МДК 01 Теория и практика сестринского дела. практическое занятие №1 тема:Общение в сестринском деле


ГБПОУ СК «Буденновский медицинский колледж»
МДК 01 Теория и практика сестринского дела
«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 24232 Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Практическое занятие № 1
ПМ 04 МДК 04.01 34.02.01 Сестринское дело
ПМ 05 МДК 05.01 31.02.02 Акушерское дело
ПМ 07 МДК 07.01 31.02.01 Лечебное дело
Тема занятия: «Общение в сестринском деле»
1.​ Цели занятия:
Учебная:
1.  Формирование знаний: о понятиях, терминах и принципах профессиональной этики
2.​ Формирование компетенций: ПК 2, 4, 5, 9; ОК 1-13.
3.​ Сформировать практический опыт: эффективно общаться с пациентами и их окружением в процессе профессиональной деятельности.
Воспитательная: воспитать уважительное отношение к правам и достоинствам пациента. Воспитывать ответственное отношение к выполнению профессиональных обязанностей, заботиться о безопасности своего здоровья и здоровья пациентов. Соблюдать принципы профессиональной этики.
Развивающая: способствовать развитию личностных качеств, необходимых в деятельности медицинской сестры, трудолюбия, развивать мыслительные способности, привить любовь к данной деятельности, активизировать познавательную деятельность студента.
2.​ Интеграционные связи
Дисциплины обеспечивающие: ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.01. Основы философии; ОП.00Общепрофессиональные дисциплины- ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.03. Основы патологии, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.09. Психология, ОП.11. Безопасность жизнедеятельности.
Дисциплины обеспечиваемые: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий- МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение, МДК.01.02. Основы профилактики, МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению
ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, МДК.02.02. Основы реабилитации
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК.03.01. Основы реаниматологии, МДК.03.02. Медицина катастроф.
3.​ Оснащение:
Дидактический материал: стандарты (технологии) действий медсестры, тесты, ситуационные задачи, графический диктант, тестовые задания, методические указания для самостоятельной работы на занятии.
4.​ Место проведения занятия: кабинет доклинической практики.
5.​ Основные этапы занятия:
Расчет времени:
Организационная часть (проверка формы одежды, готовность обучающихся к занятию, проверка присутствующих) – 5 минут.
Начальная мотивация учебной деятельности (название темы занятия, ее цели, значение связь с современностью, перспективы развития. Изложение плана проведения занятия) – 10 минут.Контроль знаний (тестовые задания, устный фронтальный опрос) – 30 минут.
Изучение нового материала – 15 минут.
Самостоятельная работа учащихся ( работа в дневниках, построение схем) – 180 минут.
Закрепление (решение тестовых заданий ) – 20 минут.
Подведение итогов занятия (работа над ошибками – анализ, выводы, выставление оценок с комментированием) – 5 минут.
Домашнее задание – 5 минут.
6.​ Ход занятия:
Методика проведения занятия и его содержание: практическое
Организационный момент: отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации и реализации профильности.
Проверка готовности студентов по теме данного практического занятия:
Контроль уровня знаний:
1.​ Фронтальный опрос.
2. Решение задач.
Самостоятельная работа студентов:
Оформляют тетради и дневники, словарики.
На примере ситуационных задач определяют нарушение удовлетворения потребностей пациента, осуществляют постановку сестринских диагнозов.
Закрепление.
1.​ опрос
2.​ Решение ситуационных задач.
Подведение итогов занятия:
Проведение анализа допущенных ошибок, выставление оценок с комментированием.
Домашнее задание: « Обучение в сестринском деле»
Литература:
1.​ Т. П. Обуховец, О.В. Чернова «Основы сестринского дела».
2. ​ Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум».
3.​ С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела».
4.​ С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела».
Преподаватель
Парасич Н.Н.
Фронтальные вопросы
Что такое этика?
Что такое биоэтика?
Что такое деонтология?
Понятие о субординации?
Основные принципы биоэтики?
Основные обязанности, возложенные на медицинскую сестру?
Этический кодекс медицинской сестры России, его статьи?
Ответственность за нарушение норм Этического кодекса медицинской сестры России?
Виды общения?
Элементы эффективного общения?
Характеристика вербального общения?
Характеристика невербального общения?
Понятие и функции общения?
Как использовать общение, как средство социальной поддержки?
Зоны комфорта?
