Внеклассное мероприятие по географии на тему Россия — Родина моя


Сценарий внеклассного мероприятия «РОССИЯ, РОДИНА МОЯ!»
 
Цели мероприятия: обобщение знаний учащихся по курсу география, формирование патриотических качеств личности, воспитание активного гражданина – патриота своей Родины.
Задачи:
Познавательные –
- содействовать более эффективному усвоению географического материала, закрепить и углубить знания, полученные на уроках географии о России;
Развивающие -
- развивать логическое мышление, быстроту мышления, принимать правильные решения, работая в команде, оценка уровня знаний через игровые ситуации.
Воспитательные –
- воспитывать умение работать в группе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе. Способствовать воспитанию осознания детьми неповторимости Отечества, своей принадлежности к малой Родине.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, таблички по тематике
ЦОР: презентации   «Моя Родина», «Российская семья»,  «История с. Нордовка», «Достопримечательности с. Нордовка»,«С чего начинается Родина»,  слайды-фотографии о природе, песня «Святая Россия»
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово учителя.
Добрый день ! Добрый день ребята , гости сегодняшнего нашего внеклассного мероприятия!. Мы рады приветствовать Вас! Садитесь поудобнее, вас ждет увлекательное путешествие.
А начнем мы наше мероприятие с красивой песни в исполнении Губаревой Анастасии ( Песня о России).
Прослушав песню , ребята, как вы думаете о чем она? (Ответы детей - о России, о Родине и т.д.)
Цель мероприятия - путешествие по России, которое будет состоять из трех основных остановок.
Я знаю, что все вы любите путешествовать, но какое же путешествие может быть в течение учебного года, и поэтому я предлагаю вам отправиться в виртуальное воображаемое путешествие по необъятным просторам России. Посетим разные станции, на которых вы покажете свои знания, смекалку, фантазию, эрудицию.. А называться будет оно «РОССИЯ, РОДИНА МОЯ!»
Есть очень очень хорошие слова автором которых является (И. Соколов-Микитов).
Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля, волнующиеся урожаем. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа Автором этих прекрасных слов является Итак, мы начинаем!
Заранее были выбраны две команды из состава 6-9 классов.
Ведущий: Ребята! Надеюсь сегодня вы покажете свои знания, умение работать в группах, свое логическое мышление, уважительное отношение к товарищам по команде. Я желаю вам удачи!
Все наши конкурсы будет оценивать многоуважаемое жюри.
I конкурс:
“Приветствие”
Команды должны были приготовить название, девиз, эмблему и приветствие. (Пятибальная система)
Разыгрываем право первого хода: Я приглашаю выйти капитанов команд (кто первый отвечает у того право первого хода)
- Назовите полюбившийся во всем мире сувенир земли русской? (Матрешка)
Итак, мы отправляемся в путь!
II конкурс: Разминка
“Поговорим о России”
Первая остановка “Поговорим о России”
Все вопросы связаны с Россией, ее рельефом, климатом, почвой, растениями, животными
От каждой команды я приглашаю по одному игроку. Перед вами на доске табло с баллами, которые соответствуют определенной теме, за каждый правильный ответ количество баллов расположенное на квадратике, если ответ неправильный у нас будет переход хода. Обратите внимание , что на доске есть нулевой результат.
Вопросы: “Рельеф” за ответ 1 балл.
