Урок по окружающему миру Экономика и экология (4 класс)


МОУ «Малореченская школа» г. Алушты
Урок окружающего мира 3 класс
Тема:

Составила учитель начальных классов
Селиванова Татьяна Александровна
Цель деятельности учителя Создать условия для ознакомления учащихся с задачами экологии и экономики, с двумя сторонами экономики; закрепления представлений о полной взаимосвязи человека и природы.
Тип урока Экономика и экология (изучение нового материала)
Планируемые
образовательные
результаты Предметные Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса
Методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная
Образовательные ресурсы Окружающий мир 3класс, поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
Оборудование Компьютер, монитор,
Основные понятия и термины Экологический кризис, экологическая катастрофа, экономика, экология.
1
Этапы
урока Обучающие и развивающие компоненты. Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формы
органи
зациисовзаи-
модей-
ствияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Проме
жуточ
ныйконтроль
I 2 3 4 5 6 7
I. Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся,
проверяет готовность класса и оборудования.
Я - человек.
Я умеют мыслить, понимать, слушать и отвечать.
Я могу ошибиться.
Я умею учиться.
Я хочу учиться! Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, ластика, линейки) Фрон
тальная,
индиви
дуальная К — планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л — понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Наблюдение учителя За организацией
II. Актуализация знаний Выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух... Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Слушают учителя. Смотрят слайды 7-10 Фронта
льная,
индиви
дуальная П — производят анализ, сравнение, обобщение извлекают, необходимую информацию из текстов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.. Устные
ответы,
наблюденияучителя,
выполнеиные
задания-
2


3
1 2 3 4 5 6 7
Введение в тему урока Сегодня у нас очередной урок окружающего мира. Начну я его словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского, вы внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникают.
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
- Итак, какие же мысли у вас возникли?-
Что такое экология?
Слово «экология» прочно вошло в обиход. С развитием экономики воздействие людей на природу становилось все более и более мощным. Природа уже не может сама залечивать нанесенные ей раны. Слушают учителя. Смотрят слайды 4-6
Что человек без природы не может существовать
Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Фронта
льная,
индиви
дуальная К- умеют слушать друг друга, строить понятие для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы Для решения проблемы информации. Р-ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют различные задачи.
Л-осознают свои возможности в учении Устные
ответы,
наблюде
нияучителя,
выполнен
ныезадания
4


5
1 2 3 4 5 6 7
III.Изу-чение нового матери-ала. Знакомство
о двух
сторонах
экономики
и экологии.
Беседа.
Работа по
учебнику. Знакомство о двух сторонах экономики и
экологии. Для чего нам необходима
экономика
Учитель демонстрирует схему с неполной записью:
- Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами. Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?
- Как? Что сделает человек с этими предметами, когда их использует? Куда выбросит?
- Все ли люди так поступают?
- Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор?
- Так какая вторая неприятная и опасная сторона экономики?
Учитель демонстрирует эту же схему с полной записью:
Откройте учебник (с79). Прочитайте про себя текст. Посмотрите на иллюстрацию. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в этом месте.
Что вы видите?
Как можно озаглавить?
Кто же в этом виноват? Слушают учителя. Смотрят слайды 13-14, обсуждение и ответы учащихся
(Ответы учащихся) (Бутылка, салфетка пакет)
Высказывание уч-ся.
Случилась беда
Экологическая
катастрофа
Человек Фронта
льная,
индивидуальнаяР-ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущен
ные ошибки; осознают правило
контроля и успеш-но используют его в решении учебной задачи. К- обмени-ваются мнениями; умеют слушать друг друга, строит для партнера рече-вые высказывания
задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы
Могут работать в коллективе; уважа-ют мнение других участников обра-зовательного процесса. 6


7
1 2 3 4 5 6 7
Беседа. Да. Но почему же человек допустил такое?
—А что еще считаете экологической катастрофой?
Конечно же, после таких катастроф люди восстанавливают разрушенное хозяйство, занимаются лечением. Мы с вами сегодня говорим, что может вредить экологии, а что помогать.
Какая наука занимается предотвращением этого? (Экология.)
Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, почве, воде, растительному миру, животным, человеку?
Как экономить и охранять воду?
Как нужно охранять почву?
Как загрязняется воздух? Что необходимо делать для его очистки?
Вывод: экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать. Учитель
(Он привык все брать для себя не думая, что будет дальше.)
(Ответы учащихся.) Это природное отклонение от норм закономерности, (длительная засуха, массовая гибель животных и рыбы, возникающая от воздействия человека на природу и ведущая к неблагоприятным экономическим последствиям.) Учитель объясняет сущность слайдов 17-25 Фрон
таль
ная,
индивидуаль
наяЛ — осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении связывая успехи с усилиям трудолюбием.
П — проводят несложные обобщения и используют знания в расширенной области применения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие Р — планируют свои действия в соответствии поставленной учебной задачей К - применяют изученные правила общения; осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности. 8




