Конспект урока по русскому языку на тему: Изменение глаголов по временам (4 класс)


Конспект по русскому языку
в 4 классе
«Изменение глаголов по временам».


Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление нового материала.
Тема урока: «Изменение глаголов по временам».
Цель урока: сформировать понятие об изменении глаголов по временам.
Задачи:
- обучающие:
познакомить со значением грамматической категории глагола «время» как отношением описываемого действия к моменту речи;
формировать умения подбирать по вопросу временную форму глагола.
-развивающие:
развивать мышление, речь, внимание и орфографическую зоркость;
развивать умение анализировать свою деятельность.
-воспитательные:
воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Формы работы учащихся:
- фронтальная;
- работа в парах.
Оборудование: учебник русского языка, автор Т. Г. Рамзаева, компьютер, презентация, проектор, экран.
1. Организационная часть урока.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
-Послушайте загадку:
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает? (Отгадывают загадку. Это весна.)
- Какое настроение вызывает весна у вас? Почему? (Отвечают на вопросы, обосновывают ответ)
- Желаю нам всем на этом уроке позитивного настроения.
- Откройте тетради, запишите число, классную работу. (Записывают в тетради число, классная работа).
-Отгадайте еще одну загадку:
Интересная часть речиВ русском языке живёт.Кто что делает, расскажет:Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,Или забивает гол,Варит, жарит, моет, чистит –Все расскажет нам … (глагол). Слайд 1-2.
-Давайте вспомним все, что вы знаете о глаголе? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: что сделать? Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?
Глаголы изменяются
- по лицам в форме настоящего и будущего времени,(пример)
- по числам,(пример)
- по родам только в форме прошедшего времени.(пример)
Глагол изменяется по временам. Может стоять в форме настоящего, прошедшего, будущего времени)-Как думаете, вы все знаете про глаголы или есть что-то новое?(Не все, есть что-то новое)
2. Словарная работа.
-Давайте вспомним, что мы можем узнать о слове? (написание, значение и др.)
-Чтобы узнать какое слово мы будем разбирать, надо разгадать ребус. (Рисовать) Слайд 3.
Определение. Слайд 4.
Этимология. Слайд 5.
-Запишите слово, разделите на слоги, поставьте ударение, выделите орфограмму. (Ри-со-вать). Слайд 6.
- Характеристика звуков[ р и с а в а т ]
-Подберите однокоренные слова. ( Рисунок, рисованный, рисовальщица). Слайд 7.
- Подберите синонимы. (Изображать, набрасывать, чертить). Слайд 8.
-Составьте предложение по картине, используя это слово. (Например, мороз рисует на окнах причудливые узоры)Слайд 9.
- Найдите грамматическую основу предложения. (Мороз рисует)
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
.-На слайде вы видите слова:
Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует. (Слайд 10)
- Задайте вопрос к каждому слову.
- Что вы можете сказать об этих глаголах? (Их можно распределить на 3 группы). Слайд 11.

настоящее время прошедшее время будущее время
рисует рисовал будет рисовать
нарисовал нарисует
- Что ещё можно сказать? (Слова можно распределить на две группы)
настоящее вр. прошедшее вр. будущее вр.
Несов. вид рисует рисовал будет рисовать
Соверш. вид нарисовал нарисует
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
-В будущем времени?
-Может быть, кто-то догадался, над какой темой мы будем сегодня работать? (Изменение глаголов по временам). Слайд 12.
4.Работа над темой урока.
-Откроем учебник на стр. 63. Рассмотрим таблицу.
– Рассмотрите внимательно таблицу. Как изменяются глаголы? (По временам.)
– В чём различие между ними? (Глаголы рисовать, встречать отвечают на вопрос что делать?; глаголы нарисовать, встретить отвечают на вопрос что сделать?)
– Что можете сказать об изменении по временам первых двух глаголов? (Они имеют форму настоящего, прошедшего и сложного будущего времени.)
– Чем отличаются от них два других глагола? (У них нет формы настоящего времени; есть только прошедшее и простое будущее.)
2. Знакомство с правилом (с. 112).
3. Вывод: глаголы, отвечающие в неопределённой форме на вопрос что делать?, имеют три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее сложное время. Глаголы, отвечающие в неопределённой форме на вопрос что сделать?, имеют две временне формы: прошедшее и будущее простое время.
Н.в. П.в Б.в
Что делает?
Что делают? Что делал?
Что делала?
Что делало?
Что делали? Что будет делать?
Что сделает?
-Выполним упражнение 405, таблица будет вашим помощником. ( 1человек выполняет у доски, остальные с места).
5. Физминутка. 13 слайд.
-Я называет действие, а вы выполняете:
– Стою, прыгаю, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь, стою, сижу.6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Игра «Четвертый лишний».
Трещит, скрипит, воет, скулил;
Встречает, визжал, поскрипывал, дул;
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Устно определяют лишние слова, объясняют свой выбор)
-Объясните, как вы определяли время. По какому вопросу?
7. Самостоятельная работа по вариантам. (Работа в парах)
Получают задание на карточках.
- На столах карточки с текстом, прочитайте, выпишите глаголы из текста, определите время глаголов.
Текст.
Сильный ветер разогнал тучи. Дождь прошёл. Мокрая трава блестит на солнце. Его яркие лучи осветили лесную поляну. Красивыми огоньками сверкает утренняя роса. Небо стало голубым и чистым.  Скоро запоёт свою звонкую песню жаворонок.
 -Самопроверка.
Разогнал (п.в.), прошёл (п.в.), блестит (н.в.), осветили (п.в.), сверкает  (н.в.), стало (п.в), запоёт  (б.в.).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
- Сколько временных форм имеет глагол? (Глагол имеет 3 временные формы: настоящее время, будущее время и прошедшее время)
- На какие вопросы отвечают временные формы глагола? (Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: что делает? Что делают?
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: что делал? Что сделал?
Глаголы будущего времени  отвечают на вопросы: что сделает? Что будет делать?)-Оцените свою работу на уроке (таблица) Слайд 15.
Объяснение домашнего задания Упр.506.
-Спасибо за внимание, урок окочен.