На какой знаменитой возвышенности берут начало Волга, Днепр? (Валдайская) 
Самый высокий потухший вулкан в России? (Эльбрус) 
Какие горы самые длинные? (Урал) 
Совокупность неровностей Земной поверхности? (Рельеф) 
Самая высокая вершина Алтая? (Белуха) 
Процесс растворения горных пород водой? (Карст) 
Самая южная гора России (Базардюзю) 
Самый высокий действующий вулкан? (Ключевая сопка) 
“Климат”
Вихрь с низким давлением в центре. (Циклон) 
Ветер, меняющий направление по сезонам? (Муссон)  
Климат в Якутии? (Резко-континентальный) 
Линии на карте, соединяющие точки с одинаковой температурой. (Изотермы) 
Самый длительный день в году? (22 июня) 
Переходные зоны, разделяющие разные по своим свойствам воздушные массы? (Атмосферные фронты) 
День весеннего равноденствия. (21 марта) 
Климат Русской равнины. (Умеренно - континентальный) 
“Почвы” 
Основатель современного почвоведения. (Докучаев) 
Главное качество почвы? (Плодородие) 
Мероприятия, направленные на улучшение почв. (Мелиорация) 
Почва с большим содержанием гумуса? (Чернозем) 
Почвы тундры? (Тундрово-глеевые) 
Причина образования солончаков в северном Прикаспии? (Сухость климата) 
Какой компонент ПК определяет почва и сама зависит от него? (Растительность) 
Почвы в зоне широколиственных лесов? (Серые лесные) 
“Внутренние воды” 
Главная река Европейской части России? (Волга) 
Превышение истока реки над устьем. (Падение) 
Самый известный водопад России? (Кивач) 
Затапливаемая часть речной долины? (Пойма) 
Кратковременный подъем уровня воды в реке. (Паводок) 
Самое крупное пресноводное озеро Европы? (Ладожское) 
Озера, образовавшиеся в разломе Земной коры? (Тектонические) 
Изменение реки во времени? (Режим) 
“Растения” 
Самое распространенное хвойное дерево России. (Лиственница) 
Это растение, родом с Америки, называется “вторым хлебом”. (Картофель) 
Растение тундры. (Мхи и лишайники) 
“Корень жизни”, дающий человеку богатырскую силу и долголетие? (Женьшень) 
Море травянистой растительности. (Степь) 
Кедр, сосна, ель, пихта — это... (Хвойные растения) 
Пища для оленей. (Ягель-лишайник)  
Листья растений в пустыне в виде ... (колючек) 
“Животные” 
Символ животного мира России? (Медведь) 
Как звали самую знаменитую русскую курицу. (Курочка-ряба) 
Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники) 
Копытное животное степи, имеющие быстрые ноги. (Сайгак) 
Бурундук, соболь, медведь, лось живут... (Тайге) 
Как звали самую маленькую лошадь - (рост 2 вершка)? (Конек-Горбунок) 
Символ Арктики? (Белый медведь) 
Птица на гербе России? (Орел) 
III конкурс:
следующая станция «Картографическая -топографическая» (работа на интерактивной доске.
Издавна Россия славилась богатырями русскими. Наше задание будет связано с ними. Двое смелых вперед!
Задания:
1. Изобразить путь Ильи Муромца условными знаками:
Илья Муромец сел на доброго коня и выехал из деревни. Проехав по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы, через поле, он въехал в смешанный лес. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда на право шла грунтовая дорога, ведущая к дому лесника, налево – пешеходная тропа к болоту, а прямо – улучшенная грунтовая дорога к роднику с живой водой. (За каждый правильный знак – 1 балл)
А пока ребята выполняют задание Игра со зрителями: «Черный ящик».
Что в древней Руси делали из кленового сиропа, сахара, патоки, меда, в древнем Египте - из фиников, а в Европе из засахаренных фруктов? (конфеты). Это и находится в нашем черном ящике
Возвращаемся к нашим командам
Вторая наша остановка «Башкортостан- мой край родной»
Милая моя земля, 
Реки сладкие, поля, 
Березняк и чернотал, 
В небо вздыбленный Урал, - 
Я одну мечту таю: 
Родину воспеть мою.
                   Салават ЮлаевБашкортостан – это прекрасный, чудный, божественный край! Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Здесь можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель.
И все это наш родной край – Башкортостан. И любим мы его не только за достопримечательности и полезные ископаемые, а потому что мы здесь живем, это наша Родина. Мы гордимся ее героями, восхищаемся ее красотой и любим все, что нас окружает.
Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями. Наша республика стала родным домом для многих народов. Многонациональность нашей земли – это сила и гордость нашего края и государства в целом сегодня и завтра. 2014год в республике Башкортостан объявлен Годом культуры.
Я предлагаю вашему вниманию Стихотворение Багаутдинова НаргизПожалуй, ни одна страна, ни один уголок планеты не может сравниться с нашим седым Уралом по богатству и разнообразию минеральных ресурсов.
Башкортостан называют жемчужиной Урала, потому что в недрах её много ценных горных пород: Назовите их. (гранит, песок, глина, известняк, мрамор, каменный уголь, кварцит, кальцит, базальт, поваренная соль, нефть, горючие газы, руды чёрных и цветных металлов) Есть у нас и месторождения золота. В недрах горной части Башкортостана немало драгоценных камней: малахит, топаз, рубин, агат, горный хрусталь.
