Статья УРОКИ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


УРОКИ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Зайцева С. В.
учитель музыки, хормейстер МАОУ гимназия №29 г. Томска
Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности. Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Никакая деятельность невозможна без фантазии. Общепринятая точка зрения на трактовку понятия «творчество» заключается в том, что оно, творчество, как вид человеческой деятельности, отличается, прежде всего, новизной и оригинальностью.
Если творчество не станет ценностной ориентацией на начальной ступени образования, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем ребёнка на большие трудности. 
В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной отзывчивости и мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями и с умением оперировать известными им музыкально - слуховыми представлениями. Детское творчество на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, но тем оно и ценно, что учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в мире музыки.
Предметы теории музыки располагают возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках теории музыки станет возможным, если повысить творческую активность и творческий потенциал учащихся, использовать творческие виды работ в системе.
В своей работе, как основу, я использую системно-деятельностный подход, который позволяет новые знания не давать в готовом виде, а способствовать процессу самостоятельной деятельности детей.
Метод моделирование художественно-творческого процесса, как раз и направлен на повышение активного, деятельностного познания произведения искусства, на то, чтобы ученик ощутил себя не потребителем музыки, а её творцом.
Для развития слушательской культуры в своей педагогической практике использую игру «Большой Ух». Она направлена на концентрацию внимания, развивает слух, память. В первом классе, например, когда дети различают шумовые и музыкальные звуки, им предлагается с закрытыми глазами прослушать перечень разных шумовых звуков, с которыми они встречаются в жизни. По окончании прослушивания, ребята воспроизводят ответы в точной последовательности (устно, в рисунке, в пластической импровизации). Эта игра может быть применена к темам: музыкальные инструменты, тембры голосов, жанры в музыке и др.
Проявлением творческого начала на уроке, является импровизация в музыкально-ритмическом движении, в выборе инструментов детского оркестра, в процессе пения. Это может быть досочинение фразы, сочинение ответа, сочинение мелодии на заранее подготовленны текст, разыгрывание музыкальных диалогов и др.
Для развития творческого мышления и запоминания информации применяю на уроках технологию “интеллект-карты” (”mind maps”). Составление карт помогает быстрому запоминанию слов песен, обобщению материала по теме, позволяет наиболее эффективно запомнить и понять музыкальные термины, помогает детям составить музыкальные понятия по имеющимся знаниям или тексту в учебнике.
Желание разнообразить свои уроки, применяя разные формы, используя ИКТ, большое внимание уделяю подбору мультфильмов. В основе выбора лежит классическое музыкальное произведение, которое сопровождается мультипликационной фантазией мультипликаторов. Подобные формы способствуют активному восприятию не только слуховому, но и зрительному, а восприятие музыки происходит наиболее эффективно. Как следствие, возрастает интерес к классической музыке, улучшается процесс осмысления, запоминания.
Обучение нотной грамоте - процесс всегда немного утомительный, чтобы этот процесс прошел увлекательно и эффективно, я разработала учебное пособие для детей «Веселая семейка». Для каждой ноты сочинены стихи, которые не только помогают запомнить место расположения каждой ноты, но и описывают качество их звучания. Ноты изображены в форме круглых человечков, раскрашенных семью цветами радуги. Они наделены эмоциями и движениями, описанными в стихотворениях, что облегчает процесс запоминания.
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремится, наверное, каждый учитель. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
Литература:
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997.
Плюхин В. Главное – творчество.// Искусство в школе. 1998.№3