                                                 
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
Пациент обратился в лабораторию с просьбой выдать ему на руки результаты проведенных исследований. Лаборант выполнил его просьбу. Дома, сопоставив результаты исследований с нормой, пациент расстроился и ночью у него поднялось артериальное давление (страдал гипертонической болезнью), в связи с чем был срочно госпитализирован.
Имеет ли право лаборант выдавать пациентам на руки результаты лабораторных исследований?
Задача 2
Медсестра сказала врачу в присутствии пациентки, что состояние последней ухудшилось после введения лекарства. Пациентка категорически отказалась от назначенных врачом инъекций.
Как должна была поступить медсестра?
Задача 3
Пациент М., 48 лет, находится в кардиологическом отделении стационара по поводу инфаркта миокарда. При повторной электрокардиограмме медсестра, снимавшая ее, обнаружила ухудшение. Пациент попросил сообщить ему результат исследования.
Как должна поступить медсестра в данном случае?
Задача 4
В беседе с пациенткой медсестра сообщила о новом методе лечения ее болезни, который еще не внедрен в данном лечебном учреждении, в связи с чем возникла конфликтная ситуация.
Правильно ли поступила медсестра?
Задача 5
Пациент Р., находящийся на лечении в терапевтическом отделении, во времяобхода пожаловался, что ему не были сделаны все назначенные инъекции.
                                                       
Медсестра, приглашенная врачом в палату, доложила, что назначенного препарата нет в отделении.
Какие ошибки были допущены медработниками?
Задача 6
Сын пациентки, госпитализированной в ночное время, попросил разрешения остаться с матерью для ухода за ней. Дежурная медсестра потребовала покинуть отделение. Сложилась конфликтная ситуация.
Является ли решение медсестры правильным?
Задача 7
У пациента Д., 32 лет, лечившегося в терапевтическом отделении обнаружен туберкулез легких. Палатная медсестра сообщила об этом родственникам пациента.
Правильно ли поступила медсестра?
Задача 8
У дежурной медсестры справились по телефону о состоянии тяжелобольного и о диагнозе. Говоривший представился братом пациента.
Должна ли медсестра сообщать сведения по телефону?
Задача 9
К дежурной медсестре детского отделения обратилась мать больного ребенка с настоятельной просьбой разрешить забрать его из больницы.
Как должна поступить медсестра?
Задача 10
Во время врачебного обхода в палату вошла взволнованная медсестра и доложила врачу, что рентгенолог просил срочно прислать на дообследование пациента К., у которого обнаружены какие-то изменения в легких. Пациент К., находившийся в палате, побледнел и попросил у врача нитроглицерин.
В чем ошибка медсестры?
Задача 11
Пациент Н., 58 лет, лечится в терапевтическом отделении стационара по                                                         
поводу гипертонической болезни. Вечером он обратился к дежурной медсестре в связи с усилением головной боли и попросил измерить артериальное давление. Медсестра обнаружила, что давление значительно повышено, но цифры сообщить пациенту отказалась, чем вызвала его недовольство.
Как должна поступить медсестра?
Задача 12
Пациентка Л., 33 лет, находилась на лечении в ревматологическом отделении стационара около 5 недель по поводу сердечной недостаточности. Состояние пациентки улучшилось, при выписке из стационара ей рекомендовано принимать лекарственные препараты в дозе, подобранной в отделении. Через 2 недели при очередном посещении участковая медсестра, не обнаружив у пациентки симптомов сердечной недостаточности, посоветовала ей эти препараты не принимать.
Правильно ли поступила медсестра?
Задача 13
К фельдшеру здравпункта обратился пациент, которого ранее лечил участковый врач. Вы считаете, что назначения, сделанные врачом, не все целесообразны.
Как Вы поступите?
Задача 14
Пациентка М., обратилась в регистратуру с просьбой записать ее на прием к хирургу в связи с острыми болями в животе, слабостью.
Однако регистратор отказала пациентке по причине отсутствия у нее документа, удостоверяющего личность.
Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию?
Задача 15
Участковая медсестра проводит лечение пациентки на дому согласно назначениям лечащего врача. В связи с отсутствием эффекта пациентка
обратилась с просьбой пригласить к ней для консультации старшего специалиста.
Медсестра отказалась.
Верна ли тактика медсестры?
