникам, как к партнерам по игре и общению. Но навыки общения, умения устанавливать и поддерживать контакты, играть вместе, еще крайне ограничены.
Необходимо учить детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, учить детей понимать, из-за чего возникает конфликт, и «вскрывать» его причины, разрешать конфликты, договариваться. Всё это поспособствует профилактике конфликтов.
Переживая кризис трех лет ребенок, пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться. «Я сам» - главные слова этого периода. Непросто общаться с ребенком в этот период. Упрямство, своеволие, негативизм – характерны для детей младшего дошкольного возраста.
Наиболее эффективными средствами работы с детьми в соответствии с возрастом являются дидактические и коллективные игры, хороводы, этюды, чтение и проигрывание сказок, арттерапевтические техники.
Последние заслуживают особого внимания. В непосредственной образовательной деятельности по социально-эмоциональному развитию с детьми младшего дошкольного возраста психолог или воспитатель включает практические задания с элементами арттерапевтических техник, которые являются логическим продолжением предмета разговора взрослого с детьми, обсуждения, беседы по картине и т.д. Так, при формировании умения выделять отличительные признаки человека и его подобия – куклы, детям в конце общения предлагается выполнить упражнение «Красивая кукла». Детям раздают шаблоны куклы и предлагают украсить платье куклы с помощью штампиков. Затем работы помещаются на мольберте и рассматриваются, взрослый хвалит детей за их старание. При развитии умения быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусам других детям предлагается нарисовать фрукты. Воспитатель или психолог показывает детям блюдо-шаблон, оно пустое и нужно украсить его фруктами с помощью печати в форме яблока, после любования работами, дети получают одобрение и похвалу от взрослого. Если мы учим понимать эмоциональное состояние других по выражению лица, позам, жестам, помогаем понять причины и внешние признаки изменения настроения, то очень уместно предложить детям изготовить небольшие подарочки друг другу из солёного теста, например, цветочек, машинку или разноцветные бусы. Взрослый предоставляет возможность сделать один подарок, создав для этого условия, предоставив детям необходимые материалы. Подарив подарки, дети воочию убеждаются, как меняется настроение их друга, как хорошо и приятно становится им самим.
Только в практической деятельности с помощью творчества можно удовлетворить потребность ребенка в самостоятельности, позволить ему быть самим собой, быть творцом, абсолютным умельцем, быть взрослым.
Создание ребёнком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, коллажей и т.д.) повышает самооценку, самовосприятие ребёнка.
Возможности искусства по отношению к ребёнку связаны ещё и с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения. А повышение эстетических потребностей детей, активизация потенциальных возможностей ребёнка в художественной практической деятельности и творчестве – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.
Участие ребёнка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребёнок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребёнка, утверждению в нём чувства социальной значимости.
Всё это помогает сформировать у малышей способности устанавливать добрые отношения со сверстниками, помогает дошкольникам лучше узнать друг друга, пробуждает эмоциональную отзывчивость, развивает умение сопереживать сверстнику, чувствовать его настроение.
Библиографический список:
1.Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от3 до 6 лет. М., «Просвещение», 2004
2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком (период раннего детства). Речь. С-П. Творческий центр «Сфера», М. 2001.
3.Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами аттерапии. М. 2004.
4.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Книголюб. М., 2004.