Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления Я ПОЗНАЮ МИР


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7» города Кирова




Утверждаю
Директор: А.Н.Лыскова.
______________________
Приказ № 1
от «28» августа 2015 года





Принято на педагогическом совете
Протокол № 1
от «28» августа 2015 года
Рекомендовано в качестве
рабочей программы по изучению внеурочной деятельности
социального направления




Рассмотрено на заседании
методического объединения учителей начальной школы
«28» августа 2015 года
Протокол № 1
Руководитель МО:
Н.В. Катаргина

________________





Рабочая программа

по внеурочной деятельности
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Я ПОЗНАЮ МИР»
1 класс (33 часа) – базовый уровень


Составитель:
__Васильева Лариса Николаевна______ , учитель начальных классов
(фамилия, имя, отчество)


Киров
2015 год

Пояснительная записка
Программа «Я познаю мир» реализует социальное (социокультурное и медиакультурное, экологическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологической культуре. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

· идея многообразия мира;

· идея экологической целостности мира;

· идея уважения к миру. 
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Задачи:
расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды;
изучение природы родного края;
развитие познавательного интереса учащихся к природе;
- воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
- первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»;
- элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
- первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;
- первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;
- первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества;
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным;
- понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;
- первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности;
- элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды.
3. Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения. На реализацию внеурочного занятия «Я познаю мир» в 1 классе отводится 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах отводится по 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания внеурочной деятельности должны отражать:
получение первоначального понимания значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;
формирование первоначального понимания значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;
получение первичного опыта межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
формирование первичного опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;
формирование первичных навыков использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения;
формирование ценностного отношения к природе;
получение элементарного представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды;
получение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
формирование элементарных знаний о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
1 класс:
Личностные результаты
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс:
Личностные результаты
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс
Личностные результаты
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
4 класс:
Личностные результаты
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1 – 2 классы
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
3 – 4 класс
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что - объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Содержание внеурочной деятельности
1 класс
Как мы понимаем друг друга (5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой. Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад. Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель. Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны. Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека. Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав. Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает ( 6 ч.)
Город (село) и его особенности. Взаимосвязь людей разных профессий. Зависимость человека от природы. Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Сходство растений и животных. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы. Свойства предметов, их части и действия с ними. Книга хранит знания и опыт людей. Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето? Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте. Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки? Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
3 класс
Вещество и энергия (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? Энергия. Что происходит при превращении энергии. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
Экологическая система ( 4 ч)
Цепи питания. Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. Лесные заморочки. Игра «Детектив» Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
Живые участники круговорота веществ (5 ч )
Растения и их роль на Земле. Экскурсия. О братьях наших меньших. Рыбы и их многообразие. Час эрудитов «Птичьи имена». Проект «Сохраним красоту природы»
Твои родные и твоя родина ( 3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи. Моя Родина – Россия! Путешествие в прошлое. История моей Родины.
Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, советской России и СССР (13 ч)
Откуда пошла земля Русская! Ледовое побоище. Слово о полку Игореве. Московское государство. Московский Кремль. Смутное время в России. Преобразования Петра I. Екатерина Великая. Михаил Васильевич Ломоносов. Отечественная война 1812 года. Император Александр II. Времена Советской власти и СССР. Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны».
Современная Россия (2ч)
Российская Федерация. Проект «Сохраним историю родного края»
4 класс
Как работает организм человека (7ч)
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. Опора тела и движение. Наше питание. О дыхании и вреде курения. Органы чувств человека. Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
Рукотворная природа (8ч)
Растения и животные на службе у человека. Изобретение рычага и колеса и их применение. Свойства воды и воздуха и их использование человеком. Как человек использует горные породы и минералы. Как обрабатывают металлы. Невидимая сила. Человек проникает в тайны природы. Экологический проект «Земля – планета жизни»
Человек и его внутренний мир (3ч)
Как стать личностью? Эмоции и чувства. Как настроение?
Человек в мире людей (3ч)
Почему возникают конфликты? Совесть. Путешествие по правам человека.
Человек и прошлое человечества (4ч)
Добро и зло в Первобытном мире. Мир средневековых цивилизаций. Технические достижения эпохи Нового времени. 21 век.
Человек и многоликое человечество (4ч)
«В некотором царстве, в тридевятом государстве» Мы не похожи, ну и что же? Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов»
Человек и единое человечество (5ч)
Что такое деньги. Почему разные страны помогают друг другу? Сказки разных народов. Глобальные проблемы
Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности обучающихся
Тема раздела
№ урока
Тема занятия
Содержание ФГОС
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
ИКТ, ресурсы

1 класс

Как мы понимаем друг друга (5ч)
1
Вводное занятие. Как мы будем учиться.
Учеба. Школа. Школьные принадлежности.
Познакомиться с учителем и одноклассниками. Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе. Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах. Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.



