Урок рефлексии (системно-деятельностный подход) по теме Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи


УРОК РЕФЛЕКСИИ В 7 «А» КЛАССЕ по новым ФГОС
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
Цели урока:
содержательная : формирование предметных УУУ : закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д, связанных с написанием НЕ с разными частями речи;
деятельностная : формирование метапредметных и личностных УУД: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы : фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.
ХОД УРОКА
На экране текст притчи. Читаем. Беседа. «Вход» в урок.
Притча
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горящим солнцем тележку с камнями для строительства.
Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
Тот ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “А что ты делал целый день?”
Тот ответил: “Я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием:
“А я принимал участие в строительстве храма”.
- Почему я начала урок с этой притчи? (ответы уч-ся)
- Вопрос мудреца адресован каждому из вас: что вы будете делать сегодня на уроке? Кем из трёх человек вы станете на 45 минут ? В конце урока вы ответите на этот простой и в то же время непростой вопрос.


НА ЭКРАНЕ ПРОЕКТОРА
Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке.
Кто работал как первый человек? (СМАЙЛИК)
Кто работал как второй человек? (СМАЙЛИК)
Кто работал как третий человек? (СМАЙЛИК)
А я желаю, чтобы сегодня я увидела в ваших глазах радость и удовольствие от полученного результата. Чтобы каждый из вас заложил, построил храм в своей душе, храм знаний.
Мы начинаем.
Тип урока : урок – рефлексия. Напоминаю!
НА ЭКРАНЕ. Слово рефлексия происходит от лат. reflexio – обращение назад.
Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании. (Словарь иностранных слов)
Рефлексия - самоанализ. (Толковый словарь русского языка)
Помните, что на этом уроке главное – ваша индивидуальная работа.
Тема урока (НАЗЫВАЮ). Пишем в тетради.
- Какие цели мы поставим , исходя из типа урока и темы? (ответы уч-ся).
ЭТАПЫ УРОКА-РЕФЛЕКСИИ.
1. Мотивация к деятельности. (хочу – надо – могу)
Определяем значимость урока. Где можем применить знания по данной теме? (ОГЭ, ЕГЭ, контр. диктант).
2.Актуализация пробного учебного действия (Цель: повторить изученный материал по теме «Правописание НЕ с разными частями речи» и выявить затруднения)
А) Повторение теории. Приём «Верные и неверные утверждения»
1. Чтобы правильно написать слово с НЕ, нужно определить часть речи (да)
2. Не с глаголами пишется всегда раздельно (нет)
3. Не с причастиями пишется так же, как и не с прилагательными (нет)
4. Не с деепричастиями пишется так же, как и не с глаголами (да)
5. Не с наречиями пишется раздельно, если наречие заканчивается не на -о, -е (да)
6. На раздельное написание НЕ с прилагательными влияют слова ЕЩЁ, ВЕСЬМА, СЛИШКОМ (нет)
7. НЕ со всеми местоимениями пишется раздельно (нет)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«5» - 0 ош. «4» - 1 – 2 ош. «3» - 3 ош. «2» - 4 и > ош.
Проверяем. Фиксируем ошибки. Оцениваем. Кому нужно на уроке обратиться к теории в процессе работы на уроке?
Б) Практика. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Неразумно поступить, не готов к ответу, неприкрытая дверь, не политые нами цветы, не переставая удивлять, неглубокая, но прозрачная речка, вовсе не грустно, негодуя на неприятеля, идея не найдена, не по-летнему прохладно, слишком недоверчивый.
Проверьте себя. Подчеркните ошибку. Поставьте отметку, исходя из критериев. (На экране слова и критерии оценивания).
«5» - 0 ош.
«4» - 1 – 2 ош.
«3» - 3 – 4 ош.
«2» - 5 и > ош.
3.Локализация затруднений. (Цель – осознание места и причины затруднений).
Не допустившие ошибок обучающиеся выполняют контрольный тест (в формате ЕГЭ). Проверяют по эталону, оценивают, затем, объединившись в группу, получают задание: ПОДГОТОВИТЬСЯ к ознакомлению с новой темой и её объяснению на уроке (в субботу) «Разрешите с Вами познакомиться, частица НИ !» (можно использовать Интернет, учебник, пособия).
Варианты «представления» новой темы:
Подготовьте монолог «Разрешите представиться, я Частица НИ»
(приём РАФТ – роль, аудитория, форма, тема)
Составьте эталон по теме «Употребление частицы НИ»
Составьте диалог «Подслушанный разговор. Частицы НЕ и НИ»
1 уч – ся оставляю в качестве помощника-консультанта.
Работаю с обучающимися, допустившими ошибки в задании.
