Методическая разработка военно-патриотического направления

МБОУ «Водоватовская СОШ»

Если будет Россия,
Значит, буду и я



Методическая разработка
раздела военно-патриотического направления программы деятельности «Планета детства» детского общественного объединения «Солнышко»













Выполнила:
Агапова А.С.- старшая вожатая
МБОУ «Водоватовская СОШ»






с.Водоватово



Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как это основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.


Патриотическое воспитание - это всестороннее изучение территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие города, района, края.

Деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций.

Патриотизм включает в себя: осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости готовность к защите Отечества; проявление гражданских чувств и верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Блоками воспитывающей деятельности учащихся являются:
-деятельность школьного музея (музейная педагогика);
-воспитание на традициях семьи, родного края;
-туризм и краеведение;
-подготовка к защите Родины;
- формирование единой общности россиян;
-формирование патриотического воспитания во внеурочное время (открытые уроки, мероприятия, поездки по местам боевых действий);
-экологическое воспитание как элемент патриотического воспитания;





Цель:

Целью нашей работы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.


Задачи направления:

- формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;

- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
В своей работе используем различные технологии:
игровые,
информационные,
коммуникативные,
проблемные,
развивающего обучения,
консультативные,
визуальные,
проектные,
икт


Формы работы:

Основными формами организации работы с детьми являются
беседы,
круглые столы
работа в школьном музеи,
экскурсии по памятным местам;
различные конкурсы по патриотической тематике;
поисковые мероприятия по увековечиванию памяти защитников нашего
отечества;
турниры «К защите Родины готов»;
занятия по защите социальных проектов, уроки мужества,
внеклассные мероприятия.

Для реализации данного направления мы ведем:

-разработку системы приёмов, методов мероприятий, направленных на
патриотическое воспитание учащихся через различные виды деятельности
-создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и
уроков патриотической направленности.
-привлечение родителей учащихся к организации и
проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;
-поисковую работу по увековечиванию памяти защитников Отечества;
проведение военно-спортивных мероприятий, игр, сборов;
-проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России,
событиям военной истории родного края;

Работа по патриотическому направлению проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Данное направление предусматривает проведение таких мероприятий, как:
Конкурс рисунков «Я только слышал о войне»
Участие в акции «Никто не забыт, ничто не забыто»
Беседы на кл. часах о Днях воинской славы.
 Оформление уголков «Мужество русского воина»
Экскурсии в Зал боевой славы
 Классные часы на тему «Герои и подвиги»
Участие в конкурсе проектов «Сохрани свою историю»
 Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны
 Участие в районном конкурсе творческих работ «Я помню! Я горжусь!»
 Участие в районном конкурсе «Лучшая открытка ветерану»
Акция  «Ветеран живет рядом»
 Оформление стендов участникам войны.
Акция «Вахта памяти»
1)Встречи с ветеранами ВОв и тружениками тыла
2) Линейки, посвященные памятным датам Вов
3)Общешкольная линейка, посвященная Победе в ВОВ, минута молчания, возложение цветов
 Просмотр фильмов, посвященных событиям ВОВ и прослушивание песен военных лет
 Конкурс чтецов «Дети о войне»
 Конкурс плакатов к дню защитников Отечества
Фотовыставка «Война и моя семья»
Спортивные эстафеты
 Поздравление ветеранов с Днем Победы
 Приглашение ветеранов на уроки мужества
 Участие в районных мероприятиях, посвященных Великой Победе


Традиционные мероприятия патриотической направленности нашей школы это:

- Общешкольные линейки.

- Тематические уроки мужества:

"Присягают Родине сыны"

"Сталинградский котел"

"Времен связующая нить"

"Поклонимся Великим тем годам"

- Торжественные собрания.

- Круглые столы (встреча с ветеранами ВОВ), беседы.

- Научно-практические конференции (сообщения о ВОВ).

- Концерты, посвященные великим датам.

- Работа лекторских групп.

-Литературно-музыкальные композиции.

- Пополнение экспозиции уголка боевой славы.
Поздравление ветеранов с Днем пожилого человека, с Днем защитника Отечества, Международным женским днем, Днем Победы

Эффективным средством в системе патриотического воспитания является игровая деятельность.
Одной из приоритетных форм работы по патриотическому направлению являются благотворительные акции:
"Руки сердечное тепло" (тимуровская работа).
"Открытка ветерану" (поздравление с праздниками 4 ноября, Новым годом, 23 февраля, 9 мая).
"Цветы на граните" (возложение цветов в дни праздников к памятным местам).

Большая работа ведется к 70-летию Великой Победы:

План мероприятий, посвященных
70-годовщины Победы в Великой Отечественной войне

«Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается»

Уход за памятником и обелиском погибшим воинам
Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с праздником Победы
Сбор материала -об участниках боевых действий в годы ВОВ
Участие в концерте к 9 мая
Участие в торжественном митинге
Акция «Открытка ветерану»
Акция «Подарок ветерану»
Фестиваль военных песен «Кто сказал, что надо бросить песни о войне»
«Они сражались за Родину!» (урок Мужества )
Тематический классный час:- «Такая вам судьба дана»
Конкурс фотоколлажей «Салют Победы»
Акция «Спешите делать добро»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по историческим событиям ВОВ 1941-1945 годов
Урок мужества с участием ветеранов ВОВ
«Вечная слава победителям!» рассказы о ветеранах
Конкурс детских рисунков «О войне глазами юных»
Просмотр видеофильмов «Страницы Великой Победы»
Встречи-беседы с ветеранами войны людьми, делами которых можно гордиться

 Акция «Мужество и подвиг тружеников тыла с.Водоватова в годы Великой Отечественной войны»
Цель:

Расширить представление учащихся о работе тружеников тыла для фронта.
Способствовать воспитанию чувства, восхищения, сострадания, гордости, уважения к труженикам тыла.

Задачи:

формирование у подростков гуманного, милосердного отношения к поколению, прошедшему войну, труженикам тыла и к пожилым людям;
формирование активной нравственной гражданской позиции, воспитанию чувств патриотизма, нравственного долга;
создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения и современной молодежи.



Работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любви к родному краю.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
 Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания подрастающего поколения.

15