Театрализованные игры в детском саду — как средство развития у детей творческих способностей


Театрализованные игры в детском саду — как средство развития у детей творческих способностей
Мир сказки — особенный мир со своими законами, чудесами, загадками, обаянием, юмором, своей философией. Мне кажется, что независимо от возраста нет человека, который бы не любил сказки, - ведь это часть нас, нашего детства, истории, веры в добро и победу над злом.
Поэтому надо всегда обращаться к сказке, вводить в её мир детей - они станут мудрее, добрее, проникнутся народной мыслью и словом.
Основная цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми — это развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль. Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, позы, жесты, движения, считая, что театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцены и т.д. Главное — это понимание смысла и атмосферы сказки. Мы хотим, чтобы дети, основываясь на хорошем знании сказки, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позу, жест, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
По мнению Выготского заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества... Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые пьесы, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества.
Для того чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Знакомство детей с театральной куклой и театрализованными играми начинается с первой младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми необходимо стараться вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждать детей общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть. Так, незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры.
Начиная со второй младшей группы и до выпуска из детского сада последовательно ведется работа по знакомству детей с различными видами кукольных театров. Когда малыши освоят приемы кукловождения, можно приступать к постановке кукольного спектакля.
Параллельно в каждой возрастной группе детей обучают основам актерского мастерства, прививают навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Начиная со среней группы кукольный спектакль объединяют с театрализованной игрой в единое целое. Театрализованные игры с элементами кукольного театра интересны тем, что в одно и то же время часть детей играют с театральными куклами, а другая часть участвует в спектакле. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизация) в соответствии с психологическим состоянием. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр. Ребята, не имеющие психологических проблем, обычно выбирают роли, в которых они участвуют как актеры драматического театра.
В старшей группе в основном все дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается.
Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности.
Сохраняя в театрализованных играх принцип импровизационности, необходимо увести детей от копирования взрослого театра, «где роли ребенка диктуются, заставляют его принимать заученные позы и повторять одно за другим движения. Дети, как автоматы выходят на сцену и повторяют заученные слова. Вместо здоровой радости идут тоскливые репетиции, а за ними и сам спектакль, который дает массу чисто нервных переживаний. Такие представления лишены в сущности самого главного, без чего театр не сможет существовать, - это творчество.
Однообразность убивает у детей желание заниматься тетрализованной деятельностью, делает занятие скучным и неинтересным. Дети быстро утомляются, внимание рассеивается. Они не могут, в силу своего возраста, заниматься чем-то одним. Использование творчества в работе с детьми дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребенок развивается в удобном для него темпе.
Не следует назначать одних и тех же детей на ведущие роли. Считая, что каждый ребенок талантлив от природы, необходимо стремиться помочь ему раскрыть свои способности.
Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский говорил; «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Цель, которую мы ставили перед собой, занимаясь с детьми театрализованными играми — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.