Урок по мокшанскому языку в 3 классе


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»
Конспект урока мокшанского языка в 3 классе
Дикие и домашние животные
396240887730(на примере сказки «Репка»)
Разработала: Танеева Галина Андреевна
учитель мордовского языка
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»
Саранск 2015
Тема урока: Дикие и домашние животные
Цели урока: сформировать представление у детей о домашних животных; пополнять словарную копилку детей новыми словами на тему: «Домашние животные»; мотивировать ребёнка к дальнейшему овладению мокшанского языка
Предметные результаты:
в чтении: умения правильно читать и переводить по макшански;
в говорении: умение вести мини-диалог с учителем на мокшанском языке; умение рассказывать о своем любимом домашнем животном;
в аудировании: развитие умения и навыка воспринимать на слух мокшанскую речь с опорой на иллюстрацию, извлекать запрашиваемую информацию из услышанного;
в письме: формирование умения делать подписи к рисункам.
Метапредметные результаты: результатами изучения темы является формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Личностные: самоопределение, смыслообразования, нравственно-эстетические оценивания.
Познавательные: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Методы: репродуктивный, творческий, эвристический
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран, учебники по мокшанскому языку, декорации и костюмы для сценки.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
1. Мотивация к учебной деятельности
Организационный момент
- Шабат, кельгсасть ёфксонь лувондомантень? (Ребята, любите ли вы читать сказки?)
- Кодама тинь кельгома ёфксонте? (Какая ваша самая любимая сказка?)
- Кодама тинь кельгома героенте? (Какой ваш любимый герой?)
Работа с картинками
- Шабат, ванода доскати и азость кодама тя ёфкссь? (Ребята, посмотрите на доску и скажите как называется это сказка?)
(Слайд №1)

- Лувондость тя ёфкссть? (Читали эту сказку?)
- Мезень колга? (О чём она?) Личностные УУД
1. Самоопроеделение к деятельности.
2.Смыслообразование
Познавательные УУД
1. Целеполагание.
Коммуникативные УУД
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний - Шабат, кодама геройхть улихть тя ёфксса? (Ребята, какие герои есть в нашей сказке?)
- Машттама минь мокшекс лемдемс ёфксста ломаттнень? (А можем ли мы назвать людей по-мокшански?)
- Пара! А кодама жуватат улихть тя картинкаса? Азовихть ли теенк синь мокшекс? (Хорошо! А какие животные присутствуют на картинке? Можем ли мы их назвать по-мокшански?)
- Мес теенк аф азовихть мокшекс жувататне? (Почему у нас не получается перечислить животных по-мокшански?)
- Кода арьсетяда, шабат, мезенди минь тячи тонаттама? (Как выдумаете, ребята, чему мы с вами должны научиться на уроке?)
- Кода лемдьсаськ уроконьконь? (как назовём наш урок?)
- Виде! Тячиень минь теманьке: «Ряпске». И карматама минь корхтама жувататнень колга. (Правильно! Сегодня наша тема называется: «Репка». И говорить мы будем о животных.) (Слайд №2)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Выполнение пробного задания.
2. Фиксирование затруднений в пробном учебном действии.
3. Волевая саморегуляция в затруднении.
3. Объяснение нового материала Сценка «Репка»
- Шабат, эрьда варчсаськ минць налхкомс тя интереснай ёфкскять. Тинь мяленте? (Давайте попробуем сыграть сами эту интересную сказку. Вы согласны?)
- А мезе чеенк аф максы? (А что нам мешает?)
- Виде, теенк инголи эряви содамс кода ня геройхне лемдевихть мокшекс) (Правильно, сначала мы с вами должны узнать как называются эти герои по-мокшански)
Знакомство с новыми словами
- Доскаса кудонь жуватат, улихть ли ётксост стамот, конат ашет ёфкссонк? (На доске записаны домашние животные, скажите все ли они герои нашей сказки?)
- Сёрмадсаськ од валхнень валксс. (Запишем новые слова в словарик)
(Слайд №3)

