Рабочая программа Литература. 6 класс. УМК Школа 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА» для 6 «А» класса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.






Общая характеристика учебного
предмета «Литература»
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1–11-й классы).
В программе для 5–8-го классов выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга»
· избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Учитель вправе выбрать текст для обзорного изучения в соответствии с возможностями и интересами учащихся, соб-ственными читательскими предпочтениями.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно
·, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечива-ющих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).
Структура и содержание курса
Ориентация разделов программы для 5–8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет её значительное обновление по сравнению с другими действующими программами.
В соответствии с целями и задачами курса нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литература».
Линии, общие с курсом «Русский язык».
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литература».
4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
– эмоциональная ценность произведения;
– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Выделяются следующие этапы литературного образования школьников в основной школе:
5–6-й классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.
Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебники 5–8-го кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты
Названия учебников отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определённого возраста:
5-й класс – «Шаг за горизонт»;
6-й класс – «Год после детства»;
7-й класс – «Путь к станции «Я»;
8-й класс – «Дом без стен»;
9-й класс – «История твоей литературы».
В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе.
Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики).
Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики – обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырём линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;
– давать интерпретацию прочитанного на основе лично-стного восприятия; отбирать произведения для чтения;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.),
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.




Описание места учебного предмета
«Литература» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю составляет 12 ч. (5-й класс – 3;
6-й класс – 2; 7-й класс – 2; 8-й класс – 2; 9-й класс – 3 часа в неделю).





























Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета «Литература»











ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ








ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ





КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ


5–9-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).




Содержание учебного предмета «Литература».
6-й класс (70 ч.)

Введение (1 ч.).
Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.
Раздел 1. Пролетая над снами (10 ч.).
Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.
Для текстуального изучения.
В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.
А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.
М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Песни западных славян».
А.П. Чехов «Страшная ночь».
Истоки мистического в литературе.
П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).
Философский смысл новеллы и повести.
Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.
Раздел 2. Сказки для взрослых (10 ч.).
«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.
Для текстуального изучения.
В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).
Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.
Для обзорного изучения.
Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.
М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.
В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.
Теория литературы.
Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».
Раздел 3. Следы во времени (12 ч.).
Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.
Для текстуального изучения.
Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.
Для обзорного изучения.
Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.
Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.
Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).
Эпос разных народов.
Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».
Из абхазских сказаний о нартах.
Из киргизского эпоса «Манас».
Из якутского эпоса «Олонхо».
Из карело-финского эпоса «Калевала».
Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.
Теория литературы.
Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.
Раздел 4. Открывая мир вокруг (20 ч.).
Многообразие реального и художественного мира. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».
И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».
Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ соб-ственных переживаний автора в рассказе.
К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».
Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.
Для обзорного изучения.
М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.
А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.
О. Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.
Теория литературы.
Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.
Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы (10 ч.).
Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.
Для текстуального изучения.
И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.
Для обзорного изучения.
Эзоп. Басни.
Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».
И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».
Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.
Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).
Теория литературы.
Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как сред-ства выражения авторского отношения к изображаемому, приёмы создания комического.
Раздел 6. Стихи из заветной тетради (4 ч.).
Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.
Для текстуального и обзорного изучения.
С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.
Теория литературы.
Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.
Обобщение (1 ч.).
Мир твоей литературы.
Развитие речи.
1) Подробный, сжатый, выброчный пересказ текста.
2) Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение размышление о книге.
3) Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.
4) Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору).
Чтение и изучение произведений – 64 ч.
Развитие речи – 6 ч.












Содержание учебного материала
№ п/п
Наименование разделов курса
Количество часов всего
В том числе
Элементы содержания




Контрольных и проверочных работ
Часов развития речи (сочинений)


1.
Введение
1


Художественная и нехудожественная литература,

2.
Раздел I. Пролетая над снами
19
1
1
Мистика. Баллада. Внутренний мир героя, автора. Новелла. Повесть. Символ. Эпиграф. Драма.

3.
Раздел II. Сказки для взрослых
12
1
1
«Вечные темы». Сказка. «Рассказ в рассказе». Ритм. Звукопись. Литературная сказка.

4.
Раздел III. Следы во времени
12

1
Миф, героический эпос, гипербола.

5.
Раздел IV. Открывая мир вокруг
14

1
Деталь. Авторская позиция.

6.
Раздел V. Смеясь сквозь слезы
8


Аллегория, мораль, нравоучение, «эзопов язык»

7.
Раздел 6. Стихи из заветной тетради
4
1

Тропы: метафора, эпитет, олицетворение.


Всего:
70
3
4



Календарно -тематическое планирование



Дата


Раздел, содержание раздела

Тема урока

Колич. часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся
Регулят. УУД
Познават УУД
Коммуникат. УУД
Домашнее задание

1.
1 нед. сент.
Введение
Прощай, детство! Здравствуй, отрочество!
1 ч
Беседа
Р 1. самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы

Ответить на вопросы с.4(устно) читать балладу Жуковского «Светлана»



Раздел 1 Пролетая над снами

19 ч.
1




2.
1 нед. сент.

Баллада как литературный жанр

Беседа
П 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную
2. Пользоваться приемами изучающего чтения
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст, несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема)
4. Пользоваться приемами различного чтения
Учить определение баллады, перечитать балладу. Вопрос 6 с.13

В.А.ЖУКОВСКИЙ «БАЛЛАДЫ»*
2

1



Беседа, изучение нового

Наизусть фрагмент из баллады, по биографии Жуковского составить 5-6 вопросов

3.
2 нед. сент.

«Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье». (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»)






4.
2 нед. сент.

Таинственная сила мистики (баллада И.В.Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)
1
Беседа, изучение нового

Выраз чтение с.15, читать с.17-61(Гоголь)

Н.В.ГОГОЛЬ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»*
2
1


Пересказ по вариантам (Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

5.
3 нед. сент.

Быт и нравы Малороссии в изображении Н.В.Гоголя





6.
3 нед. сент.

Смешно или страшно? (Изображение нечистой силы в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
1


Вн. Чт. Читать повесть Гоголя «Вий» ответ на вопрос 3 с.62

7.
4 нед. сент.
А.С.ПУШКИН «УТОПЛЕННИК», «БЕСЫ»*
Мистическое и лирическое в стихотворениях А.С. Пушкина «Утопленник», «Бесы».
1


Выраз. Чтение с.65-66 ответ на вопрос с.66

8.
4 нед. сент.
А.П.ЧЕХОВ «СТРАШНАЯ НОЧЬ»
Шуточки писателя Чехова (рассказ А.П.Чехова «Страшная ночь)
1

5. Излагать содержание прочитанного текста(прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно
6. Пользоваться словарями, справочниками
7. Осуществлять анализ и синтез

8. Устанавливать причинно-следственные связи
9. Строить рассуждения

К 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее



3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
4. Осознавать важность коммуникативных умений
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других
7. Слушать и слышать других, принимать иную точку зрения
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением

Читать с.67-73(Чехов) ответ на вопросы с.73 кратко биография Чехова(письм)

П.МЕРИМЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВО
2
1






Читать и пересказывать с.78-101, рисунки

9.
5 нед. сент.







Проспер Мериме и «Песни западных славян» А.С.Пушкина









1011
6 нед. окт.

«Берегись любящей» (новелла П.Мериме « Венера Илльская»)
1


Ответ на вопрос 8 с. 101, реферат по биографии Метерлинка

ГИ ДЕ МОПАССАН «ОРЛЯ»
2
1


Прочитать пьесу «Синяя птица» Метерлинка

12.08.13
6 нед. окт.

«Как глубока эта тайна Невидимого!» (по рассказу Ги де Мопассана «Орля»)





13.08.13
7 нед. окт.

«Он, мой пленник, новое Существо, новый повелитель – Орля!»
1


Составить 10 вопросов по содержанию пьесы

МОРИС МЕТЕРЛИНК «СИНЯЯ ПТИЦА»
5
1


7-10 вопросов по биографии Метерлинка, посмотреть фильм «Синяя птица»

14.
7 нед. окт.

Лауреат Нобелевской премии (несколько слов о писателе Морисе Метерлинке).





15.
8 нед. окт.

В каждом предмете есть своя душа
1


Перечитать 1,2 действия пьесы, чтение по ролям

16.
8 нед. окт.

В поисках синей птицы
1


Перечитать 3, 4 действия пьесы, чтение по ролям

17.
9 нед. окт.

Блаженства и радости в жизни каждого из нас
1


Прочитать до конца пьесу

18.
9 нед. нояб.

Где же наша Синяя Птица
1


Подготовиться к зачету по вопросам с.172-173

19.
10 нед. нояб.

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу I)
1


Подготовиться к сочинению( темы с.174-175, план, эпиграф...)

20.
10 нед. нояб.
Развитие речи



Сочинение по разделу «Пролетая над снами
1
Сочинение

Сообщение о Гауфе(коротко письменно) прочитать другие сказки Гауфа

Раздел II. Сказки для взрослых
12 ч



ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ «МАЛЕНЬКИЙ МУК»*
2

Р 1. Самостоятельно ставить новые цели урока
2. Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели
3. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы

П 1. . Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную
2. Пользоваться приемами изучающего чтения
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст, несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема)
4. Пользоваться приемами различного чтения
5. Излагать содержание прочитанного текста(прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно
6. Пользоваться словарями, справочниками
7. Осуществлять анализ и синтез
8. Устанавливать причинно-следственные связи
9. Строить рассуждения



21.
11 нед. нояб.

Волшебники бывают молодыми (жизнь и творчество Вильгельма Гауфа)
1


рисунки к сказкам Гауфа, читать с.177-189 («Маленький Мук»)

22.
11 нед. нояб.

Бедный маленький Мук (анализ сказки В.Гауфа «Маленький Мук»)
1


План, краткий пересказ сказки

23.
12 нед. нояб.
Н.Д.ТЕЛЕШОВ «БЕЛАЯ ЦАПЛЯ»
Преступление принцессы Изольды (по сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля»)
1


Сообщение о писателе, читать с.191-203( «Белая цапля»), ответить на вопросы с.203





Э.Т.-А.ГОФМАН «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»*
3




24.
12 нед. декаб.

«Музыкант» Гофман (несколько слов о жизни и творчестве писателя)
1


Книга 2 читать с.5-15
(«Щелкунчик»)

25.
13 нед. декаб.

Кто же такой крестный Дроссельмейер? (двоемирие в сказке «Щелкунчик и мышиный король»)
1


Читать с.15-32 (продолжение) ответить на вопросы с.45
1-4

26.
13 нед. декаб.

Добрая Мари и отважный щелкунчик
1


Читать с.32-44 ответить на вопросы с.45
5-9

Г.-Х.АНДЕРСЕН «РУСАЛОЧКА»*
2




27.
14 нед. декаб.

