Урок чтения в 1 классе Тема урока: Е.А.Пермяк «Для чего руки нужны?» (1 класс)

Урок чтения в 1 классе
Тема урока: Е.А.Пермяк «Для чего руки нужны?»
Цель проведения: формирование ключевых компетенций учащихся
Задачи: познакомить с творчеством Е.А.Пермяка;
формировать навыки правильного и грамотного чтения;
формировать умение прогнозировать и анализировать тест;
развивать речь, память, мышление;
обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать положительное отношение к труду.
Оборудование:
презентация; тексты для книг; выставка книг Е.А.Пермяка шаблоны детской руки
I. Орг. момент . Психологическая установка на урок.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Если хочешь отвечать
Руку не забудь поднять.
Если спросят, надо встать,
Чётко, громко отвечать!
II. 1. Разминка.
- Прежде чем начать урок чтения, проведём артикуляционную гимнастику.
- трубочка – улыбочка
- косоротик
- воздушные шарики
- часики
- лошадки
- мы умеем сердиться
- мы умеем удивляться
- мы умеем улыбаться
2. Работа над скороговоркой: «ГОВОРИ, ГОВОРИ, ДА НЕ ЗАГОВАРИВАЙСЯ»
- прочитайте скороговорку:
про себя; вполголоса медленно; быстро; ещё быстрее.
М.О: сегодня на уроке умение правильно говорить и выражать свои мысли нам пригодится.
II. Постановка проблемы:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если б не было бы книг?
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок,
До весёлых повестей
- А как вы считаете, плохо было бы без книг? Почему?
- Ребята, а кто нам дарит такое разнообразие книг?
- Кто пишет рассказы, повести, романы? (писатели)
- Кто пишет стихотворения? (поэты)
Чтение стихотворения "Бабушкины руки"
- Послушайте стихотворение, которое приготовили для вас ребята
Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней, Но бабушкины руки Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти Чудесного творят! Латают, вяжут, метят, Все что-то мастерят. Так толсто мажут пенки, Так густо сыплют мак, Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Проворные - смотрите, Готовы день-деньской Они плясать в корыте, Шнырять по кладовой. Настанет вечер - тени Сплетают на стене И сказки-сновиденья Рассказывают мне. Ко сну ночник засветят - И тут замолкнут вдруг. Умней их нет на свете И нет добрее рук.
2. Актуализация:
- Какая главная мысль этого стихотворения?
( Главная мысль заключена в словах: Умней их нет на свете и нет добрее рук.)

- Ребята, а почему мы начали наш разговор про бабушку, а не про маму?
(бабушкины руки, действительно, умней, т.к. большой жизненный опыт; добрей – т.к. они сначала ласкали ваших папу и маму, а потом и вас)
- А мамины или папины руки, разве хуже бабушкиных?
- Что же делают мамины руки? А папины руки?
3.М.О. Прочитайте глазками
Мамины руки не знают покоя
Ни днём и ни ночью, почти никогда.
Как нежно ласкают они нас с тобою.
Такими родными запомнятся нам навсегда!
4. Работа с фразеологизмами.
- Как бы вы назвали бабушкины, папины и мамины руки? (добрые, сильные, трудолюбивые)
- Выберите выражение, которое больше всего подходит:
КРАСИВЫЕ РУКИ

ЗОЛОТЫЕ РУКИ

ПРАВИЛЬНЫЕ РУКИ

- Как вы понимаете выражение «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»? (умеют всё делать очень красиво, аккуратно)
- А можно ли ваши руки назвать ЗОЛОТЫМИ? (кто – то да, кто – то нет, ваш труд – это ваша учёба)
III. Сообщение темы урока:
- Разговор получился у нас интересным и полезным
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
М.О. Сегодня мы будем говорить о наших неутомимых тружениках – руках.
Динамическая пауза:
1. РУКИ КВЕРХУ, В КУЛАЧОК, РАЗОЖМЁМ И НА БОЧОК.
Гимнастика для пальцев рук.
– Оказывается, пальцы рук связаны с головным мозгом и внутренними органами.
Помассируем БОЛЬШОЙ палец – улучшается деятельность головного мозга.
Помассируем УКАЗАТЕЛЬНЫЙ палец – улучшается работа желудка.
Помассируем СРЕДНИЙ палец – кишечник и позвоночник.
Помассируем БЕЗЫМЯННЫЙ палец – печень.
Помассируем МИЗИНЕЦ – улучшается работа сердца.
- Согреем ладошки.
М.О. Помассировав пальчики, мы подготовили весь наш организм к работе.
IV. Работа по теме урока.
Знакомство с биографией писателя.
- Нужны ли нам руки и для чего заинтересовало известного писателя Евгения Андреевича Пермяка. (1902 – 1982)
- Что бы вы хотели о нём узнать?
-Прочитайте самостоятельно его биографию (жизнеописание) и ответьте на следующие вопросы:
1. Где родился Е.А.Пермяк?
2. Назовите его настоящую фамилию.
3. О ком писал Е.А.Пермяк?



Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября в 1902 году в городе Пермь. Детство прошло на заводах северного Урала, освоил разные ремёсла: кузнечное, столярное, токарное, сапожное. Мальчик общался с рабочими и проникся уважением к труду.
Ему было 3 года, когда не стало отца, и его воспитанием занималась бабушка.
Настоящая его фамилия ВИССОВ. В 28 лет он закончил Пермский университет.
Переехав жить в Москву начинает писать пьесы, рассказы, сказки.
Всю свою жизнь он посвятил поискам «ТАЙНЫ ЦЕНЫ» человеческого труда.
Все его книги о труде, любви, честности, дружбе, храбрости.


Выставка книг. (« Дедушкина копилка», «Пичугин мост», «торопливый ножик», «Золотой колос», «Смородинка»)
Первичное чтение текста учителем.
- Что значит судил?
Беседа по содержанию:
- Назовите главных героев этого произведения. (дедушка и Петя)
- Рассмотрите иллюстрацию, каким вы представили дедушку и Петю?
- О чём говорится в этом тексте?
-Для чего руки нужны?
- Почему Петя так отвечал?
М.О. Петя был ещё маленьким, он многое не знал и судил обо всех руках людей по своим маленьким и пока ещё неумелым рукам.
5. Выборочное чтение:
- Найдите и прочитайте в основной части рассказа, как называет автор дедушку и Петю.
(Петя с дедушкой большими друзьями были.)
- Какой главный вопрос задал дедушка внуку? ( А для чего, Петенька, людям руки нужны?)
- Прочитайте, как ответил на вопрос внук.
(Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)
- Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка?
(Ответы детей о роли труда в жизни каждого человека.)
- Какое состояние души было у дедушки, когда он говорил с внуком?
( У дедушки было тревожное, потому что он испугался, что его внук – лентяй.)
- А у Пети? ( Петя задумался, потому что понял, что руки нужны не только для игры, но и для чего-то большего, нужного, что может помочь себе и другому человеку. Без труда не будешь учиться отлично и не станешь хорошим человеком.)
- Чтение заключительной части рассказа (самостоятельное, вслух).
(“Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится...”)
- Как автор называет руки человека, которые трудятся? (трудовые, рабочие руки)
6. Работа в парах. Определение главной мысли рассказа.
- Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами на отдельных полосках бумаги записана главная мысль рассказа. Ваша задача: кто быстрее и правильнее соберёт предложение и объяснит его смысл.
(« НА ТРУДОВЫХ РУКАХ ВСЯ ЖИЗНЬ, ВЕСЬ БЕЛЫЙ СВЕТ ДЕРЖИТСЯ! »)
Чтение хором главной мысли рассказа.
Доп. задание: Объясните смысл высказываний:
Руки опустились
Руки чешутся
Взять себя в руки
Из рук вон плохо
На все руки мастер.
Не покладая рук.
Руки не доходят.
V. Подведение итогов урока.
– С творчеством какого писателя сегодня познакомились?
– О ком и о чем писал в своих книжках Е.Пермяк?
- Что поучительного вы взяли из этого рассказа?
– Для чего человеку больше всего нужны руки?
VI. Рефлексия:
Посмотрите ещё раз на свои руки. Они у вас ещё маленькие, но, сколько хороших дел уже сотворили. Как старательно они выводят буквы и цифры. Как умело записывают задачи; помогают родителям; следят за порядком в классе и в школе (мы приняли участие в субботнике).
Ваши руки – труженики. С самого рождения им нет покоя! Человек своими руками может сделать столько добрых дел!
У вас на партах лежат шаблоны детской руки. Напишите на ней, какие добрые дела вы сделали.
(Несколько зачитать.)
Подошёл к концу наш урок. Если вы считаете, что наш разговор получился полезным – поаппладируйте!
Если считаете, что потрудились на славу – скажите МОЛОДЦЫ!
VII. Д/з: составить синквейн к слову руки.