2-3
Школьные правила вежливости.
Вежливость. Правила вежливости




4
Режим дня школьника.
Режим дня. Зарядка. Закаливание. Прогулка. Свободное время




5
Ты – ученик.
Права и обязанности учащегося



Как мы узнаём, что перед нами (2ч)
6
Что за словом?
Предмет, признак предмета
Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки



7
Путешествие в Угадайку.
Многообразие окружающего мира. Живая и неживая природа
Различать времена года по признакам.
Характеризовать времена года. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»


Времена года (4ч)
8
Осенние посиделки.
Осень. Признаки времени года. Праздник урожая.











9
Зимушка-зима.
Зима. Признаки времени года. Праздник санок, лыж и горок.




10
Праздник встречи Весны.
Весна. Признаки времени года. Праздник пробуждения Земли.




11
Весёлое лето.

Лето. Признаки времени года. Праздник солнца и цветов.



Как ты узнаёшь мир (3ч)
12
Глаза – главные помощники человека.
Глаза. Сохранение зрения. Гимнастика для глаз
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки. Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека.










13
Память и ум – помощники человека.
Память, ум. Головной мозг – командир всего тела.




14
Жить – с книгою дружить.
Книга-сокровище человечества. Бережное отношение к книгам



Твоя семья и друзья (3ч)

15
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.
Семья. Члены семьи. Обязанности в семье. Семейные ценности, семейные традиции.
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи.










16
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?
Опасности дома: газ, электричество, вода, острые предметы, медикаменты, балкон, лестница и т.д. Незнакомцы.




17
Без друга в жизни туго. Мои друзья
Друзья, дружба.



Что нас окружает (7ч)
18
Мой поселок. Достопримечательности.
Экскурсия по поселку. Малая родина. Павел Садаков – герой ВОв. Город Киров – город трудовой славы.
Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни. Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации. Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии. Характеризовать разные виды транспорта. Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни. Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей. Приводить примеры использования человеком богатств природы. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства. Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний.










19
Мы – пешеходы.
Пешеход. ПДД.




20
Что такое профессия? Какие бывают профессии?
Профессия. Завод. Фабрика.




21
Из чего что сделано?
Вещи, предметы и материалы для их изготовления.




22
Водица-царица.
Три состояния воды. Свойства воды.




23
Транспорт. Мы – пассажиры.
Пассажир. Велосипедисты. ПДД.




24
Мой путь от дома до школы.
ПДД. Безопасный путь.



Живые обитатели планеты (8ч)
25
Живое и неживое.
Живая и неживая природа
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные
·дикорастущие растения. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности. Приводить примеры особенностей человека как разумного существа. Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере. Оценивать конкретные примеры поведения в природе.










26
Какие бывают растения? Какие бывают животные?
Растения: травы, кустарники, деревья.
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, ракообразные, паукообразные, моллюски, звери, птицы.




27
Путешествие по зоопарку.
Зоопарк. Поведение в зоопарке.




28
Домашние любимцы и комнатные растения.
Домашние питомцы. Комнатные растения. Уход за питомцами и растениями.




29
Собака – верный друг человека
Собака. Породы собак.




30
Строение тела человека.
Внешнее и внутреннее строение тела человека




31
Правила поведения в природе.
Поведение в природе.




32
Изучение компьютерной грамотности по теме «Земля – наш общий дом».
Проект по теме «Земля – наш общий дом». Земля – дом всего живого. Связи живой и неживой природы.



Итоговое занятие (1ч)
33
Итоговое занятие. Игра «Поле чудес»
Игра



2 класс

Наша планета (22ч)
1.
Мир живой и неживой природы.
Живая и неживая природа.
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы, вещи и вещества



2.

Вещи и вещества.
Разнообразие веществ.
Вещи и вещества. Химия.




3.

Как без часов определить время суток?
Часы. Определение времени суток. Ориентирование на местности.
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий. Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы.



4.
Форма Земли.
Планета Земля. Шарообразная форма Земли.




5.
О чём рассказывает глобус.
Глобус – модель Земли




6.
Викторина «Занимательная география»
География




7.
Звёзды, созвездия, планеты.
Небесные тела. Космос




8.
Земное притяжение.
Земное притяжение и невесомость.
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления.



9.
Почему день сменяется ночью?
День и ночь – сутки прочь.
Сравнивать и различать день и ночь.
Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года



10.
Почему бывает лето?
Лето. Причины смены времен года




11.
Где живут белые медведи и слоны?
Приспособления животных к месту обитания




12.
Прозрачный невидимка (воздух)
Воздух. Свойства воздуха. Погода.
Наблюдать погоду и описывать её состояния. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Сравнивать погоду и климат. Оценивать свою работу.




