Техника оригами как средство развития конструктивных умений учащихся на уроках трудового обучениямоя статья из журнала преемственность в образовании



Архив
2015 год
Номер 7(02)2015
"Техника оригами как средство развития конструктивных умений учащихся на уроках трудового обучения"
"Техника оригами как средство развития конструктивных умений учащихся на уроках трудового обучения"
Подробности
Категория: Номер 7(02)2015
Просмотров: 385
Автор: Дронова Елена Валерьевна, магистранка Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ,г.Москва. E-mail:yan-babok@yandex.ru.
 
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни — "как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности". Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и уделять огромное внимание выявлению и созданию необходимых условий в классе, в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей и задатков у каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребенка является организация уроков трудового обучения с техникой оригами.
Уроки трудового обучения помогают ребенку реализовать себя, использовать  свои задатки и способности[1,с.56]. Одним из любимых детьми видов конструктивной деятельности являются занятия по технике оригами. Искусство складывания из бумаги возникало буквально в каждой стране вскоре после изобретения и сколько-нибудь широкого использования бумаги подобно тому, как в каждой культуре известны и широко распространены обычаи складывания из ткани. Поэтому складывание из бумаги связано с общечеловеческими природными потребностями и интересами, хотя, конечно, испытывает влияние культуры, обычаев и обстоятельств конкретного человека-складывателя [8,c.101]. История оригами в России прослеживается в течение столетий. Достоверно известно, к примеру, что складывали фигурки из бумаги, а порой и учили этому заинтересованных Л.Н.Толстой и К.С.Станиславский, уделял внимание этому занятию и цесаревич, будущий император Николай II... [7,с.132]. Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги.
Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» [2,с.200]. Также, оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы.[3,с.14]. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – на уроках трудового обучения приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Ведение занятий по оригами на уроках трудового обучения в школах способствует учебно-воспитательному процессу. Традиционное японское искусство стало универсальным международным средством мира и дружбы без слов. Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению - практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листке бумаги. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок. Каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда [5,с.12]. Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки. Важно помнить, что на качество изображения, на конечный результат влияет не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому при организации работы с детьми необходимо научить их приемам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приемы обработки бумаги для получения сначала более простых, а затем и более сложных по способам изображения изделий [4,с.46].Вначале необходимо упражнять детей в умении складывать квадрат в разных направлениях пополам (вдоль, поперек, по диагонали), отгибать углы, стороны, складывать углы к середине один, два и более раз, вкладывать части друг друга, производить многослойное сгибание, вытягивать определенные части поделки. Преподаватель оригами следует правилам, вытекающим из особенностей предмета оригами. Ребята приучаются работать играючи, так как жесткая концентрация внимания не может быть длительной – это вредно. Используется оптимальный уровень сложности. В заданиях новизна составляет 20-30%, то есть из десяти действий при складывании семь-восемь ученик выполняет сам, без помощи учителя. На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей. На фоне репродуктивной деятельности регулярно вводятся элементы продуктивной (творческой) деятельности. Сложность зависит от возраста и уровня обучения. Изобретательство для младших школьников представляет собой самостоятельное решение маленьких шагов, к которым подводит его педагог [4,с.100].Всегда хочется разнообразить уроки оригами, превратить их в увлекательные, а не сводить все к простому показу новой фигурки или нового приема складывания. Для этого используются следующие учебно-игровые формы уроков: Копирование детьми действий педагога (самая распространенная форма). Формы игр для некоторых фигурок могут требовать определенных знаний, умений и навыков. Дидактическими принципами использования искусства оригами как средства развития конструктивных способностей учащихся начальных классов являются: - «знания - фундамент творчества». Формирование новых знаний, умений и навыков должно проходить постепенно и целенаправленно; - тщательный отбор учебного, материала для развития творчества; - принцип многократности; - фронтальное приобщение школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт; - постоянный контроль учителя за работой ученика [6,с.200].Таким образом, занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение,  самое главное – творческие способности.
При занятии с детьми в дошкольном образовательном учреждении я люблю оригами еще и за то, что оно помогает мне  "познакомиться" с замкнутым ребенком, найти к нему путь и помочь ему раскрыться во время занятий в группе. Оригами - один из видов деятельности, который интересен детям. Это искусство "оживления" простого листа бумаги, когда "из ничего" получается "что-то" - объект, наделенный смыслом, идеей. Детям нравятся такие превращения. Просто бумага - это послушный материал, который тебя поймёт, выслушает и впитает твои чувства, переживания через мнущие и складывающие тёплые руки, перевоплощаясь постепенно во что-то очень прекрасное... Оригами - искусство, а искусство живёт душой... Бумага шуршит, легко принимая любую форму, выражая движение, настроение и суть изображенного предмета. Такое тонкое общение с бумагой развивает в детях наблюдательность, воображение, терпение и чувствительность.
 
Библиографический список:
1. Акчурина-Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги. – Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003 – 188 с.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1995 – 240 с.
3. Выгонова В. Рождественский венок. Поделки из бумаги//Начальная школа – 2001 - №46, с.14-16
4. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998 – 192 с.
5. Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда //Начальная школа – 2004 - №4, с.4-13.
6. Пароманова Л.А. Детское творческое конструирование. – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999 – 240с.
7. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвей, 1998 – 437с.
8. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000– 268с.
HYPERLINK "http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2015" 2015 год
2014 год 2013 год 2012 год 2011 год