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
          К медицинской сестре одного из отделений крупного научно-клинического центра обратилась пациентка: профессор назначил ей прием на 11 часов. Так как уже было 11 часов, медсестра зашла в кабинет профессора и, вернувшись через некоторое время, сказала: «Профессор пьет чай, когда закончит, Вас примет». Заметив выражение глубокой обиды и недоумения на лице пациентки, медсестра пожала плечами и заметила: «Что же тут особенного? Профессор ведь тоже человек и имеет право попить чаю или пообедать».
Задание:
1) Прокомментируйте ситуацию,
2) Как бы поступили Вы?
Задача 2
            Прочитайте следующий отрывок из книги И.А. Шамова:
           «Как и многие студенты, я во время учебы иногда ночами дежурил в горбольнице медбратом. Обычно мне удавалось ладить с больными, и отношения у нас были самыми сердечными. Все же на очередном дежурстве у меня возник конфликт с больной, которая требовала сделать ей инъекцию лекарства, не назначенного врачом. Я не смог убедить больную в неправомерности ее просьбы, и она нагрубила мне.
           Утром, как обычно, я подошел к ней, чтобы сделать инъекцию назначенного врачом лекарства. Во время укола больная резко воскликнула: «Что Вы делаете! Решили отомстить мне?!»
           Я был шокирован. Я и думать забыл о случившемся вечером, и у меня, конечно, и в мыслях не было ничего подобного».
Задание: 
1) Как бы Вы вышли из подобной ситуации?
2) Можно ли было не допустить ее возникновения?  
Задача 3
         Пациенту врач назначил эритромицин в суточной дозе 1,5 грамма, то есть, 15 таблеток по 0,1 грамма. Пациент заявил, что не будет принимать такую «лошадиную» дозу лекарства и задал медсестре вопрос о профессиональной компетенции врача.
Задание:
Тактика медсестры?
Задача 4
           Вы заканчиваете бессонное дежурство, устали, торопитесь домой, а Ваш пациент, напротив, чрезвычайно словоохотлив. Заметив брошенный Вами выразительный взгляд на часы, он даже взял Вас за руку, чтобы Вы не убежали и выслушали его до конца.
Задание:
Как поступить?
Задача 5
           Пациент перегружает свой рассказ подробным перечислением дат и сроков пребывания к различных больницах, а молодая медсестра торопливо, не разгибая спины, записывает в блокнот каждое слово, не глядя на него.
Задание: 
1) Является ли их общение терапевтическим и продуктивным?
2) Почему?
3) Охарактеризуйте свою стратегию общения с таким пациентом?
Задача 6
          Н.А. Магазаник в своей книге «Искусство общения с больными» приводит пример своего пациента известного художника с довольно тяжелым заболеванием сердца, вынуждающим его останавливаться через каждые 100-200 метров. Неожиданно он получил приглашение поехать в Италию, где без устали ходил по Риму и многочисленным музеям, почти не пользовался нитроглицерином, а ведь воздух в Риме загрязнен уж никак не
                                                           
меньше, чем в Москве. Ясно, что причина такого улучшения заключалась в снятии тревоги, спешки, досады, раздражения, короче - в хорошем настроении.
Задание:
Какие принципы и приемы общения способствуют созданию и сохранению хорошего настроения?
Задача 7 
             Старик жалуется на боль в колене. На слова медицинского работника:
            «Это у Вас от возраста. Надо почаще в паспорт заглядывать, а не в больницу!», он с негодованием восклицает: «Какой вздор, другой моей ноге тоже 80 лет, но она не болит!».
Задание:
Охарактеризуйте подобный стиль общения медработника, а также глубокий медицинский смысл этой шутки.
Задачи 8
            У пациента снижены интеллект и память, он раздражает медсестру своей медлительностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку.
Задание:
Нельзя ли найти другой выход из ситуации?
Задача 9
Вы - медсестра отделения стационара. Вам предстоит первая беседа со вновь поступившим пациентом.
Задание:
1) С каких слов Вы начнете?
2) Назовите факторы, способствующие формированию благоприятного и эффективного «эффекта ореола» и подробно охарактеризуйте каждый из них.
                                                                 
Практическая часть.
Упражнение №1. «Общение без слов».
       Инструкция: упражнение выполняется молча. Участники встают в два концентрических круга лицом к друг другу. Внешний и внутренний круги двигаются в противоположные стороны. Оказавшиеся напротив друг друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: положите руки на плечи друг другу, посмотрите в течение минуты в глаза партнёру, улыбнитесь, опустите руки и начинаёте двигаться дальше. Следующие задания: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь и т.д.