(Сначала учитель читает новые слова, потом хором с классом)
- Варчсаськ налхкомс! (Попробуем сыграть!)
(Учитель читает слова автора, а роли раздаёт детям (небольшие реплики) Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4. Первичное закрепление с проговариванием вслух Работа с учебником
- Шабат, панжесть книгантень сизьгемоньце лопанять. (Дети откройте учебники на 70 странице)
Морафтсаськ васенце упражнениять. Эряви лувомс и лемдемс стихотворениясь. (Выполним первое упражнение. Нужно прочитать и озаглавить стихотворение) (Сначала читает учитель, далее несколько учеников. Вместе стараемся перевести)
Катонязень, лемоц Крола,
Эхи нола! Эхи Нола!
Шеерхт ёфси аф кундай,
Мявксни: «Вискас тейне дай» Коммуникативные УУД
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД
1. Мыслительные операции.
2. Выдвигают гипотезы и обосновывают их.
3. Поиск и выделение необходимой информации.
4. Установление причинно – следств. связи.
5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону Работа у доски
- Ванода доскяти, тяса максфт валхт. Теенть эряви содамс жувататтнень колга валхнень. (Посмотрите на доску, здесь даны слова. Вам нужно угадать слова на тему: «Животные») (Слайд №4)

(Слайд №5)

Физкультминутка
(Включается видео-физкультминутка) Коммуникативные УУД
1. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
6. Включение в систему знаний и повторение Кроссворд
- Шабат, экранца и партантень лангса кроссворд, конань теенк эряви содамс. (Ребята на экране кроссворд, который мы с вами должны разгадать) (Дети сидят группами (командами) разгадывают кроссворд) (Слайд №6)

(Слайд №7)

Опрос
- Тусь ли мялезонт уроксь? Мес? (Понравился ли вам урок? Почему?)
- Мезе од тинь содаде урокста? (Что нового вы узнали на уроке?)
- Мезсь теенть ульсь стака? (Что вам показалось сложным?)
- Мезсь тусь сяда мялезонт? (Что вам больше всего понравилось?)
Домашнее задание
- Сёрмадость кудонь тевть. (Запишите домашнее задание)
Нарисовать рисунок и рассказать о своём любимом домашнем животном. (Слайд №8)
Коммуникативные УУД
1. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
2. Успешного сотрудничества.
Регулятивные УУД
1. Контроль, коррекция, оценка.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Выставление оценок
- Тячи пяк лац покодеде, тяни ванцаськ илядсть тинь кизефксонте или аш! (Сегодня вы очень хорошо работали, теперь посмотрим остались ли у вас вопросы по нашей теме?)
Игра «Светофор»
(На партах по 3 кружочка, дети поднимают нужный цвет. На слайде значение каждого цвета) ( Слайд №9)
- Кодама тюсса кружоконять кеподьсасть? (Ребята какого цвета кружочек вы сегодня поднимите?)
Якстерь – мон семботь шарьхкодине
Тюжя – тейне эряви лездомс
Сянгяря – мон семботь шарьхкодине, мялезе лездомс ялгазендиге
(Красный – я всё понял
Жёлтый – мне нужна помощь
Зелёный – я всё понял и могу помочь другу)
- Пяк пара. Кудонь тевсь шарьхкодеви?
Няемозонк, шабат! (Очень хорошо! Домашнее задание понятно? До свидания, дети!) Познавательные УУД
1. Рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные УУД
1. Контроль и оценка способов своей деятельности.
Личностные УУД
1. Самооценка на основе критерий успешности.
2. Адекватное понимание успешности или неуспешности.
3. Следование моральным нормам и этическим требованиям
Репка
Озафтсь атясь ряпскя. Кассь ряпссь оцюдонга-оцю кармась атясь модаста таргамонза: уски-уски, аф таргави.
Сердезе атясь бабать.
– Баба, аде ряпсть таргасаськ!
Бабась фатясь атять эс, атясь ряпсть эс – ускихть-ускихть, аф таргави.
Тердезе бабась уноконянц.
– Уноконяй, аде ряпсть таргасаськ!
Уноксь фатясь бабать эс, бабась атять эс, атясь ряпсть эс – ускихть-ускихть, аф таргави.
Тердезе уноксна Жучка пиненять.
– Жучка, аде ряпсть таргасаськ!
Жучкась фатясь унокть эс, уноксь бабать эс, бабась атять эс, атясь ряпсть эс – ускихть-ускихть, аф таргави.
Тердезе жучкась катоть.
– Катоня, аде ряпсть таргасаськ!
Катось фатясь Жучкать эс, Жучкась унокть эс, уноксь бабать эс, бабась атять эс, атясь ряпсть эс – ускихть-ускихть, аф таргави.
Тердезе катось шеернять.
– Шеерня, аде ряпсть таргасаськ!
Шеерсь фатясь катоть эс, катось Жучкать эс, Жучкась унокть эс, уноксь бабать эс, бабась атять эс, атясь ряпсть эс – ускихть-ускихть, таргавсь ряпссь.
(Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытащили репку!)