1 2 5 4 5 6 7
ФизкультминуткаУ экономики две стороны. Одна - это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другая Впрочем, послушайте сказку: «Жил-был старик со старухой у самого синего моря. Ловил старик неводом рыбу тридцать лет и три года Забросил старик невод и вытащил...» Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня, то пришел бы невод не только с тиною морскою... (учащиеся добавляют: ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами) и с одною рыбкой, но не золотою, а «нефтяною». Молвит такая рыбка голосом человеческим: «Не отпускай ты меня в грязное море, а посели в аквариум с чистой водой». — Почему рыбка не желает жить в море? Что послужило причиной ее превращения из золотой в «нефтяную»? (Предположения учащихся.)— Грустная сказка, но, к сожалению, и быль не радостнее. Предположите, что могло произойти в море. Организует проведение физкультминутки Составьте рассказ по опорным словам. море, танкер, айсберг, разлив нефти.
Выполняют упражнения согласно инструкции 8
1 2 3 4 5 6 7
IV. Прак- Рассказ — Шел по морю нефтеналивной (использует опорныеФронта П — осуществляют Устные
тическаяучащегося танкер. Вез он столько нефти, сколько слова). льная, анализ, сравнение, ответы.
деятель- могут перевести десять тысяч индивииспользуют следст ностьжелезнодорожных цистерн. Водный дуаль венные связи; осоз путь для перевозки грузов самый Разбирают вместе ная. нанно и произвольно дешевый, но не самый безопасный. с учителем слайды27-28 строят речевое Беда случилась на рассвете. Корабль Внимательно слушают высказывание наскочил на айсберг, и нефть широко Р — осуществляют разлилась по поверхности воды. кон фоль, коррекцию. Беседа. - Какими свойствами обладает нефть? Показ образца нефти К - выражают свои мысли с достаточной Воздух и солнечные лучи не проходят Масленичная, темно полнотой и точнос в глубины, поэтому гибнут водоросли, бурая жидкость, легче тью; формулируют моллюски, рыбы и крабы. Но хуже воды и аргументируют всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь свое мнение вна воду, они уже не могут взлететь, коммуникации. потому что нефть склеивает их перья. Л — проявляют Птицы гибнут тысячами.
- По чьей вине происходят экологические катастрофы? Люди губят природу, потом ее спасают, создавая Красную книгу. А знаете ли вы, что существуют Красные карты: на них изображают места подверженные экологическому риску. интерес к предмету — Сделаем вывод: экономика имеет две стороны - одну положительную, все то, что она производит, другую отрицательную — губит окружающую среду. 9
1 2 3 4 5 6 7
Работа с учебником. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они - На планете мы останемся одни!
Предложите пути выхода из сложившейся ситуации. Что нужно сделать, чтобы и экономику развивать, и экологию сохранить?
Давайте откроем учебник (с. 80). Прочитаете заголовок.
Как думаете, какие же могут быть эти стороны?
Исходя из этих позиций, ответьте на вопрос: «Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, людям?».— Скажите, в чем необходимость экономики?
Назовите важную залзчу в XXI
веке.
Можем ли мы с вами сделать экономику безопасной?
Люди какой профессии занимаются защитой окружающей среды? Две стороны экономики.
Положительная и отрицательная.
Воздух загрязняется, вода и почва тоже, растения не растут, животные гибнут, люди болеют.
Сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
Слайд 17-25 10
1 3 4 5 6 7
Итоги урока. Рефлексия
деятель
ностиДо- машнее задание Ребята, вы наше будущее, и от того, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать промышленниками, экологами, учителями, водителями, зависит будущее нашего города, нашей страны, нашей планеты. И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы, необходимо в первую очередь начать с себя
Что необходимо делать, чтобы уменьшить вред от экологических катастроф?
Над чем данный урок заставил вас задуматься?
На что посмотрели по-другому?
(Жизнь на Земле возможна благодаря взаимосвязи живого и неживого. К природе нужно относиться бережливо,)Какой же вывод сделаем по данному уроку? (Всему живому нужен воздух, почва, солнце, река; а чтобы это сохранить, нужно бережно относиться к природе.)
Учебник, с. 79-84 (пересказ). Выполнить иллюстрацию «Что делает наш город красивым?». Подготовить сообщение «Как разумно использовать природные богатства». Отвечают на вопросы.
Всему живому нужен воздух, почва, солнце, река; а чтобы это сохранить, нужно бережно относиться к природе.
слайд 20
Задают уточняющие вопросы Фронта
льная,
индивидуаль
наяП - ориентируются в своей системе знаний.
Р - оценивают
собственную
деятельность.
К — используют критерии для обоснования своего суждения.
Л - проявляют интерес к предмету
Р - принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения Устные
ответы