            После упражнения участники обмениваются чувствами. Длительное обсуждение не требуется, достаточно обмена впечатлениями
Упражнение № 2. «Разговор и пространство общения».
        Инструкция: участники группы делятся на пары. В паре один человек говорит, а другой слушает. Говорящий рассказывает партнёру о каком-то своём затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ естественно, так, как ему хочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют своё пространственное положение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении.
          После выполнения упражнения участники группы в кругу обсуждают результаты:
v что изменилось в Вас после того, как Вы встали на стул по отношению к собеседнику? По отношению к его проблеме? По отношению к себе?
v какие чувства и желания Вы испытали в тот момент, когда ваш партнёр встал на стул во время вашего рассказа о проблеме? Хотелось ли Вам продолжать разговор? Почему?
Упражнение № 3 «Испорченный телефон».
          Инструкция: Все участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Всем входящим даётся инструкция: «Представь себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой вы должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание телефонограммы. Ведущий зачитывает текст телефонограммы первому участнику, он должен передать его следующему вошедшему, тот - следующему ит.д. Если текст при передаче от одного участника к другому сократился до такой степени, что передача его стала слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает текст заново.
           Текст: «Звонил Иван Петрович. Он просил передать,  что задерживается в РОНО, т.к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставить туда дополнительно 2 часа по астрономии».
            Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Общение в сестринском деле».
Выбрать один ответ В-1
1. Передача информации может осуществляться с помощью:
а) запаха;
б) паузы;
в) позы;
г) прикосновения;
д) все ответы верны.
2. Обратная связь - это:
а) психологическая защита;
б) помощь в понимании того, как человека воспринимают другие;
в) реакция реципиента;
г) информация для размышления;
д) все ответы верны.
3. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:
а) логического непонимания;
б) религиозных предпочтений;
в) наличия в речи звуков-паразитов;
г) быстрой невыразительной речи;
д) нарушений дикции.
4. Перцептивная сторона общения рассматривает:
а) невербальные способы кодирования информации;
б) коммуникативные барьеры;
в) пути выхода из конфликтов;
г) познание себя и партнеров по общению.
5. Авторитарное воздействие предполагает:
а) общение на равных;
б) учет позиций каждого;
в) манипулирование одним человеком другого;
г) выработку стратегии совместных действий.
6. В отношениях медсестры и пациента наиболее продуктивен мотив:
а) альтруизма;
б) индивидуализма;
в) сотрудничества;
г) равенства.
7. Социальный статус медсестры:
а) положение медсестры в социальной иерархии общества;
б) модель поведения медсестры;
в) права медсестры;
г) обязанности медсестры.
8. Вербальная информация передается с помощью:
а) жестов;
б) внешнего вида;
в) письма;
г) взаимного расположения партнеров.
9.Наиболее этичные и психологически комфортные формы обращения к человеку, получающему медицинскую помощь:
а. больной б. товарищ в. пациент г. обращение по имени и отчеству
д. гражданин е. мужчина/женщина
10. Оптимальной зоной для делового общения считается:
а. интимная зона (до 50 см) б. личная зона (50-120 см.)
в. социальная зона (120 – 400 см) г. публичная зона (свыше 400 см.)16
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Общение в сестринском деле».
Выбрать один ответ В-2
1. Вербальная информация передается с помощью:
а) жестов;
б) внешнего вида;
в) письма;
г) взаимного расположения партнеров.
2.Наиболее этичные и психологически комфортные формы обращения к человеку, получающему медицинскую помощь:
а. больной б. товарищ в. пациент
г. обращение по имени и отчеству д. гражданин е. мужчина/женщина
3. Оптимальной зоной для делового общения считается:
а. интимная зона (до 50 см.)
б. личная зона (50-120 см.)
в. социальная зона (120 – 400 см)
г. публичная зона (свыше 400 см.)16
4. Передача информации может осуществляться с помощью:
а) запаха;
б) паузы;
в) позы;
г) прикосновения;
д) все ответы верны.
5. Обратная связь - это:
а) психологическая защита;
б) помощь в понимании того, как человека воспринимают другие;
в) реакция реципиента;
г) информация для размышления;
д) все ответы верны.
