Осуществление преемственности в работе школьных кружков военно-патриотического направления.


Выступление на педсовете
«Осуществление преемственности в работе школьных кружков военно - патриотического направления »
Подготовил: преподаватель- организатор ОБЖ
МБОУ СОШ№70
Иванова Н.Н.
ВОРОНЕЖ 2016г.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Я.А. Каменский
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Одной из задач ФГОС является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе МБОУ СОШ № 70 созданы военно-патриотические кружки: «Орлёнок» (6-7 кл.), «Юный патриот» (8-11 кл.), с целью привития подросткам любви к Родине, изучению военной истории России, укреплению здоровья и физического развития, умению действовать в экстремальных ситуациях и сложной обстановке, привитию здорового образа жизни, культуры поведения в обществе, подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, оказанию помощи в выборе будущей профессии. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:
- принцип патриотической направленности (обусловлен идеалом Родины, способностью и желанием жить во благо Родины);
- принцип гуманизма (означает признание ценности человек как личности, его права, максимальное уважение );
- принцип сотрудничества (означает развитие умений жить в коллективе, решать творческие задачи, работать в команде);
- принцип здорового образа жизни (обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения);
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
-принцип преемственности, непрерывности; - принцип духовности (обусловлен важностью духовного возрождения нации); -принцип толерантности (обусловлен многонациональным составом народа Росси); -принцип единства требований; -принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников призвана обеспечить развитие у них нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной службе, готовности к достойному выполнению функции защиты Отечества.
В работе кружков : «Орлёнок», «Юный патриот» одной из главных задач является:
создание условий для преемственности поколений;
Но преемственность этих кружков через патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Сегодня, я хотела бы показать преемственность в работе школьных кружков по патриотическому воспитанию.
В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает патриотическое воспитание детей и подростков, она предусматривает сотрудничество с другими ведомствами. В начале года был составлен координационный план проведения мероприятий. Как и в предыдущих годах отлажена тесная связь с военкоматом, военной академией имени Жуковского и Гагарина.
Все основные мероприятия проходят вместе с ними. Так совместные военно-спортивные игры «Юный защитник Отечества», «Орлёнок», «Школа безопасности», уроки Мужества и чести, круглый стол «Как стать офицером?» и др. мероприятия.
Организуется учеба юнармейцев.
Курсанты обучают старших юнармейцев основам военной подготовки, строевой подготовки, огневой подготовки: устройство, применение, разборка -сборка АК-74 (автомата Калашникова).
Такое сотрудничество позволяет нам применять и распространять опыт позитивного, созидательного взаимодействия юнармейцев и курсантов военной академии. Оно даёт возможность детям строить взаимодействие на основе общечеловеческих ценностях, ориентируясь на различные грани понимания и принятия себя как человека и гражданина – настоящего патриота своей страны.
Не раз  команда старшеклассников демонстрировала свои знания и умения в различных конкурсах и  спортивных соревнованиях муниципального, регионального уровня, где  показывали хорошие результаты, о чем свидетельствуют дипломы, грамоты за занятые призовые места.
В свою очередь, старшеклассники делятся своими знаниями и опытом с младшими ребятами, обучают их всему тому, чему научились у курсантов.
Так например: юнармейцы кружка «Юный патриот» подготовили ребят среднего звена к  школьному конкурсу – смотра строя и песни среди 6-8 классов, посвящённому Дню Победы. Конкурс песни военной тематики от каждого класса. Среднее и старшее звено представили патриотическую песню и продемонстрировали строевые умения. В каждой возрастной группе определились свои победители.
У наших старших юнармейцев есть специальная парадная военная форма, которую они надевают на различные праздничные мероприятия. Младшие ребята, еще немного знают про настоящих юнармейцев, но уже понимают, что это хорошие ребята, которым другие завидуют. И не только потому, что у них красивая форма, а потому, что юнармеец – это добрый, сильный, дисциплинированный человек, и во взрослой жизни он непременно станет героем, таким, на которого смотрят с восхищением и хотят быть на них похожими. Такими видят себя младшие ребята, а брать пример есть с кого.
Таким образом, можно сказать, что ростки гражданственности и патриотизма, заложенные уже в младшем звене, продолжат свой рост , где наши ребята сначала станут «Орлятами», а затем «Юными патриотами», и останутся в их душах на всю жизнь.
Результаты мониторинга уровня сформированности патриотических и гражданских качеств школьников показывает, что около 92% обучающихся интересуются и гордятся историей и культурой своего Отечества. Кроме того, интерес к военно-патриотической работе подтверждают массовое участие школьников в различных мероприятиях и высокие результаты в военно-спортивных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, об этом также свидетельствует значительная численность выпускников школы, поступивших в высшие военные учебные заведения.
Нельзя не отметить то, что организация и проведение военно-спортивных мероприятий с представителями военных профессий зажигают энергией подвига школьников изнутри, ребята стремятся быть похожими на живых героев, стремятся проявить свои качества с лучшей стороны, и безусловно это определяет их предпочтения к выбору военной профессии. Не надо забывать мудрые слова: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Сложившаяся система военно – патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно – патриотической деятельности школьников.