13.
Изучение компьютерной грамотности по теме «Солнечная система»
Проект по теме «Солнечная система»




14.
Путешествие по карте России.
Россия – большая красивая страна. Физическая карта России
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Оценивать свою работу. Показывать объекты на карте и глобусе.



15.
Адрес на глобусе и карте.
Глобус. Масштаб на глобусе и карте




16.
Что обозначают на
карте с помощью цвета?
Цвет на карте. Условные обозначения




17.
Путешествие по материкам и океанам.
Материки и океаны.




18.
Куда текут реки?
Реки России
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Показывать объекты на карте



19.
Как рождаются горы?
Горы России




20.
Моря и острова.
Моря и острова России




21.
Обитатели морей.
Морские обитатели




22.

Изучение компьютерной грамотности по теме «Моя страна»
Проект по теме «Моя страна»
Презентовать проекты, рассказывать сообщения. Оценивать свою работу и работу одноклассниках


Земля – наш общий дом (12ч)
23.
Великий круговорот жизни.
Круговорот жизни. Экосистемы
Характеризовать экосистемы. Составлять цепи питания



24.

Путешествие по природным зонам.
Природные зоны. Растительный и животный мир природных зон
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. Находить на карте изученные природные зоны. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.




25.
Красная книга.
Красная книга России, Кировской области.




26.
Жизнь леса.
Лес – природное сообщество. Цепи питания




27.

Хрупкая природа степей и пустынь.
Растительный и животный мир степей и пустынь




28.

Где растут тропические леса.
Растительный и животный мир тропиков. Легкие планеты




29.
Жизнь в горах.
Растительный и животный мир в горах





30.
Путешествуем по Европе.
Политическая карта мира. Европа. Страны Европы, их столицы и достопримечательности




31

Страны Африки и Америки.
Растительный и животный мир Африки и Америки.




32.
Австралия. Антарктида.
Растительный и животный мир Австралии и Антарктиды
Показывать территорию России, ее государственную границу. Находить на карте России родной регион.




33.
Моя Родина – Россия.
Моя большая Родина




34.
Земля – наш общий дом. Изучение компьютерной грамотности по теме «Всемирная выставка»
Проект по теме «Всемирная выставка»



3 класс

Вещество и энергия (3ч)
1.
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Вещество. Свойства веществ. Пластичность.
Приводить примеры веществ. Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы



2.
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Энергия. Превращение энергии.




3.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Вещество и энергия



Оболочка планеты,
охваченная жизнью (4ч)
4.
Живая оболочка планеты.
Оболочка планеты. Атмосфера
Характеризовать место обитания живых организмов



5.

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Круговорот веществ в природе. Единство живого и неживого
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого



6.

Солнце - как источник энергии.

Солнце – источник энергии
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов



7.

КВН «Планета загадок»
Круговорот веществ в природе. Солнце



Экологическая система (4ч)
8.
Цепи питания
Цепи питания
Характеризовать экосистемы и природные сообщества. Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.




9.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Экосистемы и их обитатели




10.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Экологический прогноз. Экология.




11.
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
Экология, экосистема



Живые участники круговорота веществ (5ч)

12.
Растения и их роль на Земле. Экскурсия.
Растения, их роль на Земле.
Выяснить роль растений в природе и жизни людей




13.
О братьях наших меньших.
Братья наши меньшие. Мы в ответе за тех, кого приручили
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.




14.
Рыбы и их многообразие.
Рыбы, их среда обитания, их особенности приспособления к месту обитания




15.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Птицы, их голоса




16.
Изучение компьютерной грамотности по теме «Сохраним красоту природы»
Проект по теме «Сохраним красоту природы»



Твои родные и твоя родина (3ч)
17.
Человек и его корни. Родословное древо семьи
Родословная
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.




18.
Моя Родина – Россия!
Моя большая родина.





19
Путешествие в прошлое. История моей Родины.
История. Историческое прошлое моей страны



Времена Древней Руси, Московского государства, Российской Империи, Советской России и СССР (13ч)
20
Откуда пошла земля Русская!
Возникновение страны
Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.



21

Ледовое побоище.
Ледовое побоище, Невская битва. Александр Невский.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и па мятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране. Презентовать работу по истории своей страны, ее памятным местам.



22
Слово о полку Игореве.
Князь Игорь. Слова о полку Игореве




23

Московское государство.
Москва – объединение русских земель. Золотая Орда. Московский Кремль




24

Московский Кремль.