4 конкурс – Черный ящик. (Вопросы 3 балла , отвечает первым капитан команды набравшей наибольшее количество очков )
1.Эта горная порода органического происхождения. Залегает среди осадочных пород (глина, песчаник и др.) пластами, которые иногда достигают значительной мощности. Данная порода используется для получения горючего газа в качестве сырья для химической промышленности, а так же является одним из видов энергоносителей.
2. осадочная горная порода, которая представляет из себя разложенные остатки растений, Образование происходило около 300- 350 миллионов лет назад (каменноугольный период). способы добычи зависят от глубины залегания. Разработка ведется открытым способом если глубина залегания пласта не превышает 100 метров, а так же подземным шахтным способом. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают это полезное ископаемое с уровня чуть более 1200 метров.
Вопрос Какая горная порода находится в черном ящике?
Ответ Каменный уголь.
Игра со зрителями: географические вопросы – шутки
Название какой реки можно найти во рту (Десна)
Какую реку срезают перочинным ножом (Прут)
Если в названии этой птицы убрать одну букву, она превратится в самую большую в Европе реку (Иволга – Волга)
Название этого города состоит из птицы и животного (Воронеж)
К какой постройке нужно прибавить букву «а», чтобы получилось название большой и быстрой реки (Ангар – а)
Этот город можно найти в компоте (Изюм)
Этот город парит в воздухе (Орёл)
Назовите самый сердитый город (Грозный)
Назовите остров, который признаёт себя принадлежностью белья (Я-майка)
Этот полуостров сам говорит о своей величине (Я-мал)
Если между двумя одинаковыми буквами поставить одну маленькую лошадку, то получится название государства (Я-пони-я)
Если прочесть название этой рыбы наоборот, то получится город в Италии (Налим-Милан)
Какими нотами на реке моряки мерят свой путь (Ми-ля-ми)
Название этого декоративного цветка необходимо соединить с титулом татарского князя и мягким знаком, чтобы получился порт на берегу реки Волга (Астра-хан-ь)
Вот и подошли мы к последней третьей остановке, которая называется «Село мое – судьба моя»
Каждый человек, произнося такое теплое, доброе название, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ. И каждый из нас понимает, что это лучшее нужно беречь, защищать, приумножать своим трудом, своей любовью. Для каждого Родина начинается с того места где ты родился, где прошло детство, это семья, родные и близкие люди. Родина у человека одна. Каждому из нас дорог тот уголок на земле, где рос, где стал человеком. Каждый, из нас помнит о своей малой родине.
Вашему вниманию предлагаю послушать песню в исполнении группы Селяночка Каждой команде было дано домашнее задание подготовить проектную работу «История с. Нордовка» и «Достопримечательности с. Нордовка».
6 конкурс «Конкурс капитанов» Из слова картография составьте как можно больше слов за одну минуту по 1 баллу за каждый правильный ответ
Пока капитаны команд работают - Игра со зрителями «Художник». Мне нужны 4 игрока.
–рисует глобус
2- экватор
3- параллели
Меридианы.
А рисовать будете с закрытыми глазами.
Капитаны сдают работы.
Рефлексия.
Вам понравилось занятие?
Что привлекло ваше внимание?
Что вызвало у вас трудность?
---Слово жюри. Подведение итогов.
Я приглашаю выйти команды ко мне на середину.
Каждый человек, живущий в России должен знать её историю и родной язык, беречь её природу. Любите свою Родину! Помните слова Константина Георгиевича Паустовского: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
Я желаю Вам всем крепкого здоровья, счастья, благополучия, творческих успехов. Быть верными своей профессии, своему делу, своей Родине. На память о нашем мероприятии мы с ребятами дарим Вам –вот таких прекрасных лебедей- Птицу Верности!
На этом наше мероприятие подошло концу.
Спасибо всем за участие!
Предполагаемые результаты.
Получение учащимися знаний об истории родного края.
Получение навыков работы в команде.
Формирование патриотических качеств.
Грамоты: «Самый активный болельщик» «Лучший игрок» «Лучшие знатоки географии» «Стремящиеся к победе»
Подведение итогов. Награждение команд.
Литература:
И.Д. Агеева «Веселая география на уроках и праздниках».
Н.А. Касаткина «Занимательные материалы к урокам и внеклассным.
сайт «1 сентября. Фестиваль педагогических идей»