Программа внеурочной деятельности Я познаю мир (2 класс)


Пояснительная записка
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение обучающимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство обучающихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно - научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса.
Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» разработана в соответствии с нормативными документами:
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012
Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
ООП НОО СОШ № 23 дата утверждения 30. 08. 2011
Актуальность программа курса «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим обучающимся оценить свои успехи.
Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.
Во 2 классе курс включает 34 занятия по 1 занятию в неделю, согласно учебного плана СОШ № 23 на 2014-2015 учебный год.
Цель: формировать широкую целостную картину мира; основы духовно-нравственного развития человека.
Задачи:
- на основе знаний и умений подвести обучающихся к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия мира;
- развивать самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать умения: классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; - освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.
Формы занятий курса могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа
Участники курса – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса
Личностные УУД:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ожидаемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
Оценка результативности программы
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, создание проектов, выставки рисунков, поделок, отзыв участников о проекте.
Основная цель этих работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Список литературы
Для учителя:
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
Для учеников:
Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения
Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений
Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедии
Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся
Наглядные пособия:
Гербарии; коллекции насекомых.
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
Изобразительные наглядные пособия – таблицы.
Технические средства обучения:
Компьютер
Интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия:
Диск. «Звуки живой природы»
Фильм «Многообразие животного мира»
Фильм «Природа в разное время года»
Презентация «Что такое снег»
Презентация «Красная книга»
Тематический план
№ занятия Перечень тем занятий Перечень УУД, которые осваивают обучающиеся Содержание программы Методическое обеспечение программы
теория практика Форма занятия Приемы и методы; дидактическое и техническое оснащение Форма подведения итогов
Раздел № 1 НАША ПЛАНЕТА (22 часа)
1
Мир живой и неживой природы. Формирование у детей мотивации к обучению самоорганизация и саморазвитие. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение) и неживой природы. Составить небольшой устный рассказ о живой и неживой природе Вводная беседа. Иллюстрации живой и неживой природы Рефлексия
2 Вещи и вещества.
Разнообразие веществ. Личностные УУД:
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
-Слушать и понимать речь других.
-Вступать в беседу.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Чтение простого научно – популярного текста; определение главной мысли текста. Выполнение заданий Практическое занятие
Просмотр презентации «Разнообразие веществ» Рефлексия
Эмоциональная самооценка
3 Определение времени суток без часов
Организация и проведение работы для поиска способа решения проблемы Ориентирование на местности с помощью компаса, по местным признакам. Экскурсия в городской парк Коллективное практическое занятие Эмоциональная самооценка
4. Форма Земли. Доказательства
шарообразности Земли.
Знакомство с доказательствами шарообразности Земли Выдвижение своих гипотез и предположений, анализ выдвинутых гипотез. Беседа – размышление Просмотр видеофильма «Доказательства
шарообразности Земли» Рефлексия
Эмоциональная самооценка
5. О чём рассказывает глобус.
Знакомство с глобусом. Постановка цели при конкретной ситуации Работа с глобусом, поиск городов, рек, морей, гор… Практическое занятие
глобус Самооценка по алгоритму
6. Викторина «Занимательная география» Развитие умения в игровой форме применять знания Ответы на вопросы викторины Викторина Вопросы к викторине Эмоциональная самооценка
7 Звёзды, созвездия, планеты. Знакомство с новыми понятиями Нахождение на звёздной карте созвездий. Нарисовать созвездие. Практическое занятие
Просмотр видеофильма «Созвездия» Выставка готовых работ
8. Земное притяжение. Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления. Проведение опытов, выполнение заданий Практическое занятие
Просмотр презентации «Земное притяжение» Рассказ о результатах опыта.
9. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг своей оси. Сравнивать и различать день и ночь. Объяснить движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи. Придумать небольшую сказку о смене дня и ночи. Работа в группах Просмотр видеофильма «Почему день сменяет ночь?» Выступления.
10 Смена времён года. Движение Земли относительно Солнца.
Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года Выполнение заданий, оценивание своей работы Практическое занятие
Просмотр видеофильма «Смена времён года» Самооценка
11 Место обитания белых медведей и слонов Организация и проведение работы для поиска способов решения проблемы. Выдвижение своих гипотез и предположений Практическое занятие
Просмотр презентации Представление информации
12 Прозрачный невидимка (воздух) Сравнить погоду и климат
Наблюдение погоды и описывание её состояния. Измерение температуры воздуха, воды с помощью термометра Практическое занятие
Термометр, дневник наблюдений за погодой Наблюдение учителя
13 Создание макета «Солнечной системы» Познакомить с понятиями: «макет», «продукт проекта» Создание макета «Солнечной системы» Практическое занятие
Пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, проволока Выставка готовых работ
14 Путешествие по карте России.
Познакомить с картой России. Выполнение заданий, оценивание своей работы Работа в группах Карта России, Ярославской области. Наблюдение учителя
15 Адрес на глобусе и карте. Сравнить глобус и карту. Отличие карты от глобуса. Выполнение заданий, оценивание своей работы Практическое занятие
Карта России, Ярославской области. Глобус. Рефлексия
Самооценка по алгоритму
16 Моделирование формы поверхности Земли. Организация и проведение работы для поиска способов решения проблемы. Моделирование формы поверхности из песка, глины или пластилина Работа в группах Песок, глина, пластилин Выставка готовых работ
17 Путешествие по материкам и океанам. Познакомить с материками и океанами Земли. Творческая работа. Коллектив
ное практическое занятие Просмотр видеофильма «Материки. Океаны» Рефлексия
Эмоциональная самооценка
18 Появление и движение рек.
Познакомить с понятиями: «устье», «исток» Нахождение на физической карте России рек, определение их названий. Работа в группах Карта России, Ярославской области. Рефлексия
Эмоциональная самооценка
19 Рождение гор
Познакомить с понятиями: «лава», «вулкан» Нахождение на физической карте России гор, определение их названий. Коллектив
ное практическое занятие Просмотр видеофильма «Рождение гор» Наблюдение учителя
20 Моря и острова.
Сравнение и различие формы земной поверхности. Нахождение на физической карте России морей и островов, определение их названий. Практическое занятие
Просмотр видеофильма «Моря и острова» Наблюдение учителя
21 Обитатели морей. Познакомить с обитателями морей. Подготовить сообщение Беседа Энциклопедии, справочники Выступления.
22 Проект «Моя страна» Организация и проведение работы для поиска способов решения проблемы. Создание проекта Мини-выступления Энциклопедии, справочники Защита проектов
Раздел № 2 ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (12 часов)
23 Великий круговорот жизни.
Личностные УУД:
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные УУД:
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
-Слушать и понимать речь других.
-Вступать в беседу.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Познакомить с понятием
«круговорот» Характеризовать экосистемы Выполнение заданий, оценивание своей работы Мини-выступления Просмотр презентации Выступления, взаимооценка
24 Путешествие по природным зонам. Познакомить с климатом, особенностями растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон Нахождение на карте природных зон. Практическое занятие
Просмотр видеофильма «Природные зоны» Рефлексия
Эмоциональная самооценка
25 Красная книга. Значение понятия: «Красная книга». Работа с источниками информации Творческое
задание Просмотр видеофильма «Красная книга» Рефлексия
Эмоциональная самооценка
26 Жизнь леса. Познакомить с особенностями растительного и животного мира леса. Нарисовать животное, живущее в лесу Творческое
задание Просмотр видеофильма «Жизнь леса» Рефлексия
Наблюдение учителя
27 Хрупкая природа степей и пустынь. Познакомить с особенностями растительного и животного мира степей и пустынь. Подготовить сообщение о растении или животном степи или пустыни. Мини-выступления Просмотр видеофильма «Степи и пустыни» Выступления, взаимооценка28 Где растут тропические леса. Познакомить с особенностями растительного и животного мира тропических лесов. Выполнение заданий, оценивание своей работы Коллектив
ное практическое занятие Просмотр видеофильма «Тропические леса» Рефлексия
Наблюдение учителя
29 Жизнь в горах. Познакомить с особенностями растительного и животного мира гор. Подготовить сообщение о растении или животном гор. Нарисовать растение или животное гор. Коллектив
ное практическое занятие Просмотр видеофильма «Горы» Выставка готовых работ
30 Путешествуем по Европе.
. Обсудить особенности 2-3 стран мира
Нахождение и показ изученных стран мира на глобусе и политической карте
Коллектив
ное практическое занятие Глобус, политическая карта мира Самооценка работы.
31 Страны Африки и Америки.
Обсудить особенности Африки и Америки
Нахождение и показ изученных стран мира на глобусе и политической карте Самостоятельная работа Глобус, политическая карта мира Рефлексия
Наблюдение учителя
32 Австралия. Антарктида.
Обсудить особенности Австралии и Антарктиды.
Нахождение и показ изученных стран мира на глобусе и политической карте Коллектив
ное практическое занятие Просмотр видеофильмов, «Австралия», «Антарктида» Рефлексия
Наблюдение учителя
33 Моя Родина – Россия.
Показывать территорию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион.
Практическое занятие Карта России, Ярославской области. Рефлексия
Наблюдение учителя
34 Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка» Организация и проведение работы для поиска способов решения проблемы. Создание проекта Мини-выступления Энциклопедии, справочники Защита проектов