25

Смутное время в России.
Народное ополчение. Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский




26
Преобразования Петра I
Петр I. Санкт-Петербург




27
Екатерина Великая
Преобразования Екатерины Великой




28

Михаил Васильевич Ломоносов





29
Отечественная война 1812 года.
Отечественная война 1812 года. Наполеон Бонапарт.




30

Император Александр II
Александр II




31
Времена Советской власти и СССР.
СССР




32
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны»
Отчет по теме «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны»
Организовать выставку рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны»


Современная Россия (2ч)
33.
Российская Федерация

Российская Федерация. Столица Москва.
Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.





34
Изучение компьютерной грамотности по теме «Сохраним историю родного края»
Проект по теме «Сохраним историю родного края»
Презентовать работу в микрогруппах. Оценивать результаты групп


4 класс

Как работает организм человека (7ч)
1.
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Тело человека и охрана здоровья. Роль кожи. Скелет и мышцы. Правильное питание. Дыхание. Вредные привычки. Органы чувств.
Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья




2.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.





3
Опора тела и движение





4
Наше питание






5.
О дыхании и вреде курения.





6.
Органы чувств человека.





7.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»




Рукотворная природа (8ч)
8.
Растения и животные на службе у человека.
Растения и животные – помощники человека
Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать полученный и найденный материал





9.
Изобретение рычага и колеса и их применение
Рычаг и колесо – изобретение человека




10.
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
Использование воды и воздуха человеком




11

Как человек использует горные породы и минералы
Горные породы и минералы на службе человека




12

Как обрабатывают металлы.
Обработка металла




13
Невидимая сила
Связи в природе




14
Человек проникает в тайны природы
Тайны природы




15
Изучение компьютерной грамотности по теме «Земля – планета жизни»
Экологический проект по теме «Земля – планета жизни»



Человек и его внутренний мир (3ч)
16
Как стать личностью?
Личность. Великие личности
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека



17
Эмоции и чувства
Чувства, эмоции, сопереживание




18
Как настроение?
Настроение, его влияние на окружающих



Человек в мире людей (3ч)
19
Почему возникают конфликты?
Конфликт, способы его разрешения
Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций



20
Совесть.
Стыд, совесть. Чувство ответственности. Ложь и правда




21
Путешествие по правам человека.
Права человека. Конвенция прав ребенка



Человек и прошлое человечества (4ч)
22
Добро и зло в Первобытном мире

Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.



23
Мир средневековых цивилизаций





24
Технические достижения эпохи Нового времени





25
21 век




Человек и многоликое человечество (4ч)

26
« В некотором царстве, в тридевятом государстве»
Народы мира, их культура, особенности костюмов, традиций, внешности. Толерантность
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.



27
Мы не похожи, ну и что же?





28
Пути духовных исканий.





29
Выставка работ «Дети разных народов»




Человек и единое человечество (5ч)
30
Что такое деньги.
Денежные единицы. История денег
Рассказывать о денежных единицах стран мира



31

Почему разные страны помогают друг другу?
Политика
Строить общение на заданную тему аргументировать свою точку зрения



32
Сказки разных народов
Народы мира, их культура
Сравнивать мотивы и значения сказок народов мира



33
Глобальные проблемы
Проблемы нас объединяют.
Определять глобальные проблемы, искать пути их решения



34
Изучение компьютерной грамотности по теме «Моё человечество»
Проект по теме «Моё человечество»
Презентовать работы микрогрупп, оценивать результат совместной деятельности


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Окружающий мир (для 1-4классов)/ А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан. – Москва: Баласс. – 2011
Большое морское путешествие (игра-соревнование)// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 10, май. – 2010
По тропинкам лета// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 10, май.– 2010
Кругошкольное путешествие// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 13, июль. – 2009
Путь в Камелот// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 13, июль. – 2009
Организм человека и его здоровье// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 12, июнь. – 2010
Школа общения// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 15, август. – 2009
Право имею// газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 3, март. – 2009
Книга для чтения: учебник для 1 класса./ Сост. Горецкий, Климанова и др. – М.: Просвещение. – 1986
Классные часы в 1-4 классах./ Сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград.: Учитель. – 2007
Имена героев на карте Кировской области. – Киров.: ООО «Вятский издательский дом». – 2014
Конституция РФ
Наш дом – планета Земля // газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 8, август. – 2007
Я в мире, мир во мне// газета «Педагогическое творчество». – М.: «Первое сентября». - № 1, январь. – 2009
Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. – 2009
Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение. – 2009
Мищенкова Л.В. Развивающие занятия в начальной школе. – М.: Дрофа. – 2007
Внеклассное чтение. 1 класс./ Сост. М.В. Юдаева. – М.: Самовар. – 2008
Компьютер, демонстрационный экран, проектор.