Формирование активной гражданской позиции на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

Е.С. Харкина
учитель истории и обществознания
МКОУ Кумылженской СОШ №1

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
У ШКОЛЬНИКОВ

Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку. (Н.В.Шелгунов)
Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям.
Дети – это будущее нашей страны. От того, какие жизненные ценности будут им восприняты, каким образцам для подражания они будут следовать, зависит её дальнейшее развитие. Сегодня активная позиция в формировании с мировоззрения подрастающего поколения принадлежит СМИ, в большей степени ресурсам Интернет. В силу сложной экономической ситуации родители не в полной мере уделяют внимание вопросам воспитания, так как заняты вопросами «выживания». Пробелы в родительском воспитании, в образовании восполняются легкодоступными носителями информации. Литература низкого качества, сомнительные телепередачи, компьютерные игры, социальные сети – вот далеко неполный список факторов, негативно влияющих на формирование личности ребёнка. Они притупляют чувство гордости за свою отчизну, негативно влияют на формирование характера, подрывают моральные устои, складывающиеся в нашей стране в течение многих столетий. Школьников отличает ещё и недостаточный уровень социального опыта для проявления зрелого патриотизма. Патриотическое чувство развивается в течение всей жизни.
Следовательно, рождается понимание цели гражданского воспитания школьников как формирование отношения к Родине, высшим проявлением которого будет патриотизм.
Учителя для углубления знаний истории и культуры России и малой родины в своей деятельности использую такие формы работы: классные часы, заочные путешествия, беседы, экскурсии реальные и интерактивные. На классных часах посвященных памятным датам и истории малой Родины у ребят формируются понятия добра и зла, самостоятельные представления о благородстве и уважении к России, обращается сознание детей к высоким идеалам. Но работа по данному направлению проводится не только на внеклассных мероприятиях. Урок был и остаётся важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно здесь закладывается фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работе никогда не удаётся компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.
Считаю, важнейшим принципом школьного образования необходимость воспитания духовных начал в человеке. Поэтому любой школьный предмет становится не целью обучения, а средством воспитания определенных качеств нравственно развитой личности.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Уроки истории и обществознания призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Эти учебные имеют широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать нравственного человека – сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники.
На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке в 8 классе по теме «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России. Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы, презентации и сообщения учащихся о исторических личностях. Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю. Изучая историю, учащиеся включаются в процесс осмысления различных ценностей. Учитель может продиагностировать первоначальное отношение к изучаемому факту, событию, человеку, а затем проследить динамику изменений по мере углубления учебного материала. Важно не только научить учащихся добывать новые дополнительные знания, но и обратить внимание на характер деятельности ученика в процессе поиска этих знаний. Для учителя важно не то - изменилось ли мнение ученика в сравнении с его первоначальным суждением, а то каким образом ученик достиг того или иного результата. Таким образом, процесс важнее ожидаемого результата. А для этого необходим индивидуальный подход в процессе работы.
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные наблюдения из жизни часто бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, помогающая детям обобщить полученные знания. В этом случае использую одну из форм работы – этическую беседу, главное назначение которой – помочь детям разобраться в сложных вопросах морали, сформировать твёрдую позицию, помочь осознать каждому ребёнку свой личный нравственный опыт поведения. Важно, чтобы дети активно участвовали в обсуждении, сами делали выводы, учились отстаивать своё мнение, убеждать товарищей.
Так как формирование у детей гражданской позиции напрямую связано с семейным воспитанием. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
В работе с родителями провожу беседы «Воспитание у детей любви к родной природе», «Досуг семьи. Место ребёнка в нём.» и др. Также активно использую такие формы работы, как совместные мероприятия: походы праздники, встречи поколений. Приветствуются семейные проекты.
Воспитательная работа в классе даст заметные результаты, если она будет частью работы школы по патриотическому воспитанию детей.
Считаю, что воспитание гражданской позиции у ребёнка несет в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к родной природе. А это постепенно перерастает в любовь к родине, своему народу.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося. Обучение только один из компонентов личностного развития. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Убеждения педагога – самое ценное. В.А.Сухомлинский писал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества,чтобы Отечество было святыней его сердца.»









13PAGE 15


13PAGE 14515




15