Разработка внеклассного мероприятия по географии среди учащихся 6 классов: Интеллектуальная игра «Географический калейдоскоп».


Учитель географии Абдульманова Б.Н.
ГУ «Школа – гимназия №1 г.Щучинск»
г.Щучинск, Бурабайский район
Акмолинская область
Республика Казахстан
Разработка внеклассного мероприятия
по географии среди учащихся 6 классов:
Интеллектуальная игра «Географический калейдоскоп».
Цель:
1) обобщить и систематизировать имеющиеся знания по географии;
2) развивать познавательный интерес, развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
3) воспитывать чувство дружбы, товарищества, умения работать в команде, повысить интерес к изучению географии;
Оборудование: для команд - 4 стола, раздаточный материал, цифровое табло, микрофон, физическая карта мира, фломастеры. План мероприятия:
1. Вступление.
2. Представление участников, команд.
3. Сообщение правил игры.
4. Основные этапы игры.
5. Подведение итогов игры.
6. Заключение.
Ход мероприятия:
1. Орг. момент. Вступление.
Сегодня для самых любознательных проводиться интеллектуальная игра – «Географический калейдоскоп». И я приглашаю на игру команды 6-х классов: команду 6 «А» класса, 6 «Б» класса, 6 «В» класса, 6 «Г» класса.
2. Представление участников, представление капитана команды и их название.
3. Сообщение правил игры:
Уважаемые игроки, чтобы ваша команда могла добиться заветной цели и победить, необходимо выполнять следующие условия игры:
Быть внимательным и сообразительным во время игры, помнить, что самое главное на любой игре – отличная подготовка, дисциплина и умение принимать правильные решения. В каждой команде есть капитан, который следит за выполнением заданий, сообщает об их выполнении.
Итак, вперед за победой! Желаю вам успеха.
4. Основные этапы игры:
1 этап. Разминка.
Каждой команде предлагается по 5 вопросов. Ответы даются быстро, без обсуждения; за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
1) 1. Внутренняя часть Земли…… – ядро.
2. Самый крупный материк……. – Евразия.
3. Водная оболочка Земли………. – гидросфера.
4. Атмосферный слой, предохраняющий от космических излучений…. – озон.
5. Все океаны вместе…………….. – Мировой океан.
2) 1. Слой между ядром и земной корой…….. – мантия.
2. Самый жаркий материк…………………. – Африка.
3. Воздушная оболочка Земли…………….. – атмосфера.
4. Самый крупный остров…………………. – Гренландия.
5. Углубление в верхней части вулкана...... – кратер.
3) 1. Твердая внешняя оболочка Земли……... – земная кора.
2. Самый маленький материк……………... – Австралия.
3. Горные породы и минералы, используемые человеком………. –
полезные ископаемые.
4. Группа островов называется…………….. – архипелаг.
5. Излившуюся на поверхность магму называют………– лавой.
4) 1. Все неровности земной поверхности……- рельеф
2. Самый холодный материк……………….- Антарктида.
3. Движение воздуха вдоль поверхности Земли…… - ветер.
4. Самый большой океан…………………. – Тихий.
5. Многолетний режим погоды – это…….. – климат.
2 этап. Отгадай, что лишнее.
Каждой команде выдается карточка, на которой записаны понятия. Задача команды: определить, какое из этих понятий «Лишнее», и пояснить свой выбор. Заслушиваются устные ответы команд; каждый правильный ответ с пояснением оценивается в 2 балла.
1) Что лишнее?
1. Исток, устье, речная система, бассейн, ледник
2. Облака, туман, роса, град, снег
3. Гигрометр, барометр, осадкомер, снегомерная рейка, нивелир
4. География, гидросфера, литосфера, атмосфера, биосфера
5. Абсолютная высота, отметка высоты, относительная высота, горизонтали, бергштрих, масштаб.
2) Что лишнее?
1. Земная кора, мантия, ядро, магма
2. Волны ветровые, залив, приливы, цунами, отливы
3. Роза ветров, суточный ход температуры, ветер, муссон, западные ветры
4. Ядро, гидросфера, мантия, земная кора
5. Вулкан, жерло, кратер, землетрясение, магма.
3) Что лишнее?