6. Авторитарное воздействие предполагает:
а) общение на равных;
б) учет позиций каждого;
в) манипулирование одним человеком другого;
г) выработку стратегии совместных действий.
7. В отношениях медсестры и пациента наиболее продуктивен мотив:
а) альтруизма; б) индивидуализма; в) сотрудничества; г) равенства.
8. Социальный статус медсестры:
а) положение медсестры в социальной иерархии общества;
б) модель поведения медсестры;
в) права медсестры;
г) обязанности медсестры.
9. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:
а) логического непонимания;
б) религиозных предпочтений;
в) наличия в речи звуков-паразитов;
г) быстрой невыразительной речи;
д) нарушений дикции.
10. Перцептивная сторона общения рассматривает:
а) невербальные способы кодирования информации;
б) коммуникативные барьеры;
в) пути выхода из конфликтов;
г) познание себя и партнеров по общению.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Общение в сестринском деле».
Выбрать один ответ В-3
1. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:
а) логического непонимания;
б) религиозных предпочтений;
в) наличия в речи звуков-паразитов;
г) быстрой невыразительной речи;
д) нарушений дикции.
2. Перцептивная сторона общения рассматривает:
а) невербальные способы кодирования информации;
б) коммуникативные барьеры;
в) пути выхода из конфликтов;
г) познание себя и партнеров по общению.
3. Авторитарное воздействие предполагает:
а) общение на равных;
б) учет позиций каждого;
в) манипулирование одним человеком другого;
г) выработку стратегии совместных действий.
4. В отношениях медсестры и пациента наиболее продуктивен мотив:
а) альтруизма; б) индивидуализма; в) сотрудничества; г) равенства.
5. Социальный статус медсестры:
а) положение медсестры в социальной иерархии общества;
б) модель поведения медсестры;
в) права медсестры;
г) обязанности медсестры.
6. Вербальная информация передается с помощью:
а) жестов;
б) внешнего вида;
в) письма;
г) взаимного расположения партнеров.
7. Передача информации может осуществляться с помощью:
а) запаха; б) паузы; в) позы; г) прикосновения; д) все ответы верны.
8. Обратная связь - это:
а) психологическая защита;
б) помощь в понимании того, как человека воспринимают другие;
в) реакция реципиента;
г) информация для размышления;
д) все ответы верны.
9.Наиболее этичные и психологически комфортные формы обращения к человеку, получающему медицинскую помощь:
а. больной
б. товарищ
в. пациент
г. обращение по имени и отчеству
д. гражданин
е. мужчина/женщина
10. Оптимальной зоной для делового общения считается:
а. интимная зона (до 50 см.)
б. личная зона (50-120 см.)
в. социальная зона (120 – 400 см)
г. публичная зона (свыше 400 см.)16
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ ПО ТЕМЕ:
«Общение в сестринском деле».
В-1 В-2 В-3
1.а 1.в 1.б
2.в 2.а 2.а3.б 3.в 3.б
4.а 4.б 4.а
5.г 5.а 5.в6.в 6.г 6.в7.в 7.б 7.а
8.а 8.а 8.б
9.б 9.в 9.а
10.б 10.а 10.в
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
по теме«Биоэтика. Общение сестринском деле».
1.Биоэтика это: __________________.
2.Наука о болезнях человека и их лечении: ___________.
3.Этика это: ______________________.
4.Общение это: ___________________.
5.Уровни общения:
а). _____________.
б). _____________.
в). _____________.
6.Каналы общения: _______________.
_______________.
_______________.
7.Пять элементов эффективного общения:______________________ .8.Зоны комфорта: _________________.
__________________.
__________________.
__________________.
9.Формы общения: _________________.
_________________.
10. Эмпатия это __________________.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ
к теме «Биоэтика. Общение в сестринском деле».
1. Современная форма традиционной биомедицинской науки, принципом которой является уважение прав и достоинств человека.
2. Медицина.
3. Учение о нравственности, система непротиворечивых суждений о смысле, назначении морали.
4. Сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной и бессловесной информации.
5. а). Внутриличностное. б). Межличностное. в). Общественное.
6. Устная речь, неречевое сообщение, письменное сообщение.
7. Отправитель, сообщение, канал, получатель, подтверждение.
8. Интимная, личная, социальная.
9. Вербальное, невербальное.
10.Способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему.