Программа по внеурочной деятельности Читаю и познаю мир


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №39»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей начальных классов
протокол №1
от «___» августа2015г.
рук-ль ШМО___________
Е.Ю.Чернобай «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________________
Н.В.Киричкова
«____» ___________20__г. «Утверждено»
Директор МБОУ «Школа-гимназия №39»
____________В.П. Дюличевприказ №_____
от «___»__________ 20___ г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курса
«Читаю и познаю мир»
для 2 «Б» класса
на 2015\16 учебный год
количество часов в неделю:1
количество часов в год:34
Составитель:
учитель начальных классов,
Хачанова В. А.
г. Симферополь
2015г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………….. стр.3-4
Учебно-тематический план………………………………… стр.4-5
Содержание программы……………………………………. .стр.5-6
Прогнозируемые результаты реализации программы………стр.6
Диагностические средства……………………………………..стр.6-7
Проверка читательских умений…………………………… стр.7
Календарно-тематическое планирование…………………….стр.8-10
Ресурсное обеспечение………………………………………стр.11-12
Пояснительная записка
Цели и задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.Программа по внеурочной деятельности «Читаю и познаю мир» составлена в соответствии с ФГОС,на основе авторской программы «Самостоятельное чтение» Светловской Н.Н.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Читаю и познаю мир» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.
Учебно-тематический план
2 класс
№ Тема Кол-во часов
теория практика
1. Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 0,5 0,5
2
3 Конкурс рисунков по прочитанным книгам.
2 1 1
4
5 Конкурсная программа «Путешествие в море книг» 2 1 1
6
7. Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.
2 1 1,5
8
9
10 День книги – именинницы.
3 1,5 1,5
11
12
13 Сказки и стихи К.Чуковского. 3 1,5 1,5
14
15. Писатели – юбиляры. 2 1 1
16
17
18 Литературная игра
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. 3 1,5 1,5
19
20
21
22 «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.
4 2 2
23
24
25
26 Сказки зарубежных писателей.
4 2 2
27
28
29
30 Сказки братьев Гримм. 4 2 2
31 Зарубежный фольклор. 1 0,5 0,5
32 Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать» 1 0,5 0,5
33. «Папа, мама, я –читающая семья».
3 1,5 1,5
34. Посещение библиотеки. 1 0,5 0,5
Итого 34
часа Содержание программы
2 класс(34 часа)
Самые интересные книги, прочитанные летом.Посещение библиотеки.Обзор новых книг для чтения во 2 классе.
Конкурс рисунков по прочитанным книгам.Организация и проведение конкурса.Выставка рисунков.
Конкурсная программа «Путешествие в море книг» Конкурсная программа.
Подготовка по группам.Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.Литературная игра- викторина.Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
День книги – именинницы.Форма проведения по выбору учителя.Рассказ о книге по календарю знаменательных дат
Сказки и стихи К.Чуковского.Литературная игра- викторинаВикторина по произведениям, конкурс рисунков.
Писатели – юбиляры.Устный журнал.Рассказ о творчестве писателя.Литературная игра
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.Литературная игра- викторинаДраматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. Конкурс кроссвордистов.Отгадывание кроссвордов.
Сказки зарубежных писателей. Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков.Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
Сказки братьев Гримм.Устный журнал.Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
Зарубежный фольклор.Беседа, чтение.Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.
Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»Выставка рисунков и плакатов.
«Папа, мама, я –читающая семья». Проектная деятельность.
Праздник для родителей и детей* конкурс на самую читающую семью;*конкурс на лучшее чтение стихов;*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».
Посещение библиотеки.Беседа, обзор книг.Рекомендательный список произведений для летнего чтения.
Прогнозируемый результат реализации программы
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с книгой.
Умение работать с текстом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
10.О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

2 класс -34 часа
№ Тема Количество часов План. Факт. Вид занятий
(форма, метод) Содержание Примеч.
1. Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 1.09 Посещение библиотеки. Обзор новых книг для чтения во 2 классе. 2
3 Конкурс рисунков по прочитанным книгам.
2 8.09
15.09 Организация и проведение конкурса. Выставка рисунков. 4
5 Конкурсная программа «Путешествие в море книг» 2 22.09
29.02 Конкурсная программа.
Подготовка по группам. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. 6
7. Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.
2 6.10
13.10 Литературная игра- викторина. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. 8
9
10 День книги – именинницы.
3 20.10
3.11
10.11 Форма проведения по выбору учителя. Рассказ о книге по календарю знаменательных дат 11
12
13 Сказки и стихи К.Чуковского. 3 17.11
24.11
1.12 Литературная игра- викторина Викторина по произведениям, конкурс рисунков. 14
15. Писатели – юбиляры. 2 8.12
15.12 Устный журнал. Рассказ о творчестве писателя. 16
17
18 Литературная игра
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. 3 22.12
12.01
19.01 Литературная игра- викторина Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. 19
20
21
22 «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.
4 26.01
2.02
9.02
16.02 Конкурс кроссвордистов.
Отгадывание кроссвордов. 23
24
25
26 Сказки зарубежных писателей.
4 24.02
1.03
4.03
15.03 Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы 27
28
29
30 Сказки братьев Гримм. 4 22.03
5.04
12.04
19.04 Устный журнал. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы 31 Зарубежный фольклор. 1 26.04
Беседа, чтение. Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака. 32 Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать» 1 27.04 Выставка рисунков и плакатов. 33. «Папа, мама, я –читающая семья».
1 10.05 Проектная деятельность.
Праздник для родителей и детей * конкурс на самую читающую семью;
*конкурс на лучшее чтение стихов;
*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет». 34. Посещение библиотеки. 1 17.05 Беседа, обзор книг. Рекомендательный список произведений для летнего чтения Итого 34
часа Ресурсное обеспечение
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
.
Литература для учителя.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Литература для учащихся.
Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998