1. Базальт, гора, земная кора, известняк, гранит
2. Географическая долгота, карта, меридианы, параллели, план
3. Течения, соленость воды, температура воды, прибой, отливы
4. Азот, кислород, водород, углекислый газ
5. Гейзер, минеральные горячие источники, вулкан, лава, облака.
4) Что лишнее?
1. Вулканический пепел, магма, лава, пемза, цунами
2. Моря, заливы, проливы, круговорот воды в природе, океаны
3. Исток, устье, речная система, бассейн, ледник
4. Земная кора, мантия, ядро, магма
5. Абсолютная высота, отметка высоты, относительная высота, горизонтали, бергштрих, масштаб.
3 этап. Литературный.
Командам поочередно зачитываются литературные загадки; 2 балла.
1) С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет.
И о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад)
2) Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
3) Много тысяч лет подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой достаточно велик,
С севера ползет…. (Ледник)
4) Рядом, рядом острова
Не один, даже не два,
А десятки, сотни сотен,
Жить в соседстве им охотней.
Все родные как никак,
Значит здесь ……….. (Архипелаг)
1) К торжественному крику
Прибавь согласный звук.
Что протянулись горы
С севера на юг. (Урал)
2) Географию со мной изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной
И найдешь меня в буфете. (Атлас-салат)
3) Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «Е» на «У» смени -
Стану спутником Земли. (Лена – Луна)
4) Ты меня, наверно знаешь?
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Я» на «Н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей).
4 этап. Картографический.
Командам выдаются контурные карты, на которых цифрами обозначены 10 объектов (это могут быть реки, моря, горы, материки….).
За 2 мин. необходимо узнать объекты и записать их названия, по 1 баллу. 5 этап. Игра «Черный ящик»
Командам нужно отгадать, что в ящике лежит? 2 балла за отгадку.
Горная порода, образовалась из раковин мелких морских животных. Что это? (мел)
6 этап. Угадай – ка. Конкурс капитанов.
Зачитываются по три предложения об одном и том же понятии. Если капитану удается догадаться с первого предложения, команда получает 3 балла, после второй подсказки цена вопроса уменьшается до 2 баллов, а после третьей – до 1 балла.
1.- Это у нас бывает редко и не сильно. От этого могут гибнуть люди. У него есть очаг и эпицентр. (землятресение)
2. В последнее время он кое-где становиться тоньше. Он образуется из кислорода. Он защищает Землю от космических лучей. (озоновый слой)
3. В каждой местности он свой. Он влияет на жизнь растений и животных, на здоровье людей. Это многолетний режим погоды. (климат)
4. Это атмосферное явление. Оно связано с движением воздуха. В Америке его называют торнадо. (ветер)
7 этап. Игра-молчанка.
Капитан объясняет жестами загаданное природное явление или объект. За отгаданное слово – 2 балла.
Слова: Вулкан, водопад, дождь, горообразование.
8 этап. Конкурс - ассоциации.
Командам необходимо угадать слово, используя логический ряд. Кто быстрее догадается. 2 балла.
1. Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения (цунами)
2. Испарение, облака, осадки, море, суша (круговорот воды)
3. Ветер, вода, бутылка, письмо, направление (течение)
4. Горы, вода, уступ, грохот, зрелище (водопад)
5. Океан, корабль, лед, опасность, гора (айсберг)
9 этап. Блиц – турнир. (дополнительно)
1) 1 . А сейчас моря я буду называть.
А вы готовьтесь продолжать.
Сколько известных имен на карте -
Пролив Дрейка и Берингов есть.
Море Лаптевых и море Бафина.
Продолжите список!
Он ведь не весь!
2. Соленость разную имеет вода.
Постоянной она остается у дна.
А там, где в океан впадает река,
Почему соленость меньше всегда?
3. Северное море омывает Европу.
Южно-Китайское - Китай.
Что общего в названиях - узнай.
И дальше список продолжай.
4. Моря есть разные на свете.
Я хочу спросить о цвете.
Кто в них краски растирал,
Морям названия давал?
5.Морская вода горька, солона.
Ею напиться нельзя никогда.
В детстве мучит всех вопрос,
А кто же соль в моря принес?
6. Вода - минерал, вода - аш-два-о,
Вода во Вселенной превыше всего,
Позвольте вас спросить тогда
В каком состоянии бывает вода?
5. Подведение итогов игры.
6. Заключение. Награждение команд. Рефлексия.