Наш чудесный сказочник (жизнь и творчество Г.-Х. Андерсена)
1


Сообщение о писателе(письменно) прочитать сказку «Русалочка» с.47-66

28.
14 нед. декаб.

Любовь, самоотверженность, страдание (анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»)
1


Художест пересказ отрывка по вариантам

29.
15 нед. декаб.
А.Н.ТОЛСТОЙ «РУСАЛКА»
Русалочье коварство (по сказке А.Н. Толстого «Русалка»)
1


Пересказ краткий с.68-73(А.Толстой «Русалка»)

30.
15 нед. декаб.
В.В.ВЕРЕСАЕВ «СОСТЯЗАНИЕ»
Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)
1









Читать с.76-84, выразит чтение с.74 (Лермонтов «Русалка»), ответить на вопросы к зачету с.84

31.
16 нед. декаб.

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу II)
1
Провероч-ная работа
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
4. Осознавать важность коммуникативных умений
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра

Подготовиться к сочинению (темы с.85)

32.
16 нед. декаб.
Развитие речи
Сочинение по разделу «Сказки для взрослых».






















1
Сочинение
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других
7. Слушать и слышать других
8. Выступать перед аудиторией с сообщениями
9. Пользоваться монологом и диалогом
Дополнительное внеклассное чтение

Раздел III. Следы во времени
12
Р 1. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы
2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью
3. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями


РУССКИЕ БЫЛИНЫ
3

П 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации
2. Пользоваться разными видами чтения
3. Изучать информацию, представленную в разных формах
4. Пользоваться разными формами аудирования


33.
17 нед. янв.

«То старина, то и деяние» (о русской былине)
1


В°ыразительное чтение былины с.89-93, ответить на вопросы с.94

34.
17 нед. янв.

«А тут станут мужички меня похваливати: «Молодой Микула Селянинович» (былина «Вольга и Микула Селянин-ч»*
1


Чтение былины с. 97-104, дополнительное чтение былин по вариантам

35.
18 нед. янв.

«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» («Илья Муромец и Соловей-разбойник»*)
1

5. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую(составлять план, таблицу, схему)
6. Излагать содержание прочитанного, прослушанного
7. Пользоваться словарями, справочниками
8. Осуществлять синтез и анализ
9. Устанавливать причинно-следственные связи
10. Строить рассуждения
Читать башкирский эпос с.106-113, творческая работа с.105

ЭПОС РАЗНЫХ НАРОДОВ
4

К 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве
2. Формулировать собственное мнение и позицию. Аргументировать ее и координировать ее с позицией партнеров в совместной деятельности
3. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
4. Задавать вопросы
5. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни
6. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом ситуации, создавать тексты разного стиля, типа, жанра
Читать с.114-129

36.
18 нед. янв.

«Вот для чего я рожден батыром» (башкирский народный эпос «Урал-батыр»)
1








37.
19 нед. янв.

Сасрыква и Манас (эпос народов Кавказа и киргизский эпос)
1


Ответить нв вопросы с. 122

38.
19 нед. янв.

«Калевала» - карело-финский народный эпос
1


Читать с. 132-148ответить на вопросы с. 137, 149

39.
20 нед. февр.

«Вам из диких стран принёс я Эту песнь о Гайавате» (Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Из древнего эпоса североамериканских индейцев).
1


Наизусть отрывок из «Песнь о Гайавате» с.138-139

40.
20 нед. февр.
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи»
1

7. Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание
Читать мифы с.150-162, выписать имена богов

ГОМЕР «ОДИССЕЯ»
2

8. Адекватно использовать речевые средства для решения различные коммуникативных задач, пользоваться монологом и диалогом


41-42.
21 нед. февр.

«Старца великого тень чую смущенной душой» (анализ фрагмента из поэмы Гомера «Одиссея»).
2

9. Высказывать и обосновывать свою точку зрения
Читать с.163-175(«Одиссей у Циклопов»)
подготовиться к зачету с.175

43.
22 нед. февр

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу III)
1

10. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения. Быть готовым корректировать свою точку зрения
Подготовиться к сочинению (темы с.176)

44.
22 нед. февр.
Развитие речи






Сочинение по разделу «Следы во времени»
1
Сочинение
Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями
Дополнительное чтение мифов (Кун «Мифы Древней Греции»)

Раздел IV. Открывая мир вокруг
14

Р 1. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы
2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью
3. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями


45.
23 нед. февр.
К.Г.ПАУСТОВСКИЙ «СТАРИК В
СТАНЦИОННОМ БУФЕТЕ»*
Книга – учебник жизни
1

П 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации
2. Пользоваться разными видами чтения
3. Изучать информацию, представленную в разных формах
4. Пользоваться разными формами аудирования
Читать с. 179-184
(Паустовский) творческую работу закончить с. 184

И.С.ТУРГЕНЕВ «МУМУ»*, «БИРЮК»*
3




46-47.
23-24 нед. март

Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)

2


Прочитать с.185-212 (Тургенев «Муму») художественный пересказ отрывка по вариантам

48.
24 нед. март

Глубокий интерес к человеку (И.С. Тургенев «Бирюк»)
1


Читать с.213-220 («Бирюк»)

49.
25 нед. март
Л.Н.ТОЛСТОЙ «СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ»*
Чувство, живущее в сердце солдата (по рассказу ( Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце»)
1


