Формирование активной гражданской позиции детей и молодежи


Формирование активной гражданской позиции детей и молодежи
Сл. 1

Сл. 2
Повышение уровня гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи остается важной составной частью воспитательной деятельности по формированию личности ребенка. Патриотическое воспитание сегодня рассматривается как специально организованный и управляемый процесс развития патриотических чувств, формирования патриотического сознания и поведения, гражданственности, активной социальной позиции у детей и молодёжи. Патриотическими ценностями являются любовь к своей земле, своему народу, своему языку, гордость за отечественную историю, активная гражданская позиция.
Сл. 3
Общепризнано, что  молодежь, представляя собой наиболее прогрессивную часть общества, тем самым является важнейшим фактором политического,  экономического и духовного обновления российского  общества. Однако сегодня наблюдается  проявление гражданской пассивности молодыми людьми, что негативно может сказаться на развитии общества в целом. Особую тревогу вызывают жестокость, эгоизм, небрежность в соблюдении законов, развитие асоциальных тенденций. Поэтому, формирование гражданина -   это  одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания.
Следует заметить, что навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Она позволяет формировать у детей и молодёжи самостоятельность и ответственность, выдвигать и реализовывать инициативы, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социальной деятельности. Эти качества молодёжь применяет в различных сферах деятельности. Дети учатся принимать на себя ответственность за устойчивое развитие нашего общества, и поэтому, сегодня их детские инициативы направлены на созидание, творчество, поиск новых путей взаимодействия и сотрудничества с взрослыми через социальное партнерство.
Сл. 4
В школе создано детское объединение «Донцы», основным направлением деятельности которого является патриотическое воспитание. В последние годы набирает силу развитие волонтёрского движения. Создан волонтерский отряд и на базе МБОУ Манычской СОШ. Разработана программа «Патриот», целью которой является создание оптимальных условий для воспитания у детей и подростков патриотизма и гражданской ответственности.
Сл. 5, 6
Реализуется программа с помощью ряда мероприятий. Это акции:
Сл. 7
«Ветеран живет рядом», «Мы – наследники!». В ходе акции оказывается посильная помощь на дому оставшимся в живых ветеранам ВОВ, работникам трудового фронта, узникам концлагерей, ветеранам педагогического труда и пожилым людям, нуждающимся в помощи. Детям приятно осознавать, что их ждут и ценят.
Сл.8
Перед Днем пожилого человека проводится акция «Будь внимателен к людям». В школу приглашаются учителя – пенсионеры, для которых проводится концерт и чаепитие. А в день праздника ребята с огромным количеством букетов идут по совхозу и вручают цветы всем встречным пожилым людям.
Сл.9
В ходе акций «Матери России» и «Герои живут рядом», проводимых в преддверии Международного Женского дня и Дня Защитника Отечества, были изготовлены открытки, которые школьники разнесли в каждый дом поселка и вручили лично. Для участников боевых действий были изготовлены и сувениры.
Сл. 10
В ходе акции «Солдаты России» составляются списки наших односельчан, проходящих в данный момент службу в армии. Ребята находят адреса воинских частей, начинают переписку с солдатами. В конце акции оформляются стенгазеты. Ребятам очень приятно получать письма от старших товарищей.
Сл.11
Большое внимание уделяется и экологическому воспитанию. Проводятся акции по благоустройству территории: «Земля – наш общий дом», «Чистая планета». В ходе акции приводится в порядок школьный двор, парк.
Сл.120
Озеленяются клумбы. Строятся домики и кормушки для птиц.
Так же регулярно поддерживается порядок у памятника Павшему солдату.
Сл.13
Акция «Твори добро», проводимая в преддверии Нового года, формирует у детей чувство сострадания, ответственности. В течение месяца школьники готовят подарки: игрушки, сувениры, канцелярские принадлежности; разрабатывается сценарий праздника. Перед Новым годом ребята направляются в детские учреждения (ДРЦ «Росток», ДУ «Лучик»).
Сл. 15
Сл.14
В ходе акции: «Ветеран живет рядом», проводимой впредверии Дня победы, оказывается традиционная помощь ветеранам, встречи с участниками военных кампаний.
Сл.16
В этом году был открыт уголок воинской славы. На открытие были приглашены ветераны ВОВ, председатель совета ветеранов поселка, учителя – пенсионеры. После торжественного открытия прошел смотр- конкурс строя и песни. А завершилось все концертом и чаепитием.
Сл.17
Активное участие принимают школьники и военно-патриотических мероприятиях: «Школа безопасности», «Орленок», «Военно-полевые сборы».
Сл.18
Ведется и патриотическое просвещение родителей с помощью тематических бесед на родительских собраниях. В школе широко практикуется форма вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность. Родители участвуют во внеурочной деятельности (помогают изготавливать кормушки для птиц, сувениры, открытки, участвуют в конкурсах), помогают в организации праздников.
Таким образом, формирование гражданской позиции - это длительный процесс и происходит не вдруг, не в один час.  Гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность.
 Участие в социальной работе  дает ребятам навыки организаторской работы, взаимодействия с людьми, предполагает выработку активной жизненной позиции, способствует личностному росту.  
     Достойная жизнь возможна только в той стране, которую любят ее граждане, на той земле, которую украшают и берегут, знают и гордятся ее историей  и готовы  взять ответственность и заботу на себя.