- Ещё раз посмотрите на свои ошибки и заполните таблицу (на парте у каждого):
Таблица № 1 Мои затруднения
Место затруднения
(название орфограммы, морфема)
Причины затруднения (что забыл, не знаю)
Способ действия
Целеполагание. (Цель: построить проект выхода из затруднения).
Вы зафиксировали свои затруднения. Теперь необходимо найти путь выхода из них. Для этого строим проект выхода из затруднения, заполняя таблицу № 2
Таблица № 2. Проект выхода из затруднения
Формулирую цель своих действий (что нужно повторить)
Выбираю способ действий (как?)
Отбираю средства (с помощью чего?): правила, алгоритмы
Что буду использовать
(эталоны, ОК, таблицы в учебике) Помощник-консультант или учитель оказывают помощь тем, кто затрудняется.
5.Реализация построенного проекта
- Исправьте свои ошибки, объясните орфограммы, применяя алгоритм (помощь консультанта)
- Проговариваем вслух.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Учащиеся выполняют полученное на карточках задание, затем проверяют по эталону.
- Выпишите слова с орфограммой «НЕ с разными частями речи», раскройте скобки, объясните орфограммы.
Только (не)заинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько (не) разнообразной. ( Не)броская, но какая-то сосредоточенная и сразу (не) раскрывающаяся красота ее вызывает долго (не)забывающееся чувство щемящей грусти. Я (не)знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, (не)смотря на свою хрупкость, властно манит далью (не)проторенных дорог. Сколько песен сложено про зиму, сколько поэм посвященo юной красавице в сарафане из серебряной парчи, а нам всё мало...
7.Включение в систему знаний и повторения.
тест № 1 (в формате ЕГЭ)
1.Отметь строку, в которой все слова пишутся с НЕ слитно:
1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)открыты,
2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;
3) (не)доразумение, (не)погасший костёр, (не)годуя.
 2.Отметь строку, в которой все слова пишутся с НЕ раздельно:
1) (не)лепость, (не)годовал, отнюдь (не)красивый;
2) (не)исполнив,; (не)по-зимнему тепло; (не) робкий, а смелый
3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, трава (не)скошена
3.В каком предложении слово с НЕ пишется слитно:
1)(Не)хочется о людях думать плохо.
2)Впереди показались (не)ясные очертания огромных деревьев.
3)У каждого писателя есть главная, (не)написанная ещё книга.
4. В каком предложении слово с НЕ пишется слитно:
1)В саду висели (не)старые, а новые качели.
2)Есть дома было (не)чего, и мы отправились в магазин.
3)Брат убежал, (не)вымыв за собой грязную посуду.
5. В каком предложении слово с НЕ раздельно:
1)Нельзя приступать к делу с (не)чистыми помыслами.
2)Васильев (не)годующе посмотрел на старика и отвернулся.
3)(Не)исследованные геологами районы весьма перспективны.
6. В каком предложении слово с НЕ пишется слитно:
1)Киру беспокоили претензии директора, (не)высказанные открыто.
2)(Не)знакомая нам компания оказалась очень приятной.
3)Сестра сообщила далеко (не)радостные новости.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ТЕСТ № 1
3
2
2
1
3
2
- Оцените это задание по имеющимся у вас критериям.
Тестовое задание для слабых Тест  № 2
1. –не- пишется слитно  а) (не)нарушая режима   б) (не)закончена работа  в) (не)замёрзшая река  г) вовсе (не)глубоко2. –не- пишется раздельно  а) (не)дорогой ситец  б) ещё (не)проснувшийся город  в) (не)лопнувший шар г) (не)ясные очертания3. –не- пишется слитно  а) (не)заживающая рана  б) (не)глубокий, но красивый пруд  в) поступить далеко (не) смело  г) общаться (не)по-русски
4. –не- пишется раздельно  а) уроки (не)сокращены  б) (не)ряшливо одетый  в) (не)навидя предателя г) (не)успевшая высохнуть 
5. – не- пишется слитно
а) вовсе (не)близкий путь б) (не)распечатанный конверт в) никем (не)построенное здание г) урок (не)закончен
6. –не- пишется раздельно а) (не)суй свой нос б) (не)весёлое представление в) (не)искренне ответить г) (не)брошенный никем камень
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ТЕСТ № 2 1. в 2. б
3. а, б 4. а, г 5. б
6. а, г - Оцените это задание по имеющимся у вас критериям
II. Что будем изучать на следующем уроке.
Введение в новую тему. Слушаем обучающихся с творческим заданием.
III. Домашнее задание.
Создать миниатюру, в которой бы употреблялись слова различных частей речи с НЕ по любой интересующей вас теме.
IV. Рефлексия.
- Вернёмся к началу урока. Достаньте смайлики. Кем вы себя ощущали на уроке? Оцените свою работу. (Слушаем ответы)

СПАСИБО ЗА УРОК!