Книга 3 читать с.5-13 наизусть с.14 (Лермонтов «Сон»)



50.
25 нед. март

Поэты о войне
1


Читать с.21-25, краткий пересказ

51.
26 нед. март
А.ГРИН «ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ФУТОВ»
Наше тайное «я» (изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов»)
1


Сообщение о писателе (О.Генри, А.Грин по вариантам), читать с 25-31

52.
26 нед. март
О.ГЕНРИ «ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ»
Что такое истинный шедевр (по рассказу О’Генри «Последний лист»)
1

5. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую(составлять план, таблицу, схему)
6. Излагать содержание прочитанного, прослушанного
7. Пользоваться словарями, справочниками
8. Осуществлять синтез и анализ
9. Устанавливать причинно-следственные связи
10. Строить рассуждения
Читать с.32-44 (Пушкин «Выстрел») внеклассное чтение «Метель»

А.С.ПУШКИН «ВЫСТРЕЛ»* РОМАН «ДУБРОВСКИЙ»*
4

К 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве
2. Формулировать собственное мнение и позицию. Аргументировать ее и координировать ее с позицией партнеров в совместной деятельности
3. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
4. Задавать вопросы
5. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом ситуации, создавать тексты разного стиля, типа, жанра















53.
27 нед. апр.

«Предаю тебя твоей совести» (нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Выстрел»)
1


7. Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание



Читать 1-4 главы повести «Дубровский» с.46-67

54.
27 нед. апр.

Столкновение характеров упрямых и своенравных
1


Читать 5-11 главы с.67-96

55.
28 нед. апр.

Офицер становится разбойником



1


Творческая работа с.120 читать до конца повесть

56.
28 нед. апр.

Искалеченные судьбы сына и дочери
1


Подготовиться к зачету с. 120

57.
29 нед. апр.

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу IV)
1

8. Адекватно использовать речевые средства для решения различные коммуникативных задач, пользоваться монологом и диалогом
Подготовиться к сочинению с.121

58.
29 нед. апр.
Развитие речи
Сочинение по разделу IV «Открывая мир вокруг»
1
Сочинение
9. Высказывать и обосновывать свою точку зрения
Читать «Повести Белкина «А.С.Пушкина (внеклассное чтение)

Раздел V. Смеясь сквозь слезы
8 ч

См ранее


БАСНЯ КАК ЛИТРАТУРНЫЙ ЖАНР
2




59.
30 нед. апр.

Басня и ее история
1


2 басни Эзопа (на выбор наизусть) с.123-124

60.
30 нед. апр.
И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха»,
Великий мастер русской басни (творчество И.А.Крылова)
1


Творческая работа с.130 выразит чтение басен Крылова



«Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан».






61.
31 нед. май
М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»
Страшная сила сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
1


Читать с.132-139
( Салтыков-Щедрин),
с. 141-144 (Чехов)

А.П.ЧЕХОВ. «ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ», «СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА», «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ», «ХАМЕЛЕОН»
2




62-63.
31 32 нед. май

Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова
2


Читать с.144-154 (Чехов) подготовиться к творческой работе с.154

64.
32 нед. май.
Р.БЁРНС. ЭПИГРАМЫ И ЭПИТАФИИ.
Умей отличить эпиграмму от эпитафии!
1


Читать с.154-168

65.
33 нед. май.
И.ИЛЬФ, Е.ПЕТРОВ «ЛЮБИТЕЛИ ФУТБОЛА»
Что такое фельетон? (по рассказу И.Ильфа и Е.Петрова «Любители футбола»)
1


Читать с. 169-177ответить на вопросы с. 177

66.
33 нед. май
ДЖРОМ К.ДЖЕРОМ. «ТРОЕ В ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ»
Хорошо втроем в лодкене считая собаки ( Джером К. Джером и его книга «Трое в лодке, не считая собаки»)
1


Выразительное чтение стихов с.179-185

Раздел 6. Стихи из заветной тетради
2

См ранее


67.
34 нед. май

Твоя поэтическая антология
1


Подготовиться к проверочной работе

68.
34 нед. май

Обобщение: «Мир твоей литературы». Проверочная работа № 2
1
Проверочная работа

Читаем летом...

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Литература».
Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». Учебники в 2-х частях для 5-го («Шаг за горизонт»), 6-го («Год после детства»), 7-го «Путь к станции “Я”»), 8-го («Дом без стен») классов.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Литература». Учебник для 9-го класса в 2-х частях («История твоей литературы»).
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Тетради по литературе» для 5, 6, 7-го классов.
Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебникам 5, 6, 7, 8-го классов.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературы, относятся DVD-плеер, компьютер, телевизор.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).

Стенды, портреты писателей, иллюстрации, видеофильмы, аудиозаписи, диафильмы – см. паспорт кабинета № 402.
Ресурсы библиотеки гимназии (художественная литература, словари, энциклопедии)
Контрольно-измерительные материалы (распечатки контрольной работы по проверке остаточных знаний, карточки с индивидуальными заданиями – см. паспорт кабинета и приложение).
Образовательные ресурсы сети Интернет: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Приложения
Учебно-методическое обеспечение
Список основной литературы для обучающихся:
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. «Год после детства». Учебник-хрестоматия для 6-го класса. В 2-х кн. Изд. 2-е, исп. и доп. – М.: Баласс, 2010
Рабочая тетрадь: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чиндилова О.В. Тетрадь по литературе. 6 класс. (К учебнику «Год после детства»). – М.: «Баласс», 2010. – (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
Дополнительная литература для учителя:
Барова Е.С. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства». Методические рекомендации для учителя / Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Изд. 2-е перераб. – М.: Баласс, изд. Дом РАО, 2005. – 256 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
Дополнительная литература для обучающихся:
Как написать сочинение. Справочник школьника/ Сост. Н.Г. Быкова;
Научные редакторы И.К. Кременская и В.В. Славкин М.: Филол. о-во «СЛОВО», ACT, Компания «Ключ-С», Центр гуманитарных наук
при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. 576 с.
Литература: Справ. шк./Науч. разработка и сост. Н. Г. Быковой; Науч. ред. В. Я. Линков. М.: Филолог, об-во «Слово», Издательский дом «Ключ-С», ООО «Издательство АСТ-ЛТД», Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 576 с.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Изд-во «Росмэн», 2000 г.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся должен

знать
уметь
применять

содержание изученных произведений, творческую биографию писателей, творчество которых изучается в курсе литературы 6 класса
подробно, сжато, выборочно пересказывать изученные произведения, рассказывать о творчестве писателей
для построения развернутых аргументированных высказываний различных форм и жанров;

определения литературных терминов: басня, эпитафия, эпиграмма, рассказ, повесть, роман, сказка, литературная сказка, мистика, мистификация
различать литературные жанры, использовать терминологию в устных ответах
при написании творческих работ и сочинений различных жанров, в процессе написания исследовательских работ по литературе;

отличительные особенности мистической литературы, эпического, драматического произведения, лирического стихотворения
аргументировано доказывать принадлежность произведения к одному из видов, родов литературы
при выборе произведений для самостоятельного чтения;

особенности литературного произведения как художественного целого, с учётом его специфики
характеризовать произведение как художественное целое, с учётом его специфики
при написании отзыва о прочитанной книге, эссе;

нравственную и эстетическую ценность художественного произведения
видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; рассуждать о проблеме, поставленной автором произведения, определять эту проблему
при выполнении письменных работ различного характера, написания сочинений разных жанров (сочинение-рассказ о литературном герое, о книге, сравнительная характеристика двух героев, сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе);

особенности публичного выступления, средства выразительности устной речи (невербальные средства, ритм, темп, тембр, логическое ударение, пауза, высота голоса, громкость)
выразительно читать художественное произведение (с листа и наизусть)
при подготовке и в процессе публичного выступления (выступления на различных конкурсах, защита исследовательских работ);

принцип построения справочного аппарата книги, лингвистического словаря
самостоятельно находить информацию о писателе, о литературном творчестве
в процессе работы со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.


Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа по проверке остаточных знаний
Цель: проверить уровень усвоения материала 5 класса.
Обучающиеся должны знать:
Определения литературных жанров: эссе, рассказ, поэма, повесть, роман (1 задание).
Содержание изученных в 5 классе произведений (2 задание).
Особенности литературного портрета (3 задание).
Виды художественной литературы, особенности фантастической, приключенческой, детективной литературы (4-6 задания).
Обучающиеся должны уметь:
Узнавать литературного героя по его портрету (2 задание).
Узнавать литературное произведение по го отрывку (2, 3 задания).
Давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос (3-5 задания).
Писать сочинение-рассуждение (6 задание).
Уровень: базовый. Время написания: 1 урок (45 минут)
Инструкция для учителя:
Тестовое задание (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 5 баллов).
Узнайте литературный жанр по его определению:
Эпическое произведение с большим, чем в рассказе, числом сюжетных линий, эпизодов, персонажей; более сложно построенное, чем рассказ, но менее развернутое, чем роман.
Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.
Небольшое по объему изображенных явлений повествовательное произведение.
Крупное произведение эпического рода, в котором подробно показаны судьбы персонажей на протяжении большого отрезка времени.
Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Ответы:
А) Эссе.
Б) Рассказ.
В) Поэма.
Г) Повесть.
Д) Роман.
II. Узнайте героя и произведение по его литературному портрету, назовите автора произведения (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 5 баллов):
Будто вырубленная из дуба, тяжеловесная, суровая фигура казалась частью меблировки. Большие очки в черепаховой оправе напоминали два циферблата от часов. Как маятники, двигались его глаза серо-пепельного цвета, переходя со строки на строку письма. Прямоугольный нос, прямой разрез глаз, рта и квадратный, выдающийся вперед подбородок придавали лицу вид стилизованной декоративной маски, вылепленной скульптором-кубистом.
Многое в характере отшельника внушало интерес и уважение. Я увидел, что он отлично образован и наделен недюжинными способностями, но вместе с тем заражен мизантропией и страдает от болезненного состояния ума, впадая попеременно то в восторженность, то в угрюмость. У было много книг, но он редко к ним обращался. Он предпочитал охотиться и ловить рыбу или же бродить по прибрежному песку и миртовым зарослям в поисках раковин и насекомых.
Но наружность не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных несчастий; крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум. В то время как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение. Под ним как будто струилась глубокая неустанная печаль.
был маленький кругленький шкет. Весь какой-то сдобный, лоснящийся. Даже улыбался он как-то сладко, аппетитно. Больше всего он был похож на сытого, довольного паучка.
Старая шинель и нещегольское платье показывали в нём того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде.
Ответы:
А) Чартков.
Б) Профессор Керн.
В) Слаёнов.
Г) Легран.
Д) Пан Тыбурций.
III. Ответьте на вопрос:
Для чего автор вводит в произведение портреты героев? (полный правильный ответ – 5 баллов)
IV. Узнайте произведение и его автора по отрывку:
- Я прослеживаю всю их жизнь и отмечаю, какие особи живут долго. Таких очень мало. Найдя зверя, которого подстерегает смерть под упавшим деревом или в асфальтовом озере, я отмечаю час, минуту, секунду, когда он гибнет. Затем стреляю красящей пулей. Она оставляет на коже метку. Когда экспедиция отбывает в Прошлое, я рассчитываю все так, чтобы мы явились минуты за две до того, как животное все равно погибнет. Так что мы убиваем только те особи, у которых нет будущего. Видите, насколько мы осторожны?
Ответьте на вопросы:
1. К какому виду художественной литературы относится данное произведение?
2. Для чего писатели создают такие произведения? О чем хотят рассказать своим читателям?
(названы автор и название – 2 балла, указан вид – 1 балл, дан ответ на 2 вопрос – 2 балла, максимум – 5 баллов)
V. Назовите имена известных сыщиков, с которыми вы познакомились на уроках литературы. Ответьте на вопрос: «Каким должен быть настоящий детектив?» (названы имена сыщиков – 2 балла, дан ответ на вопрос – 3 балла, максимум – 5 баллов)
VI. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Чему нас учат произведения приключенческой литературы?» (оценивается содержание сочинения по критериям оценивания сочинений, максимум – 5 баллов).
Выставление оценки за контрольную работу:
26 – 30 баллов – «5»,
20 – 25 баллов – «4»,
12 – 19 баллов – «3»,
6 – 12 баллов – «2»,
0 – 5 баллов – «1».
Оценивание результатов контрольной работы:
Качество знаний 60 – 100 %, успешность 100 % - высокий уровень усвоения материала;
качество знаний 30 – 60 %, успешность 100 % - средний уровень усвоения материала;
качество знаний 0 – 30 %, успешность менее 80 % - низкий уровень усвоения материала.
Проверочная работа № 1
Цель: проверить качество ЗУН, приобретённых в течение I полугодия.
Обучающиеся должны знать:
Роды литературы (задание № 1);
Содержание изученных произведений (задания № 1-7);
Определение и особенности аннотации (задание № 4);
Определения и характерные черты эпических жанров, типы речи (задании № 5,6);
Особенности мистической литературы Задание № 7);
Особенности драмы (задание № 8).
Обучающиеся должны уметь:
Различать роды литературы (задания № 1,5,6);
Узнавать литературного героя по отрывку художественного текста (задание № 2);
Вести диалог с автором через текст (задание № 3);
Составлять аннотацию на прочитанное произведение (задание № 4);
Уметь соотносить понятия род – жанр – тип речи (задание №5);
Использовать в собственной речи названия родов литературы, приводить примеры произведений (задание № 6);
Узнавать жанр произведения по отрывку и создавать текст мистической направленности (задание № 7);
Создавать ремарки для драматического произведения (задание № 8).
Время проведения – один урок (45 минут). Уровень: базовый.
Задания и критерии оценки:

Задание
Критерии

1.
Найди четвёртое лишнее. Объясни своё решение. «Синяя птица», «Маленький Мук», «Русалочка», «Белая цапля». Эпос, лирика, пьеса, драма. Новелла, очерк, поэма, рассказ
По 1 баллу за каждый правильный ответ + по 1 баллу за верное объяснение, максимум 6 баллов.

2.
Вставь имя литературного героя. 1) Сначала страшно показалось ______, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. 2) В то время _____________ был уже стариком, но рост имел крошечный. Вид у него был довольно смешной: на маленьком тощем тельце торчала огромная голова, гораздо больше, чем у других людей. 3) Мари сейчас же взяла __________ и дала ему грызть орехи, но она выбирала самые маленькие, чтобы человечку не приходилось слишком широко открывать рот, так как это, по правде сказать, его не красило.
По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 3 балла.


Задание
Критерии

3.
Продолжи вычитывание смыслов из предложения: Одна только ночь осталась чёрту шататься на белом свете, но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. 1) Жизнь чёрта довольно хлопотная – он шатается по всему белому свету. 2)___________________________________________________________ 3)___________________________________________________________ 4)___________________________________________________________ 5)___________________________________________________________ 6)____________________________________________________________
5-6 смыслов – 5 баллов, 3-4 – 3 балла, 1-2 – 1 балл

4.
Составь аннотацию на любую из книг, прочитанных тобою в первом полугодии.

Аннотация, составленная по правилам - 4 балла, есть недочеты -2 балла.

5.
Составь цепочку, объединяющую название литературного рода, жанра и типа текста (например: лирика – песня – описание).
1 балл за каждую цепочку, максимум 3 балла.

6.
Составь предложения со словами эпос, лирика, драма, включи в них названия прочитанных тобою произведений.
1 балл за каждое верное предложение, максимум 3 балла.

7.
Придумай сюжет рассказа или напиши несколько предложений по началу «Было ещё только без десяти или без пятнадцати восемь, как вдруг зазвонил телефон».
Максимум 5 баллов.

8.
Используй эту же фразу как основу авторской ремарки для драматического произведения. Запиши её в «правильном» варианте. Если нужно, уточни место действия, обстановку.
Максимум 5 баллов.



Максимум: 34 балла.

Выставление оценки:
«5» - 28-34 балла;
«4» - 20 27 баллов;
«3» - 12-19 баллов;
«2» - 4 – 11 баллов;
«1» - 0 – 4 балла.
Проверочная работа № 2
Цель: проверить качество ЗУН, приобретённых в течение I полугодия.
Обучающиеся должны знать:
Содержание прочитанных произведений (задание № 1, 3);
Особенности басни как жанра (задание № 2);
Жанр рассказа (задание № 4);
Признаки стихотворной речи (задание № 5);
Определение и суть аллегории (задание № 6).
Обучающиеся должны уметь:
Узнавать литературного героя по характеристике (задание № 1);
Определять идею басни (задание № 2);
Давать развернутый аргументированный ответ на вопрос (задание № 3);
Определять жанр, примерное время написания, идею произведения (задание № 4).
Время проведения – один урок (45 минут). Уровень: базовый.
Задания и критерии оценки:

Задание
Критерии

1.
Узнай литературного героя по его характеристике. Укажи автора, жанр произведения. 1) С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле. 2) В эпоху, нами описываемую, ей было семнадцать лет, и красота её была в самом разгаре. Отец любил её до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием 3) Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы
По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 3 балла.

2.
Перечисли басни, которые ты знаешь, и назови, что или кто в них высмеивается.
По 1 баллу за каждую басню + по 1 баллу за каждое верное объяснение, максимум 6 баллов.

3.
Представь, что тебе предложили инсценировать одно из произведений учебника 6 кл. «Год после детства». Что бы ты выбрал и почему?
5 баллов за развернутый ответ.

4.
Прочитай следующий текст и выполни задания.
Даниил Хармс
Диван
Одному французу подарили диван, четыре стула и кресло. Сел француз
По 1 баллу за каждый ответ, максимум 9


Задание
Критерии


на стул у окна, а самому хочется на диване полежать.
Лёг француз на диван, а ему уже на кресле посидеть хочется.
Встал француз с дивана и на кресло, как король, а у самого мысли в голове уже такие, что на кресле-то больно пышно. Лучше попроще, на стуле.
Пересел француз на стул у окна, да только не сидится французу на этом стуле, потому что в окно как-то дует.
Француз пересел на стул возле печки и почувствовал, что он устал.
Тогда француз решил лечь на диван и отдохнуть, но, не дойдя до дивана, свернул в сторону и сел на кресло.
- Вот где хорошо! – сказал француз, но сейчас же прибавил: - А на диване-то, пожалуй, лучше.
- Определи жанр.
- Предположи, когда это произведение могло быть написано.
- Напиши, для кого написано – для взрослых или детей.
- Назови, чьи голоса ты слышишь в рассказе.
- Опиши героя.
- Подумай, в какое время года могло происходить действие, подчеркни в тексте слова-подсказки.
- Объясни смысл текста.
- Сформулируй позицию автора.
- Назови произведения, похожие на это; запиши, чем они похожи.
баллов.

5.
Укажи (подчеркни) характерные признаки стихотворной речи.
Ритм, ремарка, рифма, эпитет.
Верный ответ – 2 балла.

6.
Укажи (подчеркни), какие из названных произведений построены на аллегории. Допиши имя автора, название жанра.
«Волк и ягнёнок»_______________________________________________ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»__________ «Илья Муромец и Соловей-разбойник»____________________________ «Хамелон»____________________________________________________ «Сон»________________________________________________________
По 1 баллу за каждый правильный ответ + по 1 баллу за верно указанные автор, название жанра, максимум – 6 баллов.



Максимум:
31 балл.

Выставление оценки:
«5» - 23 - 31 балл;
«4» - 14 - 22 балла;
«3» - 7 - 14 баллов;
«2» - 3 – 7 баллов;
«1» - 0 – 3 балла.
Критерии оценивания результатов проверочных работ № 1, 2:
Материал обучающимися не усвоен, если успешность ниже 100%, качество знаний 0 – 30 %;
Материал усвоен обучающимися недостаточно глубоко, если сть1-2 неудовлетворительные отметки и качество знаний составляет 31-50 %;
Материал усвоен хорошо, если успешность составляет 100 %, а качество знаний обучающихся составляет 51-74 %.
Сочинения
№ п/п
Тема
Цель
ЗУН

1.
О чём заставила меня задуматься пьеса М.Метерлинка «Синяя птица»
Формирование умения писать сочинение-размышление о книге
Знать особенности аннотации, уметь писать аннотацию на прочитанную книгу.
Уметь делать сравнительную характеристику двух героев, уметь описывать литературного героя, давать ему характеристику
Уметь писать сочинение – подражание, сочинять сказку, балладу, басню, былину.
Знать особенности типа речи – размышление, уметь писать сочинение-размышление на заданную тему, уметь делать выборочный пересказ текста, уметь размышлять над прочитанной книгой.

2.
Что такое «Сказка для взрослых»?
Нравственные уроки сказки Э. Т. - А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Формирование умения писать сочинение-размышление о книге


3.
Мой любимый былинный герой.
Формирование умения писать сочинение о литературном герое


4.
Сложное создание – человек (по рассказам И.С.Тургенева «Муму», «Бирюк»).
Уроки А.С.Пушкина (по прочитанным «Повестям Белкина»).
Автор и его герой в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце».
Формирование умения писать сочинение-размышление о книге


Основной формой проверки речевого развития обучающихся являются сочинения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки обучающихся:
Коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
Языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
Навыки правописания – орфографические и пунктуационные.
Объём сочинения – 0,5 – 1 страница.
Критерии оценивания сочинений:
Содержание
Речевое оформление
Грамотность

- соответствие содержания работы заявленной теме;
- полнота раскрытия темы;
- наличие фактических ошибок;
- последовательность изложения.
- разнообразие лексики и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Число допущенных ошибок:
- орфографических;
- пунктуационных;
- грамматических.

Любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, а вторая за грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе.
Нормы оценивания сочинений
Оценка

1.
Основные критерии оценки


Содержание и речь
2.
Грамотность
3.

«5»
Сочинение, полностью соответствующее теме, глубоко и аргументированно ее раскрывающее, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения Сочинение не должно содержать фактических ошибок. Сочинение должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей, демонстрирующим исчерпанность цитатной аргументации, выстроенным изящно в композиционном плане, написанным в соответствии с нормами литературного языка и выдержанным в стиле, соответствующем избранной теме.
Допускается наличие 1-2 речевых недочетов, 1 орфографической или 1 пунктуационной ошибки.

«4»
Сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, логичное и последовательное по изложению, хорошо выстроенное композиционно, написанное в соответствии с нормами литературного языка, стилистически соответствующее теме, лексический и грамматический строй речи которого достаточно разнообразен.
Допускаются 1 - 2 фактических неточности, не более 2 речевых недочетов, не более 2 орфографических и 2 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 1 орфографическая + 3 пунктуационных или стилистических, 0 орфографических + 4 пунктуационных или стилистических).

«3»
Сочинение, в целом раскрывающее тему, но обнаруживающее односторонность или неполноту в раскрытии темы, в котором допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение последовательности и логичности изложения, недостаточность цитатного материала и аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических конструкций, бедность словаря.
Допускаются не более 4 орфографических и 4 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 3 орфографических + 5 пунктуационных или стилистических; 0 орфографических + 8 пунктуационных или стилистических). При выставлении оценки учитываются и речевые недочеты (не более 5), имеющиеся в сочинении.

«2»
Сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, в котором обнаруживается незнание
Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества.

1.
2.
3.


литературного текста, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу текста. В сочинении наличествует нарочито упрощенный синтаксис, бедный словарь, если оно написано без соблюдения норм литературного языка.
пунктуационных; - 8 и более пунктуационных ошибок (с учётом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок боле 8 при наличии 5 грамматических

«1»
Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов
Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Наличие исправлений, сделанных в сочинении, на оценку не влияет.
Наиболее типичными ошибками являются:
- непонимание или недопонимание темы сочинения (отклонение от темы, расширение или сужение ее);
- выработка неверной идеи сочинения;
- нарушение логики в изложении идеи сочинения или в подаче материала;
- замена анализа (суждений) пересказом художественного текста или критической статьи;
- неверная оценка смысла (идеи) художественного произведения или позиции автора;
- отсутствие или недостаточность цитатной аргументации, искажение цитатного материала;
- нарушение композиционной структуры сочинения, отсутствие соразмерности его отдельных частей (введения, основной части, заключения);
- отсутствие выводов и обобщений;
- фактические ошибки (неверные даты, имена персонажей, писателей, критиков, названия, искажение сюжета);
- орфографические, стилистические (речевые), пунктуационные ошибки.
Критерии оценивания результатов:
Низкий уровень сформированности речевых умений и навыков: успешность ниже 80%, качество знаний составляет 0-30%;
Средний уровень сформированности речевых умений и навыков: успешность 80 - 100%, качество знаний составляет 31 – 60 %;
Высокий уровень сформированности речевых умений и навыков: успешность 100%, качество знаний выше 60 %.

























Изменения и дополнения, внесенные в рабочую программу

Дата
Изменения и дополнения













































































































· Произведения для текстуального и обзорного изучения внутри одного раздела объединяются по степени изучаемости (для удобства работы учителя с программой). Такое разделение текстов иногда нарушает логику построения темы, раздела в учебниках. Учителю необходимо ориентироваться на последовательность текстов в учебнике.

· В случае большого объёма текста изучаются отдельные главы, фрагменты. Такой подход к работе с крупнообъёмным текстом был заложен уже в начальной школе и позволяет значительно расширить круг авторов и произведений для учащихся 5–8 кл.
 См.:Рабочая тетрадь: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чиндилова О.В. Тетрадь по литературе. 6 класс. (К учебнику «Год после детства»). – М.: «Баласс», 2010. – (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). – стр.73

 См.: Рабочая тетрадь: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чиндилова О.В. Тетрадь по литературе. 6 класс. (К учебнику «Год после детства»). – М.: «Баласс», 2010. – (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). – стр. 75.



























13 PAGE 14215












13 PAGE 143015

























13 PAGE 144515







ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные
результаты

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

2-я линия развития: приёмы понимания и анализа художественного текста
3-я линия развития: продуктивные умения различных видов устной и письменной речи

1-я линия развития: чтение и навыки работы с информацией
6-я линия развития: сведения по теории и истории литературы

4-я линия развития: создание собственной интерпретации прочитанного
5-я линия развития: восприятие и характеристика текста как произведения искусства


·Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)


·Технология продуктивного чтения

· Групповая работа



·Проектные задания на предметном материале

· Жизненные (компетентностные) задачи



15